Национальное богатство и общественное благосостояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

В современной экономической литературе единый подход к определению структуры национального богатства не сложился. Одни экономисты включают в него весь запас материальных благ, созданных трудом используемых для производства и потребления. При этом природные богатства и труд являются источниками и условиями создания национального богатства. Другие ученые вводят в качестве элемента национального богатства и естественные ресурсы. Третьи полагают, что национальное богатство может содержать в себе и нематериальные ценности – знания, информацию, культуру и т.п.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время национальное богатство играет основополагающую роль в экономике любой страны, оно занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные показатели.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_ЭКОНОМИКА.docx

— 277.62 Кб (Скачать файл)

По экспериментальным  расчетам специалистов Института экономики РАН, выполненным на базе данных Всемирного банка, на начало третьего тысячелетия национальное богатство всех стран мира оценивалось в 550 трлн. долл., из которых половина приходилась на страны большой «семерки» - США, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Канаду, Японию. Национальное богатство США оценивалось примерно в 24 трлн. долл. в текущих ценах и 2 трлн. долл. в сопоставимых ценах 1929 г. Остальная половина распределялась между странами ОПЕК - 95 трлн. долл., странами СНГ - 80 трлн. долл. и прочими странами - 100 трлн. долл.

Следует подчеркнуть, что  больше половины мирового национального богатства составляет человеческий капитал - 365 трлн. долл., на воспроизводимый и природный капитал приходилось соответственно 95 и 90 трлн. долл. Человеческий капитал практически во всех странах мира превышал половину накопленного национального богатства. Высокий удельный вес человеческого капитала свидетельствует об уровне развития стран и о неравномерном распределении природных элементов богатства.

В настоящее время в  большинстве стран мира при оценке стоимости национального богатства, как правило, в него включаются:

- нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств);

- непроизводственные активы, в том числе материальные (земля, запасы полезных ископаемых, естественные биологические и подземные водные ресурсы);

- нематериальные запасы (лицензии на использование изобретений, ноу-хау, передаваемые договоры и др.);

- финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции промышленных компаний, государственные ценные бумаги, задолженность зарубежных стран и др.).

Таким образом, национальное богатство страны можно определить как совокупность экономических  активов страны, уменьшенную на стоимость ее финансовых обязательств.

По данным академика Н.П. Федоренко, физический объем национального богатства России за 100 с лишним лет (1895-2005) увеличился почти в 32 раза. Значительное влияние на колебание темпов роста национального богатства России на протяжении всего ХХ века оказывали мировые экономические кризисы и политические катаклизмы внутри России. В этой связи интересны сравнения темпов прироста национального богатства по «периодам правления» государством различными лидерами.

В частности, в эпоху фактического правления последнего императора России Николая II (1894-1917) национальное богатство страны увеличилось на 64%. В то время, когда премьер-министром был известный реформатор С.Ю. Витте (1905-1906), роста национального богатства не было зафиксировано. При руководстве правительством царской России П.А. Столыпиным (1906-1911) национальное богатство страны увеличилось на 6,2%.

В период правительственной  чехарды (1911-1917), когда сменилось  только 7 председателей правительства, национальное богатство уменьшилось на 3,2%.

В эпоху правления В.И. Ленина (1917-1924) национальное богатство  страны увеличилось на 20,8%.

Наибольшее приращение национального  богатства России в составе бывшего  Советского Союза произошло в  период правления И.В. Сталина (1924- 1953). За это время данный показатель увеличился на 240%.

При руководстве Советским  Союзом Н.С. Хрущевым (1953-1964) прирост  национального богатства страны составил 64%.

В период «застоя», когда  страной руководил Л.И. Брежнев (1964-1982) данный показатель возрос на 186%.

В то же время статистические данные свидетельствует о наличии  постоянной тенденции опережения темпов роста национального богатства того времени по сравнению с национальным доходом. В 1961-1965гг. в экономике СССР на 1% прироста национального дохода приходилось 1,14% прироста воспроизводимого национального богатства, а в 1986-1990гг. - уже 2,56%. Примерно такая же тенденция наблюдалась и в экономике России в 1980-е годы. Долговременный структурный тренд воспроизводства национального богатства СССР определялся тем, что в составе учитываемого богатства примерно две трети составляли основные фонды (или по современной статистической терминологии - основной капитал); пятую часть - домашнее имущество населения и шестую часть - материальные оборотные средства.

После смерти Л.И. Брежнева краткий  период времени у власти находились Ю.В. Андропов (1982-1983) и К.У. Черненко (1983-1985), которые не успели оказать реального воздействия на динамику развития национального богатства.

В годы правления М.С. Горбачева (1985-1991) объем национального богатства, по официальной статистике, увеличился на 28%.

После распада СССР «дележ»  национального богатства (за исключением отдельных объектов) был произведен по так называемому «территориальному признаку». При этом из общего объема национального богатства СССР к России отошло около 60%; к Украине - 16%; к Белоруссии - 3,6% этого богатства. В республиках Прибалтики осталось 3,2%, в среднеазиатских республиках - чуть более 11% и в закавказских республиках - 3,9% «общесоюзного» национального богатства.

Распад Советского Союза  и непродуманные хаотические  экономические реформы при Б.Н. Ельцине (1991-1999), по оценке российских ученых, привели к снижению реальной стоимости национального богатства России в исчислении примерно на 10%.

Период стабилизации экономического развития современной России начался  с приходом к власти Президента В.В. Путина. Правительству во главе с  М.М. Касьяновым удалось начать реальные экономические преобразования. С 2000 г. начинается рост экономики и постепенное увеличение национального богатства России, которое за период с 2000 по 2003 г., по данным официальной статистики, возросло почти на 70%. Правительство М.Е. Фрадкова пытается выработать программу экономического развития, направленную на стимулирование экономического роста и решение масштабных социальных программ.

В конце 2000 г. впервые Госкомстат России оценил Национальное богатство  России с учетом непроизводственных активов (земля, леса, природные ресурсы и т.п.) и материальных активов. Национальное богатство России было оценено в 670 трлн. 614 млрд. руб., что в пересчете по официальному курсу составляло около 24 трлн. долл. Основной частью непроизводственных активов является земля. Земельная площадь России по состоянию на 2003 г. составляла 1709,8 млн. га, (свыше 17 млн. кв. км), из них на лесные земли приходилось 50,5%, на сельскохозяйственные угодья - 12,9%, болота - 12,4% и другие земли (под древесно-кустарниковой растительностью, под дорогами, под застройками, нарушенные земли и пр.) - 24,2%.

Общая площадь лесных ресурсов России на начало 2003 г. оценивалась в 883 млн. га, из них покрытая лесом - 776 млн. га. Общий запас древесины составлял 82 млрд. кв. м.

По данным Института мировых  ресурсов, именно Россия обладает наиболее обширными территориями, слабо затронутыми  или не затронутыми хозяйственной деятельностью, площадь которых составляла 7,5 млн. кв. км. Для сравнения: в Канаде такие территории составляли 6,4 млн. кв. км., в Китае - 2,1 млн. кв. км.

Сохранение российских лесов  и болот позволяет демпфировать климатические изменения, смягчать экономические и социальные потери не только для России, но и для других регионов мира. Нельзя исключать возможность, что в будущем мировое сообщество придет к выводу о необходимости компенсировать России (как и некоторым другим государствам) потери от неосвоенности обширных территорий, являющихся мировым биосферным резервом.

Россия обладает весьма значительными  водными ресурсами. По запасам пресной воды Россия занимает первое место в мире. Величина речного стока по состоянию на 2002 г. составляла 4682 кубических километра в год.

Россия имеет достаточно развитую минерально-сырьевую базу. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в начале третьего тысячелетия оценивалась почти в 30 трлн. долл. а прогнозный потенциал -- в 150 трлн. долл.

Необходимо отметить крупномасштабность и комплексность природно-ресурсного потенциала страны. Природные ресурсы России являются прочным фундаментом для устойчивого развития экономики в режиме расширенного воспроизводства и международного сотрудничества.

В стране открыто и разведано  около 20 тысяч различных видов  месторождений полезных ископаемых, из них 37% введено в промышленное освоение.

Несмотря на различные  оценки потенциальных запасов полезных ископаемых в России, несомненно, что страна располагает самыми крупными в мире разведанными запасами (в % от общемировых) апатитов (64,5), природного газа (35,4), железа (32), никеля (31), бурых углей (29), олова (27), кобальта (21), цинка (16), урана (14), нефти (13), свинца (12), меди (11).

Кроме того, Россия имеет  крупные запасы золота, алмазов, изумрудов, платины и др., которые наиболее активно вовлекаются в промышленную разработку.

Национальное богатство  каждой страны создается непосредственно  трудом ее граждан, поэтому трудовые ресурсы следует отнести к  одному из основных факторов развития как национальной, так и мировой  экономики. Трудовые ресурсы, в свою очередь, зависят от общей численности населения стран мира, которое с 1900 по 2000 г. возросло в 4 раза и в начале третьего тысячелетия превысило 6 млрд. человек.

По состоянию на начало 2003 г. трудовые ресурсы России составляли более 80 млн. человек, или почти 55% населения страны. По этому показателю Россия занимала 5-е место в мире после Китая, Индии, США и Индонезии.

Более 90% общей численности  трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые  и безработные). Численность экономически активного населения (рабочей силы), обеспечивающего предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, в России по состоянию на начало 2003 г. составляла 70 млн. человек, что также соответствовало 5-му месту в мире.

Сокращение ВВП, спад промышленного  производства, кризисная ситуация во многих отраслях российской экономики в 1990-е годы привели к сокращению общего числа занятых в народном хозяйстве. За период с 1990 по 2002 г. численность занятых в экономике России сократилась с 75 млн. до 65 млн. человек.

В начале третьего тысячелетия  Россия переживала тяжелый демографический кризис, уходящий истоками в 60-е годы, но резко обострившийся в 90-е годы. Кризис проявляется, прежде всего, в низком уровне состояния здоровья и высокой смертности населения (особенно трудоспособных мужчин), беспрецедентных для развитых стран. Это не позволяет реализовать в полной мере высокий потенциал образования и квалификации населения.

Демографические ресурсы  России очень ограниченны, особенно относительно ее территории и природных ресурсов. В текущем тысячелетии продолжится процесс депопуляции населения, начавшийся в 1992 г.

В конце 90-х гг. уровень  смертности в России был такой  же, как в странах, находящихся  в условиях войны. За период с 1992 по 2002 г. население России сократилось на 4,3 млн. человек и составляло 145 млн. человек.

По прогнозам специалистов-демографов, при сохраняющихся тенденциях к 2015 г. население страны может уменьшиться еще на 9-17 млн. человек, а к 2028 г. - сократиться на 23 млн. и составить 124 млн. человек.

 

 

2. Общественное  благосостояние

2.1. Сущность и  характеристика

Благосостояние – характеристика социально-экономических условий  жизни и удовлетворения потребностей населения. По рекомендациям ООН благосостояние представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в т.ч. демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в т.ч. грамотность; жилище; социальное обеспечение; человеческие свободы. Для международного сопоставления уровня жизни (благосостояния) ООН использует так называемый «индекс человеческого развития», включающий преобразованный национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование.

Главным элементом благосостояния является уровень и дифференциация доходов населения. Уровень доходов в целом – результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием экономических, демографических и социальных факторов и измеряется соотношением уровня материальной обеспеченности 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных групп населения (децильный коэффициент).

Одной из главных характеристик  благосостояния населения является степень соответствия денежных доходов  прожиточному минимуму. Так, в Декларации прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 26) предусмотрено, что «пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни ниже установленного законом прожиточного минимума». Прожиточный минимум – это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния населения. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на налоги и обязательные платежи. При изучении благосостояния остро стоит проблема малообеспеченности – следствие низкого размера доходов, низкой квалификации, незанятости, наличия иждивенцев и пр.

Благосостояние, наряду с  доходами и потреблением, включает условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образовательного уровня, здоровья, демографии и демографической и экологической ситуации. В большинстве стран с рыночной экономикой преобладающая часть расходов на образование, медицину, социальное обслуживание покрывается за счет коллективных источников финансирования. Отрицательно сказывается на благосостоянии населения инфляция, которая обесценивает доходы населения. Нейтрализуются негативные последствия инфляции посредством политики индексации доходов.

Информация о работе Национальное богатство и общественное благосостояние