Национальное богатство в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы накопления национального богатства в современной экономике.
Для ее достижения необходимо решить ряд задач:
изучить понятие и структуру национального богатства;
выяснить проблемы накопления национального богатства на примере ряда зарубежных стран;
рассмотреть состояние национального богатства Республики Беларусь и тенденций его изменения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА 5
2 ПРОБЛЕМА НАКОПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
3 НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Окончательный вариант.docx

— 122.40 Кб (Скачать файл)

Стоимость прибавочного продукта, созданного в масштабе всей страны, принимает форму обособившихся  доходов. Это — централизованный доход государства, прибыль государственных  предприятий производственной сферы, колхозов, производственных предприятий  потребительской кооперации.

Кроме того, к  основным, или первичным, доходам  относятся доходы, получаемые колхозниками, рабочими, служащими от личного подсобного хозяйства.

Национальное  богатство подвергается вторичному распределению или перераспределению, которое обусловлено необходимостью использования части национального  богатства на содержание непроизводственной сферы. Распределение национального  богатства охватывает всё национальное богатство, а перераспределение  — только его часть. В результате перераспределения национального  богатство образуются -производные доходы, которые получают лица, занятые в непроизводственной сфере: работники просвещения, здравоохранения, искусства, государственного управления и т. д.

Перераспределение национального богатства и образование  производных доходов происходит, во-первых, через государственный  бюджет. Часть аккумулированного в бюджете национального богатства (дохода) расходуется на выплату заработной платы работникам непроизводственной сферы (врачам, учителям, работникам государственного аппарата, военнослужащим и т. д.), пенсий, стипендий и т. д. Во-вторых, перераспределение национального богатства происходит путем оплаты населением услуг, которые оказывают ему предприятия непроизводственной сферы: театры, пассажирский транспорт, коммунально-бытовые предприятия (бани, прачечные, парикмахерские и т. д.), жилищное хозяйство, связь и т. д.

На распределение  и перераспределение национального  богатства большое влияние оказывает развитие не только производственной, но и непроизводственной сферы. Важнейшая особенность распределения и перераспределения национального богатства на этапе развитого социалистического общества состоит в более быстром развитии непроизводственной сферы, и прежде всего сферы услуг. Расходы на просвещение, здравоохранение и другие культурно-бытовые нужды населения быстро увеличиваются, вследствие чего их доля в национальном богатстве постоянно поднимается. Более быстрый рост сферы услуг подготовлен сравнительно высоким уровнем развития материального производства и является объективной необходимостью. Увеличение фонда свободного времени и обеспечение всестороннего и гармоничного развития человека вызывают необходимость ускоренного развития образования, спорта, индустрии быта и досуга и т.д.

Социалистическое  государство предоставляет работникам материального производства и всему  населению ряд услуг бесплатно  или на льготных условиях. На содержание учреждений, оказывающих услуги (детские ясли, детские сады, больницы, дома отдыха, санатории, клубы и т. д.), расходуются средства государственного бюджета. На эти же цели расходуют свои доходы государственные предприятия,  колхозы.

В современных  условиях перехода российской и белорусской  экономики на инновационный путь развития важно учитывать нематериальное богатство нации (человеческий капитал, достижения научно-технической мысли, информационные ресурсы, духовное наследство нации), которое является одновременно результатом предшествующего развития страны и источником дальнейшего  роста. Нематериальным капиталом нации  считается накопленное духовное, интеллектуальное, культурное богатство, формирующее и реализующееся  через общественное сознание. На процесс  формирования общественного сознания влияет степень развитости средств  массовой информации, социально-экономическая  политика государства, воспроизводство  национальных идей. В этой связи  необходимо перейти от теории факторов экономического роста к теории устойчивого  развития человека и его потенциала. 

2 ПРОБЛЕМА НАКОПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

В настоящее  время в большинстве стран  мира при оценке стоимости национального  богатства, как правило, в него включаются:

  • нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств);
  • непроизводственные активы, в том числе материальные (земля, запасы полезных ископаемых, естественные биологические и подземные водные ресурсы);
  • нематериальные запасы (лицензии на использование изобретений, ноу-хау, передаваемые договоры и др.);
  • финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции промышленных компаний, государственные ценные бумаги, задолженность зарубежных стран и др.).

Так, общим  показателем материального благосостояния различных социальных групп выступает  показатель уровня жизни.

Уровень жизни  отражает обеспеченность населения  необходимыми материальными благами  и услугами, достигнутый уровень  их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. В широком плане понятие «уровень жизни» включает условия труда, быта и досуга, здоровье населения и  образование, природную среду обитания и пр. В этом случае используется понятие «качество жизни».

Определены  четыре уровня жизни населения:

  • достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
  • нормальный уровень (рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, что обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
  • бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);
  • нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор материальных благ и услуг, который позволяет поддерживать лишь жизнедеятельность человека) [4, с. 8].

Экономическая система - это способ организации  общества для решения стоящих  перед ним экономических вопросов.

 Человеческое  общество в своем развитии  использовало и использует различные  экономические системы, среди  которых выделяют традиционную, рыночную, командную (или централизованную) и смешанную экономики. 

 Традиционная  экономика основана на традициях,  передающихся от поколения к  поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить,  для кого и каким образом.  Перечень благ, технология производства  и распределение базируются на  обычаях данной страны. Экономические  роли членов общества определяются  наследственностью и кастовой  принадлежностью. Такой тип экономики  сохраняется сегодня в некоторых  так называемых слаборазвитых  странах, куда технический прогресс  проникает с большими трудностями,  так как он, как правило, подрывает  устоявшиеся в этих системах  обычаи, традиции.

 Рыночная  экономика характеризуется частной  собственностью на ресурсы и  использованием системы рынков  и цен для координации экономической  деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить,  определяют рынок, цены, прибыль  и убытки хозяйствующих субъектов. 

 Производитель  стремится производить («что»)  ту продукцию, которая удовлетворяет  потребности покупателя и приносит  ему наибольшую прибыль. Потребитель  сам решает, какой товар ему  купить и сколько за него  заплатить денег. 

 Поскольку  в условиях свободной конкуренции  установление цен от производителя  не зависит, то на вопрос  «как?» производить хозяйственник  отвечает стремлением производить  продукцию с более низкими  издержками, чем его конкурент,  с тем чтобы продать больше и по низкой цене. На решение этой задачи направлена технология и организация производства, использование технического прогресса, различные методы управления.

В такой экономической  системе правительство не вмешивается  в экономику. Его роль сводится к  защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

 Командная  или централизованная экономика  является противоположностью рыночной  экономики. Она основана на  государственной собственности  на все материальные ресурсы.  Отсюда все экономические решения  принимаются государственными органами  посредством централизованного  (директивного) планирования. Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что, в каком объеме производить; выделяются определенные ресурсы, техника, рабочая сила, материалы и др., что определяет решение вопроса, как производить; указываются не только поставщики, но и покупатели, т.е. решается вопрос, для кого производить. Выделение ресурсов предприятию осуществляется на основе долговременных приоритетов, в силу чего производство товаров постоянно отрывается от потребностей членов общества.

 Смешанная  экономика предполагает использование  регулирующей роли государства  и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются  из отрасли в отрасль по  собственному решению, а не  по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную,  социальную, фискальную (налоговую)  и другие виды экономической  политики, что в той или другой  степени способствует экономическому  росту страны и повышению жизненного  уровня населения. 

 Современный  мир характеризуется широким  разнообразием смешанных моделей.  Например, известна шведская система,  в которой сердцевиной является  социальная политика. Японская модель  экономики характеризуется развитым  индикативным (рекомендательным) планированием  и координацией деятельности  правительства и частного сектора.  В американской экономике государство  играет важную роль в утверждении  правил экономической деятельности, регулировании бизнеса, развитии  образования и науки. Но большинство  решений принимается исходя из  ситуации на рынке и ценообразования  на нем.

Одним из основных показателей, характеризующим результаты проводимой государством жилищной политики, является число построенных квартир  в наиболее развитых странах мира, данные о котором представлены в  таблице 2.1.

Данные таблицы 2.1 и рисунка 2.4 свидетельствуют о  том, что в процессе анализа числа  построенных квартир можно сделать  вывод о том, что в целом  существует тенденция увеличения их количества.

 

Таблица 2.1 — Число построенных квартир  в развитых странах мира за 2007-2011 гг.                                                                                                        тысяч

Страны

2007

2008

2009

2010

2011

Германия

290

268

278

242

248

Франция

306

313

344

410

422

Италия

234

256

256

256

256

Великобритания

183

190

203

227

232

Япония

1151

1160

1189

1236

1236

США

1648

1679

1842

1930

1930

Канада

186

199

216

211

211


Источник: [10].

 

Великобритания  – одна из самых дорогих стран  в мире, и особенно это касается недвижимости. Причина дороговизны  в жилом секторе – в явном  недостатке жилья и особенно жилья  экономкласса. Для большинства британцев постоянный рост цен на недвижимость в Великобритании не оставляет шансов на покупку дома: в период с 1997 по 2005 год цены на жилье выросли на 156%, а доходы – лишь на 35%.

 

Рисунок 2.1 — Число построенных квартир в развитых странах за 2007-2011 гг. [10]

 

Статистика  показывает следующее: в 70% британских домов проживают их владельцы, и  это очень высокий для Европы показатель. Но  плотность собственников  неодинакова по стране: чем дальше от больших городов, тем большее число собственников жилья, а потребность в жилье всегда выше в больших городах, особенно в Лондоне. В итоге в больших городах при ограниченном предложении жилых единиц цены (в том числе на аренду) слишком завышены.

 Несмотря  на то, что Великобритания имеет  собственную госпрограмму обеспечения  населения доступным жильем с  конца 40-х годов прошлого века, разрешить этот вопрос окончательно  не удается. Сегодня в списках  ожидания более 700 тысяч семей,  более миллиона обитаемых домов  непригодны для жизни, и около  полумиллиона британцев проживает  в официально признанных стесненных  условиях.

 Социальное  жилье практически не строили  в Британии с конца 70-х годов  прошлого века. В начале 80-х ситуация  была почти образцовой: третья  часть жилищного фонда страны  была именно муниципальной. Может  быть, именно столь хорошее положение  дел и привело к ошибке в  планировании: проданное в собственность  социальное жилье не успевали  заместить новым.

 Общенациональная  программа Right to Buy позволила более чем полутора миллионам британцев стать собственниками жилья на льготных условиях. В результате в наши дни лишь пятая часть жилого фонда страны является социальным, и этого катастрофически не хватает на покрытие потребностей для самых нуждающихся англичан.

Фонд социального  жилья Британии управляется местными властями (чуть более 2 млн единиц) и Housing Associations (оставшиеся 1,9 млн единиц). Последние являются подразделением национальной Жилищной корпорации и могут весьма разниться по форме собственности: сюда входят кооперативы, трасты и благотворительные организации. В Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии есть собственные подразделения Housing Associations либо местные аналогичные организации.

 Как и  во многих других странах, британцы  проверяют справедливость цен  на жилье, сравнивая их с  доходом и вычисляя коэффициент  доступности жилья. В настоящее  время данный коэффициент составляет 11 средних годовых доходов для приобретения среднего дома, и это довольно далеко от европейской нормы (3-5 годовых доходов семьи из трех человек).

Информация о работе Национальное богатство в современной экономике