Национальное богатство в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы накопления национального богатства в современной экономике.
Для ее достижения необходимо решить ряд задач:
изучить понятие и структуру национального богатства;
выяснить проблемы накопления национального богатства на примере ряда зарубежных стран;
рассмотреть состояние национального богатства Республики Беларусь и тенденций его изменения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА 5
2 ПРОБЛЕМА НАКОПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
3 НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Окончательный вариант.docx

— 122.40 Кб (Скачать файл)

Так как калийных удобрений в живом весе из руды выходит всего примерно 20%, то в  разведанных месторождениях находится  примерно 1,4 млрд. тонн удобрений. Добывается из них 5-7 млн. тонн в год, причем в  последние годы объемы добычи существенно  меняются в связи с экономическим  кризисом. В 2009 году только валютная выручка  белорусских калийщиков составила $1,3 млрд., а в 2010 году -$3,4 млрд. Кризис несколько подпортил картину, однако в целом доходы остались на довольно высоком уровне - в первом квартале 2011 года стоимость экспортируемых калийных удобрений оказалась выше $500 за тонну. Значит, даже при сокращении объемов экспорта валютная выручка в 2012 году может превысить $2 млрд.

Разведанные запасы калийных солей оцениваются  примерно в $600 млрд. Если же учесть потенциальные  запасы калийных солей, то их стоимость  можно оценить примерно в $7 трлн.

Много в недрах Беларуси и других полезных ископаемых. Например, каменной соли около 21,9 млрд. тонн. Но добывается ее на порядок меньше, чем калийной (примерно 360 000 тонн в  год на Мозырьском месторождении), поэтому и доходы намного ниже - на уровне нескольких десятков миллионов долларов в год. Гораздо более серьезный доход приносит нефть. Ежегодно в Беларуси добывается около 1,8 млн. тонн нефти, что при текущих ценах составляет около $800 млн. Даже исходя из разведанных запасов при таких объемах добычи нефти хватит на 35 лет вперед. То есть запасы нефти стоят около $28 млрд.

Торфа добывается в стране около 3 млн. тонн в год, а  запасы составляют около 4 млрд. тонн. Есть также множество месторождений  различных стройматериалов. Разведанные  запасы гипсового камня составляют около 100 млн. тонн, мергельно-меловых  пород, используемых для производства цемента, - около 700 млн. тонн, строительных песков -800 млн тонн, мела - 228,4 млн. тонн. Многие из этих месторождений успешно разрабатываются, но оценить их вклад в национальное богатство, как и в случае с калийными удобрениями, довольно сложно. К тому же все они вместе взятые по объемам и стоимости вряд ли дотянут до уровня калийных удобрений по сумме разведанных запасов. Лишь представители цементной отрасли могут потягаться с объемами производства калийных удобрений, однако цена цемента намного меньше, а рентабельность его производства существенно ниже. Правительство Беларуси еще до кризиса планировало выйти в 2012 году на производство примерно 10 млн. тонн цемента, из которых половина предназначалась на экспорт. То есть доход цементной отрасли должен подняться где-то до уровня $1 млрд. в год.

В Беларуси есть и другие ресурсы, такие как питьевая вода, сапропели, которых довольно много, но, как и стройматериалы, они  вряд ли дотянут до масштабов калийной отрасли. Таким образом, общую стоимость  разведанных природных ресурсов в Беларуси можно оценить примерно в $1,2 трлн., из которых половину составляют калийные соли.

Довольно  велики в Беларуси запасы некоторых  возобновляемых ресурсов, среди которых  на первом месте находится лес. Сейчас леса в Беларуси занимают более 8,5 млн. га, или почти по 0,9 га на человека. Правда, на леса с промышленной древесиной приходится 41%, или по 0,4 гектара на человека.

Древесина на корню стоит довольно дешево - около 20-60 тыс. руб. за кубометр (по данным Белорусской  товарной биржи) в зависимости от вида и качества. Для подсчета здесь  лучше взять усредненную цифру, допустим, 40 тысяч рублей за кубометр. Продуктивность спелого леса составляет около 250 кубометров ликвидной древесины  на гектар. То есть на 0,4 га промышленной древесины произрастает всего 100 кубометров на 4 млн. руб. ($1,3 тыс.). Конечно, что-то стоят  еще и отходы от вырубки, но это - капля в море. Таким образом, стоимость  белорусского леса на корню по нынешним ценам составит, примерно $12 млрд. К  тому же есть потенциал для роста - так, в Польше и Германии продуктивность одного гектара спелых лесов не ниже 300 кубометров, да и качество древесины  можно улучшить.

В 2010 году площадь сплошных вырубок в фонде Минлесхоза составила 24,6 тыс. га. Это около 0,7% от общей площади промышленного леса. В деньгах это совсем немного - около $80 млн. Если предположить, что 50 лет - вполне достаточный срок для выращивания нового леса, то объемы вырубки могут быть увеличены примерно втрое, до $0,25 млрд. Хотя даже в случае роста добычи доход от древесины окажется примерно в 12 раз меньше дохода от продажи калийных удобрений. Но зато это возобновляемый ресурс, к тому же доступный для частных предприятий.

Традиционно принято считать, что основная ценность страны - это земля. Но в Беларуси это спорный вопрос. Площадь страны составляет 20,8 млн. га, или 208 тыс. км2. Из них сельскохозяйственные земли на 1 января 2011 года занимали 43,2% (9,3 млн. га), земли государственного лесного фонда - 40,9% (8,4 млн. га), неиспользуемые земли (болота и водные объекты) - около 6,6%, другие земли - дороги, постройки, населенные пункты - еще примерно 9,3%.

В расчете  на одного человека площадь сельскохозяйственных угодий равна почти 1 га. В отсутствие рынка земли оценить ее стоимость  очень сложно. Можно воспользоваться  сопоставлением с Польшей, где после  отмены запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения цена гектара увеличилась с $250 до $3 600. Если считать стоимость одного гектара в Беларуси по новым польским ценам, получится примерно столько  же - $3 600. В результате получается, что  вклад сельскохозяйственных земель в национальное богатство страны составит около $36 млрд.

Несколько больше должна стоить земля под постройками. К сожалению, точных данных о полной кадастровой стоимости земель Минска и Беларуси в целом нет, поэтому  придется воспользоваться примерной  оценкой. Если считать, что в среднем  цена сотки в Минске, допустим, равна $3 000 ($300 000 за гектар), то при площади  города в 307,9 км2 (3,1 млн. соток) получается $9 млрд. По кадастровой оценке стоимость земли может значительно отличаться, но в отсутствие рынка очень сложно понять, сколько она стоит в действительности.

В Минске сосредоточена  примерно пятая часть населения, и можно считать, что стоимость  земли всех населенных пунктов страны примерно в пять раз выше, чем  в Минске (цены участков в других населенных пунктах существенно  ниже, чем в столице, однако жилые  дома располагаются намного более  просторно, поэтому площадь населенных пунктов намного большая). Таким образом, стоимость земли под населенными пунктами можно оценить примерно в $45 млрд.

Оценка осложняется  еще и тем, что из-за отсутствия рынка земли ее стоимость в  значительной степени «скрыта» в  ценах домов и квартир. Но как  бы то ни было, можно считать, что стоимость сельскохозяйственных земель и земель в населенных пунктах тянет примерно на $80 млрд. Остальные земли стоят намного меньше.

У стоимости  земли есть значительные резервы  роста, так как, в частности, существует возможность перевода сельскохозяйственных земель в другие категории. И эту  величину оценить уже можно. Так, площадь Минска до 2030 года, согласно генплану, должна увеличиться чуть ли не вдвое. То есть огромные площади  сельскохозяйственных и лесных земель пойдут под жилищное строительство. И если сейчас эти земли оцениваются, допустим, в $1,1 млрд., то через двадцать лет будут стоить около $10 млрд. Активы на сумму $9 млрд. возникнут как будто  из воздуха.

То есть примерно можно считать, что за двадцать лет  национальное богатство страны только за счет перехода земель из сельскохозяйственных в категорию населенных пунктов  вырастет примерно на $45 млрд - по $2,2 млрд. в год.

Другой источник - рост стоимости сельскохозяйственных земель. Это может произойти вследствие улучшения их качества и применения новых технологий сельскохозяйственного  производства. Возможности роста  могут составить разы (в Германии цена сельскохозяйственных земель примерно в пять раз выше, чем в Польше). Таким образом, если за два десятка лет стоимость сельскохозяйственной земли вырастет хотя бы вдвое, то вместе с участками, отданными в распоряжение населенных пунктов, стоимость земли в Беларуси удвоится.

Итак, на первом месте по вкладу в национальное богатство  страны находятся природные ресурсы: калийные удобрения с $600 млрд. и все  остальное примерно на такую же сумму. На втором месте - основные средства со $163 млрд., на третьем - жилая недвижимость ($115 млрд.), на четвертом - земельные  ресурсы (около $90 млрд.). Всего получается порядка $1,6 трлн., или около $170000 на человека.

Наше национальное богатство довольно велико и определяется главным образом природными ресурсами. Учитывая удельный вес калийных солей, можно сказать, что Беларусь фактически представляет собой сундук, но не с  золотом, а с минеральными удобрениями, и ее символом должны быть вовсе  не озера, аисты и зубры, а подземные  выработки. Кроме того, в последнее  время наблюдается явная тенденция  к резкому увеличению объемов  природных богатств, используемых в  белорусской экономике, в частности  калийных удобрений, цемента, земельных  ресурсов. Именно добыча минеральных  солей в ближайшие несколько  десятков лет будет составлять основу благополучия Беларуси и станет очень  важным источником формирования национального  богатства.

Добычей и  распределением природных ресурсов за незначительными исключениями в  Беларуси пока занимается государство, поэтому возможности формирования частного капитала в этой отрасли  незначительны. Зато продажа и выделение  земельных участков под различные  цели предоставит в ближайшие  годы намного больше возможностей для  инвесторов. Вклад земельных ресурсов в национальное богатство будет  быстро увеличиваться.

За последние  годы в стране значительно возросли численность и удельный вес населения  трудоспособного возраста, а лиц  старше трудоспособного возраста увеличилась  незначительно. Согласно демографическому прогнозу, формирование трудового потенциала будет обусловлено приростом трудоспособного населения до 2015 г. и его абсолютным сокращением в последующий период.

В Беларуси, как  и во многих странах, женщин больше, чем мужчин: В 2011 г. на 1000 мужчин приходилось 1136 женщин. В возрасте до 30 лет женщин меньше, чем мужчин, а в возрасте 70 лет и старше на 1000 мужчин приходится более 2300 женщин.

На формирование численности и половозрастной структуры  населения определенное влияние  оказывает миграция населения. Динамика численности населения страны определяется естественным и механическим приростом (убылью) населения. Естественный прирост  равен разности между числом родившихся и умерших за год. Механический прирост, или сальдо миграции, населения определяется разностью между числом прибывших в страну и выбывших в другие государства на постоянное место жительства.

Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в  мировом сообществе, имеющимися национальными  ресурсами, созданным социально-экономическим  потенциалом и возможностями  его наращивания. Национальное богатство  Республики Беларусь представлено совокупностью  накопленных материальных благ, созданных  трудом людей, которыми в настоящее  время располагает общество, а  также человеческим и природным  капиталами.

Для увеличения производственного потенциала страны необходимо:

  • ускорение процесса обновления основных промышленно-производственных фондов на базе внедрения прогрессивного оборудования, машин и механизмов, в том числе отечественного производства;
  • разработка и внедрение эффективных механизмов привлечения инвестиций в промышленность в целях увеличения собственных средств предприятий, банковских кредитов, иностранных инвестиций;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, прежде всего, развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
  • разработка и реализация инвестиционных проектов, ориентированных на создание и выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Для обеспечения  устойчивого развития агропромышленного  комплекса необходимо:

  • содействовать развитию научных исследований, ускорить внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, использовать научно-технический потенциал для создания новых видов продукции и технологий, расширения спроса на внешних и внутреннем рынках;
  • создать благоприятную среду для притока зарубежного капитала;
  • стимулировать приток инвестиций в создание нового оборудования и технологий, способных обеспечить экологически чистое производство.

В целях регулирования  внутренней миграции должны быть предусмотрены  меры, направленные на разработку экономических  рычагов воздействия на миграционное поведение населения, способствующих замещению его естественной убыли  и уменьшению оттока специалистов. В области внешней миграции политика государства должна быть ориентирована  на совершенствование миграционного  законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в  рамках соответствующих международных  договоров и соглашений.

В соответствии с программой социально-экономического развития 2011-2015 гг. предусматривается  снижение темпов убыли населения. В  возрастной структуре прогнозируется уменьшение численности детей и  населения трудоспособного возраста при росте лиц старше трудоспособного  возраста.

Демографическая политика в этот период будет направлена на обеспечение режима воспроизводства  населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого сознательно  регулируемой рождаемостью, снижающейся  смертностью и повышающейся ожидаемой  продолжительностью жизни. В целях  стимулирования рождаемости и укрепления семьи должны быть созданы условия, дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей для постепенного перехода от мало- к среднедетности. Для укрепления здоровья населения и снижения смертности предстоит реализовать комплекс мер, включающих пропаганду здорового образа жизни и контроль над факторами риска, угрожающими здоровью населения, на государственном, общественном и индивидуальном уровнях.

Для регулирования  внешней миграции необходимо осуществить  меры, способствующие сокращению миграционного  оттока и сохранению интеллектуального  потенциала страны. Приоритетами во внутренней миграции будут меры по повышению  территориальной мобильности рабочей  силы и созданию условий жизнедеятельности  населения с учетом потребностей социально-экономического развития регионов страны.

Территория  Беларуси перспективна в отношении  поиска руд черных и цветных металлов. Открыты два месторождения железных руд (Околовское и Новоселковское) с общими запасами по категории - 340 млн. тонн и прогнозными - 1,5 млрд. т, их использование во многом будет определяться решением топливно-энергетической проблемы в стране.

Информация о работе Национальное богатство в современной экономике