Национальное богатство в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы накопления национального богатства в современной экономике.
Для ее достижения необходимо решить ряд задач:
изучить понятие и структуру национального богатства;
выяснить проблемы накопления национального богатства на примере ряда зарубежных стран;
рассмотреть состояние национального богатства Республики Беларусь и тенденций его изменения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА 5
2 ПРОБЛЕМА НАКОПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
3 НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Окончательный вариант.docx

— 122.40 Кб (Скачать файл)

 Британская  программа по обеспечению социальным  жильем малоимущих граждан должна  обеспечить им тех, кто не  способен приобрести дом по  рыночным ценам. Классические  «клиенты» программы те же, что  и в других странах: это одинокие  пожилые люди, инвалиды, многодетные  семьи и матери-одиночки, а также  некоторые другие малоимущие  граждане.

 Но в  Британии в особую группу выделяются  key workers – люди необходимых обществу профессий (учителя, медсестры, пожарные и проч.), доход которых невелик.  Для них существуют специальные предложения: например, ссуду может получить небольшая группа учителей, объединившаяся для покупки жилья.

 Специфика  нынешней ситуации в стране  в том, что социальное жилье  занимает среди общего объема  аренды жилья подавляющую долю  – 68%. При этом объем муниципального  жилья, предназначенного для продажи,  невелик. Ориентация на аренду, а не на выкуп жилья приводит  к тому, что кварталы доступного  жилья становятся очагами социальной  напряженности. Это обстоятельство  стараются учесть в новой застройке:  социальное жилье на сегодня  составляет 11% нового жилья, и  эта доля территориально распределяется  так, чтобы в новостройках возникали  сообщества жильцов с разным  уровнем дохода.

Наблюдения  за программами по развитию социального  жилья в различных странах  выявляют новые тренды: во-первых, они  становятся повсеместными, а во-вторых, рынок жилья возвращается к государственному планированию в этой области. Многие эксперты отмечают, что с начала 90-х годов развитые страны стремились к либерализации своих строительных рынков и лишь недавно обнаружили, что рыночными средствами проблему нехватки доступного жилья не решить. Однако возвращение носит совершенно иной характер и следует другим рекомендациям.

 К примеру,  проведенные в Британии исследования  сформулировали четкие рекомендации  правительству: уделять больше  внимания существующему фонду  социального жилья; поддерживать  создание разнородных (по доходам)  сообществ жильцов; предпринимать  реформы по улучшению качества  социального жилья и разнообразить  его «меню», удаляясь от идеи  «только аренда»

Еще одним  не менее важным показателем, характеризующим  качество проводимой жилищной политики государства, является жилищный фонд. На рисунке 2.5 представлены данные о  жилищном фонде наиболее развитых стран  мира в 2010 году.

Рисунок 2.2 — Жилищный фонд некоторых развитых стран мира за 2010 год  [10]

 

Касательно  Соединенных Штатов Америки. С 2005 по 2010 гг. около 9,3 миллионов уведомлений  о потере права выкупа по ипотеке  были высланы в домашние хозяйства  США, что составляет приблизительно 35 миллионов человек, потерявших свои дома.

В те же годы, 70 миллионов гектаров земли куплены  иностранными государствами и глобальными  корпорациями в менее развитых странах. Картина изгнаний на Севере и Юге  планеты становиться очевидной. Например, Китай скупил 2.8 миллиона гектаров земли в Замбии, для выращивания  пальм для биотоплива, что привело к проблемам в фермерских хозяйствах и экологии. JPMorgan Chase скупил 40 000 гектаров земли в Украине, сделав с украинцами, тоже что многие банки сделали с американцами: выгнали их.

Следует признать, что выселение дома не всегда означает выселение семьи. Некоторые дома прошли несколько потерь права выкупа, таким образом, число выселений  не то же самое, что число потерь права выкупа. Однако известно, что  более трех четвертей потерь права  выкупа за период 2005-2010 гг. — более 7,2 миллиона — привели к выселениям семей из их домов. Это означает, что крышу над головой потеряли более 20 миллионов человек.

Не все  оказываются на улице. Многие переселяются в более дешевые дома или одноместные  квартиры, а также временно подселяются к родственникам и друзьями. Но многие живут сейчас в палаточных городках, или в так называемых пустынных поселениях, и в приютах для бездомных. Некоторые из этих потерь права выкупа произошли в домах, содержащих многих съемщиков. Эти люди, в основном имеют низкие доходы, и потеряв все что имеют, они сильно рискуют не найти способов для выживания.

Вместо использования  сложных финансовых инструментов, банки  и кредиторы просто подписывали  жилищные контракты, затем связывали  их вместе с долгами всех видов, а  затем продавали эти долги  финансовым учреждениям. Высокие прибыли  получались на различных этапах этого  процесса, и фирмы, которые занимались непосредственно ипотекой понесли потери. Но затем, они получили государственную помощь. А люди, которые потеряли свои дома, сбережения, будущее - остались ни с чем.

Следует отметить, что во многих развитых странах созданы благоприятные условия для внебюджетного финансирования жилищного строительства и развития кредитных ипотечных механизмов приобретения жилья.

Таким образом, рассмотрев основные направления и  методы накопления национального богатства  в развитых странах мира, необходимо исследовать порядок развития национального  богатства в Республике Беларусь.

 

3 НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

 

Одним из источников богатства граждан Беларуси, как, впрочем, и других стран, является государственная  собственность, передаваемая различными способами в частные руки.

На первый взгляд может показаться, что определение  национального богатства в Республике Беларусь вполне очевидно: это стоимость  всего, что есть у государства. Понимание  национального богатства в экономической  теории существенно отличается от обыденного: в него включается далеко не все имущество, принадлежащее стране. Как было указано выше среди множества определений национального богатства выделяют широкое и узкое понимание.

В первом случае в него включается то, что создано  трудом граждан страны: основной и  оборотный капитал предприятий, резервы и запасы в торговле, основной капитал в непроизводственной сфере, имущество населения.

Во втором кроме всего вышеперечисленного в него включаются также природные  ресурсы и население. Именно к  такому определению относится методика Всемирного банка, которая считается, пожалуй, наиболее продвинутой в  настоящее время.

Впервые оценка Всемирным банком национального  богатства 192 стран мира по итогам 1994 года была опубликована в 1997 году. Тогда  в нее не попали страны СНГ ввиду  сложностей с оценкой их экономик. Оказалось, что наиболее богатыми странами являются, в частности, США, Канада, Япония, в которых капитал на душу населения составляет $300-400 тысяч. Причем основную долю богатства этих стран  составлял человеческий капитал. Его  доля на тот момент в среднем оказалась  равной 64%, тогда как доля природного капитала - 20%, а физического -16%.

Человеческий  капитал характеризуется рождаемостью, продолжительностью жизни, расходами  государства на здравоохранение  и образование и другими показателями, учитывающими уровень безработицы, преступность, уровень правовой защищенности населения и так далее. Таким  образом, фактически национальное богатство  является параметром, характеризующим  уровень качества жизни. Сам Всемирный  банк называет свой подход основанным на концепции «устойчивого развития»  человека.

Богатая страна — это страна, где люди живут богато и тратят много денег не только на еду и одежду, но и на собственное развитие. Если же недра страны набиты золотом, но люди там живут бедно, потому что золото добывать не могут или не хотят, то это бедная страна. То есть, говоря образно, если у какого-либо человека дома стоит сундук золота, но он живет только на маленькую пенсию, такой человек считается бедным.

Национальное  богатство страны рассчитывает Национальный статистический комитет Беларуси. На рисунке 3.1 можно увидеть динамику основных фондов Республики Беларусь с 2000 года по 2011 год.

Рисунок 3.1 — Динамика основных фондов Республики Беларусь за 2000-2011 гг. [2, с.78]

 

По данным, представленным на рисунке 3.1, можно  сделать вывод о том, что сумма  основных производственных фондов Республики Беларусь в 2011 году выросла по сравнению  с 2010 годом чуть более, чем в 2 раза, и составила 1044704 трлн р.

На рисунке 3.2 представлена структура  основных фондов Республики Беларусь по формам собственности в 2011 году.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.3 — Структура  основных фондов Республики Беларусь по формам собственности в 2011 году [2, с.78]

 

На основании вышепредставленного рисунка можно сделать вывод о том, что в 2011 году в Республике Беларусь преобладали основные фонды государственной формы собственности. В то время, как, например, в России основные фонды государственной формы собственности в 2011 году занимали всего лишь 18 %, а остальная часть принадлежала частникам либо иностранным собственникам (рисунок 3.4).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.4 — Структура  основных фондов Российской Федерации  по формам собственности в 2011 году [2, с.78]

 

В таблице 3.1 представлена состав, структура и  динамика основных фондов Республики Беларусь по видам экономической  деятельности.

 

Таблица 3.1 — Динамика состава  и структуры основных фондов Республики Беларусь по видам экономической  деятельности за 2010-2011 годы

Виды основных фондов

На конец

Отклонение по (+;-)

Темп измене-ния, %

2010 года

2011 года

сумме, млрд. р.

уд.

весу, %

сумма, млрд р.

уд.вес, %

сумма, млрд р.

уд.вес, %

Все основные фонды

521725

100

1044704

100

522979

0

200,2

   из них:

             

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

79367

15,21

140192

13,42

60825

-1,79

176,6

рыболовство, рыбоводство

465

0,09

877

0,08

412

-0,01

188,6

горнодобывающая промышленность

7421

1,42

15143

1,45

7722

0,03

204,1

обрабатывающая промышленность

121298

23,25

252692

24,19

131394

0,94

208,3

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

51209

9,82

115077

11,02

63868

1,20

224,7

строительство

16888

3,24

32851

3,14

15963

-0,09

194,5

торговля

25110

4,81

61980

5,93

36870

1,12

246,8

гостиницы и рестораны

3732

0,72

6824

0,65

3092

-0,06

182,9

транспорт и связь

103434

19,83

227486

21,78

124052

1,95

219,9

финансовая деятельность

6349

1,22

15585

1,49

9236

0,27

245,5

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям

71594

13,72

103973

9,95

32379

-3,77

145,2

образование

18532

3,55

37003

3,54

18471

-0,01

199,7

здравоохранение и предоставление социальных услуг

16326

3,13

35021

3,35

18695

0,22

214,5


Источник: собственная разработка на основе [2, с. 78].

 

По данным, представленным в таблице 3.1. можно  сделать вывод о том, что в  целом в 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдается увеличение основных фондов в Республике Беларусь по всем видам экономической деятельности.

В структуре  основных фондов Республики Беларусь наибольший удельный вес традиционно  занимают основные фонды обрабатывающей промышленности. Доля которых в общей сумме основных фондов страны в 2011 году составила 24,19 %.

Однако увеличение суммы основных фондов страны не означает их эффективное использование. Поэтому  в таблице 3.2 рассмотрены коэффициенты обновления, выбытия и степени  износа основных фондов Республики Беларусь за 2000-2011 годы.

 

Таблица 3.2 — Коэффициенты обновления, выбытия и степени  износа основных фондов Республики Беларусь в 2000-2011 гг.

Показатели

2000

2005

2008

2009

2010

2011

Коэффициент обновления

3,3

4,2

4,1

4,6

5,0

5,3

Коэффициент выбытия

2,8

1,6

1,1

1,0

1,1

3,3

Степень износа основных фондов, %

47,8

50,7

45,4

43,8

42,1

39,3


Источник: [2, с.79].

 

Оценить стоимость  основных фондов в Беларуси довольно сложно, но ожидать, что она также  серьезно занижена, как и стоимость  домашнего имущества, наверное, не стоит. Выручка белорусских предприятий  находится сейчас на уровне около $80 млрд. в год. Это и есть оценка их стоимости. Конечно, этот показатель тоже занижен ввиду низких цен  на некоторые услуги, в частности  коммунальные, но явно не в разы.

Предыдущие  цифры просто меркнут по сравнению  со стоимостью природных ресурсов Республики Беларусь. Принято считать, что недра  Беларуси довольно бедны - ни газа, ни угля, ни железа с золотом и бриллиантами. Есть только немножко нефти, калийные соли, лес, да еще что-то по мелочи.

Однако эти  представления явно не соответствуют  действительности. Сегодня Беларусь находится на третьем месте по величине разведанных промышленных запасов калийных солей после  Канады и России. На территории страны сосредоточено примерно 10% мировых  запасов - 6,9 млрд. тонн по Старобинскому и Петриковскому месторождениям. Еще около 80 млрд. тонн составляют прогнозируемые запасы.

Информация о работе Национальное богатство в современной экономике