Национальные проекты государтсва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний за последние 15 лет у нас повысилась на 30 процентов, а в странах ЕС за три десятилетия снизилась вдвое.
В результате летальные исходы в Российской Федерации в 3 -7 раз выше, чем в Европе. Продолжительность жизни больных с хроническими заболеваниями органов дыхания в нашей стране на 10 - 15 лет меньше, чем в Европе. Мы далеко позади в выявлении и лечении злокачественных новообразований.
Россияне гораздо реже употребляют лекарства, чем в странах Евросоюза. Нынешние проблемы с отсутствием жизненно важных медикаментов для льготников - еще одно подтверждение серьезных проблем в сфере здравоохранения страны.

Файлы: 1 файл

национальные проекты государства.docx

— 89.42 Кб (Скачать файл)

 

Введение

      Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

      Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

      Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста.

      Но необходим был еще один шаг. Успехи страны, достигнутую макроэкономическую стабильность, – как обратить это к людям, чтобы цифры экономического роста перестали быть абстрактными еще для очень многих граждан России? И этот шаг был сделан.

      Сегодня мы являемся свидетелями реализации в России комплекса задач, направленных на реформирование инфраструктуры страны, сельского хозяйства, систем образования и здравоохранения, подъем экономики российских окраин, улучшение демографической ситуации. Аналогов столь масштабных проектов наша страна еще не знала.

Реформы и преобразования в России

      Реформы по своей сути являются локомотивом эволюционного развития общества и государства. Именно поэтому на различных этапах истории Российского государства его руководством проводились мероприятия, направленные на повышение эффективности экономики, укрепление безопасности, развитие науки и образования, инфраструктуры и сельского хозяйства.

      Примеров тому много. Это реформаторская деятельность русских царей Федора Алексеевича и Ивана Грозного, масштабные реформы Петра I и государственные преобразования М.М. Сперанского. 
Однако наиболее характерным примером являются реформы, проведенные во второй половине XIX века, способствующие эволюционному переходу от феодализма к буржуазным отношениям в России.

      Начало было положено в 1857 году подготовкой крестьянской реформы, которая привела к отмене в 1861 году крепостного права в России. Аграрные преобразования потребовали изменения в экономике и социальной сфере. 
В общем ряду реформ второй половины XIX века существенное место занимали земская, судебная, школьная и университетская реформы. В 1864 - 1874 годах были проведены преобразования в области обороны, в ходе которых был изменен порядок комплектования армии и флота. 
      Одной из последних дореволюционных реформ в России была земельная реформа, проводившаяся под руководством министра внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина.1

      Следующий этап масштабных экономических и социальных реформ был проведен в нашей стране после Октябрьской революции 1917 года. Его результатом стало полное искоренение неграмотности среди населения, индустриализация страны. Определенные успехи были достигнуты в области жилищного строительства, проводились реформы в сельском хозяйстве. 
      Далее решения «сельскохозяйственного» пленума ЦК КПСС 1965 года кардинально поменяли ситуацию в аграрном секторе в лучшую сторону.  
      Позже, уже в 80-е годы XX века, были приняты продовольственная и жилищная программы, которые предусматривали достаточно масштабные инвестиции в развитие строительства и сельского хозяйства, но, к сожалению, они так и не были выполнены.

      После распада СССР Россия взяла курс на проведение рыночных реформ. Однако к этому времени сложилась принципиально новая политическая и экономическая ситуация. Нарушились экономические связи. Был потерян ряд важных территорий. Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

      Нельзя сказать, что данный курс не дал обществу каких-либо позитивных импульсов. Однако цена этих реформ, как известно, оказалась слишком высока. Особенно в социальной сфере. Так как произошло массовое обнищание населения, были потеряны важнейшие социальные завоевания: права на отдых, труд, бесплатное образование, лечение и т.д.

      В результате во второй половине 90-х годов XX века в России сложилась специфическая ситуация недореформированной экономики, нереформированной социальной сферы и несовершенного гражданского общества. 
      Из отечественного опыта реформ и преобразований следует, что только вложения в человека способны помочь уйти от экономики «ресурсной и индустриальной» к экономике знаний, к экономике «ежедневной технологической революции», которая создается личными усилиями активных, здоровых, образованных граждан. А развитие потенциала личности напрямую зависит от доступности и качества образования, здравоохранения, информации, коммуникаций и т. д. Понимание подобных задач и стремление найти наиболее эффективную форму для их решения привели к идее проектного подхода.

      На совместном заседании членов Правительства и парламента Российской Федерации, а также руководителей регионов России 5 сентября 2005 года Президент России В.В. Путин обозначил практические шаги по реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье и аграрно-промышленный комплекс2.

Здравоохранение.

      В конце XX начале XXI веков Россия стала отставать по многим показателям от развитых стран мира. В первую очередь это касается медицины, так как продолжительность жизни российских граждан продолжает снижаться. До пенсии у нас не доживают ежегодно 650 - 740 тысяч человек. 
      В развитых индустриальных странах работающие люди умирают все реже, а у нас тенденция прямо противоположная. С 1990 года общая численность мужчин, умерших до 60, и женщин, не доживших до 55 лет, превысила 10 миллионов человек.

      Для сравнения продолжительность жизни в царской России в 1900 году была на 13 - 20 лет меньше, чем в США, Швеции, Японии, Франции. Но в 1965 году мы почти догнали эти страны. А наши женщины жили в среднем даже дольше, чем в Японии. В следующие четыре десятилетия Россия снова оказалась отброшенной далеко назад.

      Ежегодно свыше миллиона россиян становятся инвалидами. Сегодня их в стране более 13 миллионов человек. Инвалиды и пенсионеры составляют третью часть трудоспособного населения. Основные причины - болезни системы кровообращения, онкология. Омоложение смертности отчетливо высвечивает негативные тенденции: снижение уровня профилактики, диагностики, качества лечения

      Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний за последние 15 лет у нас повысилась на 30 процентов, а в странах ЕС за три десятилетия снизилась вдвое. 
      В результате летальные исходы в Российской Федерации в 3 -7 раз выше, чем в Европе. Продолжительность жизни больных с хроническими заболеваниями органов дыхания в нашей стране на 10 - 15 лет меньше, чем в Европе. Мы далеко позади в выявлении и лечении злокачественных новообразований. 
      Россияне гораздо реже употребляют лекарства, чем в странах Евросоюза. Нынешние проблемы с отсутствием жизненно важных медикаментов для льготников - еще одно подтверждение серьезных проблем в сфере здравоохранения страны.

      Почему миллионы наших граждан уходят из жизни в расцвете сил? Специалисты выделяют четыре основные причины: травматизм, пьянство, кризисное состояние здравоохранения и низкий уровень жизни. 
Поистине национальной проблемой становится и СПИД, распространение которого идет в геометрической прогрессии, причем среди жертв - в основном молодежь от 15 до 25 лет. Еще одна серьезная угроза - наркомания. Поданным ООН, в России в прошлом году употребляли наркотики 6 млн. человек (или 4 % населения), из которых треть - молодые люди до 24 лет. Тенденция такова, что если в ближайшие 5-7 лет имеющиеся темпы будут иметь место, то количество наркоманов в стране достигнет 10 миллионов человек.

      Это предопределяет и ежегодное устойчивое увеличение незаконного оборота наркотиков в Вооруженных Силах, и связанную с ним преступность. 
      Серьезное беспокойство вызывает продолжающаяся алкоголизация населения. Если в 1955 году душевое потребление в пересчете на спирт составляло около 10 литров, то сегодня уже 14 литров в год. 
      По оценке Всемирной организации здравоохранения, опасный порог составляет 8 литров, то есть мы этот порог превзошли уже почти в два раза. 
Вызывает беспокойство и психическое здоровье нации. По данным российских ученых, за последние несколько лет число психических заболеваний в России выросло в 11,5 раза. Доля юношей, освобожденных от призыва на военную службу по причинам психических расстройств, составила 22,4 процента. Это в среднем по стране. В Московском регионе положение еще хуже - 36 процентов москвичей имеют различного рода психические аномалии. Наибольший рост числа психических заболеваний отмечается среди детей и подростков и достигает 70 - 80 процентов. 
Это является одной из причин самоубийств, совершаемых в стране. Сегодня смерть от суицида входит в число трех основных причин гибели россиян в возрасте от 15 до 45 лет.

      Состояние здоровья нации напрямую связано с демографической ситуацией в стране. На сегодняшний день она в Российской Федерации характеризуется как кризисная.

      Отмечаются три главные причины демографического кризиса. Общая тенденция, характерная для всех развитых стран, - снижение рождаемости. Вторая причина - потери России в Великой Отечественной войне и демографическая яма после этого периода, а также повторение этих «провалов» через каждые 25 лет. Третий фактор, который добавился в начале 90-х годов XX века, - это падение уровня жизни большинства граждан страны. 
      По данным Росстата, численность населения России к началу 2020 года составит 136,2 миллиона человек, что на 7,3 миллиона меньше, чем в 2005 году, а численность трудоспособного населения за тот же период сократится на 13,6 миллиона человек. По оценке Комиссии по демографии Совета Европы и Глобальной комиссии по демографии ООН, к 2050 году с лица Земли могут исчезнуть 30 -40 миллионов россиян.

      На сегодняшний день уровень рождаемости в России составляет всего 1,34 миллиона человек, тогда как для простого воспроизводства населения он должен быть не менее 2,15. По данным ученых РАМН, 70 процентов девочек и 50 процентов мальчиков с 14 лет имеют проблемы в репродуктивной сфере. Медики Санкт-Петербурга пришли к неутешительным выводам: только 8 процентов рожденных детей в России являются здоровыми.3

      Результаты исследований, проведенных военными социологами, показывают, что демографическая ситуация ухудшается и в Вооруженных Силах. Причем негативная динамика проходит по всем основаниям. Так, данные исследований показывают отрицательную тенденцию браков и деторождения в среде военнослужащих по контракту. Здесь немалую роль играют перегрузки при исполнении служебных обязанностей. 
      Так, например, продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в среднем составляет 60 и более служебных часов. При нормативе, установленном законом, в 40 часов.

      За четыре последних года количество военнослужащих, не имеющих семей, выросло на 12 процентов (с 22% в 2003 году до 34% в 2006 году). Причиной такого положения является их нежелание создавать семью ввиду недостаточного материального обеспечения.

      В то же время выросло число неполных семей (до 5 %), что свидетельствует об увеличении числа разводов среди военнослужащих.

      В настоящее время, по данным опросов, каждая десятая семья (12%) не имеет детей; только треть - 32 процента семей военнослужащих имеет одного ребенка; всего 17 процентов семей решились иметь двух детей и минимальное количество - до 3 процентов военнослужащих - имеют трех и более детей.

      Проведенные в 2006 году исследования показали, что только 9,3 процента младших офицеров имеют отдельную квартиру. Большая часть (до 50%) проживает в служебном жилье, около 10 процентов живут в казармах или помещениях, переоборудованных под общежитие. Остальные военнослужащие вынуждены снимать жилье, проживать у родственников или знакомых.

      Реализация национального проекта «ЗДОРОВЬЕ» начата с первичного звена. В здравоохранении это участковые службы. Именно участковая служба должна обеспечивать профилактику, своевременную диагностику и лечение. В какой-то момент они оказались близкими к недееспособности, здесь сохранялись хронический кадровый недокомплект, крайне низкое качество лечения.

      Благодаря национальному проекту работа участкового терапевта, педиатра, врача общей практики снова становится престижной. В 2010 году ее выбрали тысячи выпускников медицинских вузов и медучилищ. Количество участковых врачей выросло примерно на 3,5 тысячи человек. 
Повышена оплата труда 160 тысячам медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи». А всего в этой области заработная плата и иные выплаты увеличены  тысячам медицинских работников. Около 13,5 тысячи участковых врачей повысили свою квалификацию, что вдвое выше запланированного.

      Одной из главных мер развития первичного звена здравоохранения является перевод персонала на работу по контракту. Такой перевод будет означать, что врач первичного звена, который в первую очередь обязан наблюдать за состоянием здоровья населения, ориентирован на конечный результат своей работы.

      Планируется восстановить «паспорт врачебного участка». Врачи обязаны будут вести паспорт здоровья на каждого пациента и следить за здоровьем жителей своего микрорайона. При этом в качестве обязательных медицинских услуг будет диспансеризация.

      В рамках проекта новое диагностическое оборудование и санитарный автотранспорт получили более 5,5 тысячи учреждений здравоохранения. Закуплено более 6,7 тысячи машин, оснащенных всем необходимым медицинским оборудованием, в том числе для оказания помощи детям. Подобного не было на протяжении десятилетий. Значительно обновлен парк машин «скорой помощи». Национальный проект «Здоровье» предусматривает также развитие санитарной авиации для оказания медицинской помощи в труднодоступной местности. 
Одно из важнейших направлений работы - открытие в регионах 15 медицинских центров высоких медицинских технологий.

Информация о работе Национальные проекты государтсва