Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:32, контрольная работа
Казахстан первым среди стран СНГ начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы.
Изначально реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительных пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными. Об этом и многом другом подробнее рассматривается в моей курсовой работе.
Введение
1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы.
2. Пенсионный фонд: назначение и функции
3. Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана
4. Cовершенствование механизма реализации пенсионной реформы
Заключение
Список использованной литературы
Граждане, проживающие в
зонах чрезвычайного и
мужчинам – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет;
женщинам – по достижении
45 лет при общем стаже не менее
20 лет.3
Выплата пенсий будут осуществляться
следующим образом: если трудовая деятельность
началась после 1 января 1998 года, то по
достижении пенсионного возраста будут
получать пенсионные выплаты только за
счет собственных пенсионных накоплений
из своего накопительного пенсионного
фонда. Для тех, кто на этот срок имели
6 месяцев или больше, согласно закону,
их пенсия будет состоять из двух частей.
Первая часть из ГЦВП. Её размер рассчитывается
пропорционально трудовому стажу. Вторая
часть выплачивается из накопительного
пенсионного фонда, и её размер прямо зависит
от величины пенсионных накоплений. Все
кто получал пенсию до 1 января 1998 года
(т.е. те граждане, которые достигли пенсионного
возраста и имеющие трудовой стаж 20 и 25
лет) будут продолжать получать пенсионные
выплаты из Государственного центра по
выплате пенсий параллельно с выплатами
из накопительной системы.
Исчисление пенсионных выплат в полном объёме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчета 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан. Доход для исчисления пенсионных выплат из Государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются и выплачиваются пожизненно.
Источник финансирования
пенсионных выплат этих категорий, в
конечном счете единый – средства республиканского
и местных бюджетов.
Сейчас, когда такие специфические преграды
пенсионной реформы как недоверие населения
к финансовым структурам, низкий уровень
доходов населения и другие изживают себя,
когда экономика идет в гору, а занятость
населения растет, появились новые возможности
повышения эффективности работы накопительной
системы. Система будет оптимизироваться
с учетом практических результатов реформы.
То есть, её законодательная база будет
усовершенствована, технологии отточены
и отработаны до автоматизма, качество
услуг достигнет мировых стандартов. Но
реализация по-прежнему в большей мере
будет зависеть от самих вкладчиков.
2. Пенсионный фонд, назначение и функции.
Поскольку
накопительные пенсионные фонды являются
главным звеном системы пенсионного обеспечения,
в этой главе речь пойдет именно о них.
Пенсионный фонд создан как
самостоятельная финансово-
Руководящий орган Пенсионного фонда – правление во главе с председателем.
В Казахстане существуют два вида накопительных пенсионных фондов Государственный, самый крупный, но единственный и Негосударственные. Государственный накопительный пенсионный фонд создается в форме закрытого акционерного общества, учредителем которого является Правительство Республики Казахстан.
Государственный пенсионный фонд финансирует:
1)государственные пенсии
состоявшимся пенсионерам и
2)социальные
пособия в виде доплат, если размер пенсии
ниже минимально установленного законодательством
уровня.
Данный фонд осуществляет инвестиционную
деятельность путем размещения пенсионных
активов в государственные ценные бумаги,
депозиты банков, ценные бумаги международных
финансовых организаций в порядке, определяемом
уполномоченным органом по регулированию
рынка ценных бумаг.
Негосударственные накопительные
пенсионные фонды создаются в
форме закрытого акционерного общества.
Его учредителями могут быть юридические
и физические лица, являющиеся резидентами
Республики Казахстан. Учредителями и
акционерами корпоративного накопительного
пенсионного фонда являются юридические
лица РК. Но государственное предприятие
и предприятие с пакетом акций
или долей государства не могут
быть учредителями и акционерами
негосударственных
Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.
Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей – работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного фонда.
В соответствии со статьей 36
Закона «О пенсионном обеспечении в
РК», в период учреждения и действия
открытого накопительного пенсионного
фонда ни одно лицо не вправе прямо
или косвенно владеть, распоряжаться
или управлять более чем 25 процентами
акций с правом голоса такого накопительного
пенсионного фонда. Но данные ограничения
не распространяются на корпоративный
накопительный пенсионный фонд.
Важно заметить и то, что в случае уменьшения
реальной стоимости пенсионных накоплений
акционеры корпоративных накопительных
пенсионных фондов несут солидарную ответственность
и возмещают потерю инвестиционного дохода
в порядке, установленном Правительством
РК.
3. Участие страховых компаний
в пенсионном обеспечении
населения Казахстана.
Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Это абсурд, когда ни один гражданин не в состоянии рассчитать будущую пенсию, с чем встретит свою старость. В пенсионном обеспечении состоявшихся пенсионеров, участие страховых компаний нет надобности, так как их пенсии финансируются за счет обязательных пенсионных взносов юридических и физических лиц, а также прямые ассигнования из государственного бюджета страны (трансфертные платежи). В условиях же экономической нестабильности, в которой в настоящее время пребывает Казахстан, как никогда актуальным становится вопрос развития пенсионного страхования. Роль страховых компаний: как субъекта пенсионного страхования, как управляющих компаний для накопительных пенсионных фондов; как субъекта страхования других рисков, чего не могут обеспечить накопительные пенсионные фонды; как субъекта страхования финансовых рисков накопительных пенсионных фондов, иными словами гаранта их устойчивости, безусловно, важна и необходима.
Задача любой страховой
организации, независимо от её формы
является предоставление страховой
защиты своей клиентуре от возможных
опасностей и случайностей. С этой
целью задумано страхование дополнительной
пенсии, которое предусматривает
накопление страхователем денежных
средств для обеспечения себе в пенсионном
возрасте пожизненного стабильного дополнительного
дохода. Причем, чем моложе страхователь,
тем легче ему решить эту проблему.
Пока человек молод и в состоянии, приложив
усилия, заработать значительную сумму
денег, он вполне может, заключив договор
страхования дополнительной пенсии, внести
в любую выбранную им страховую компанию,
занимающуюся данным видом страхования.
Условия договора будут: либо единовременно
внести всю пенсионную сумму взносов со
значительной скидкой, либо воспользоваться
рассрочкой платежа на годы без скидки.
А дальше страхователю уже не о чем беспокоиться.
На его будущее благополучие начинает
работать теория больших чисел, то есть
инвестирование внесенных им средств
под сложные проценты по формуле:
А = В(1+n)\ . За 10-15 лет уплаченная сумма превращается в совершенно фантастическую и в состоянии в будущем защитить его от превратностей инфляции.
Страхование пенсионных активов – это прерогатива страховых компаний не рисковых видов страхования, а долгосрочного страхования жизни. Альтернативным методом, благодаря которому можно получить дополнительный пенсионный доход, является покупка пенсионной ренты (аннуитета) у страховой компании. Под аннуитетом подразумевается соглашение между страховой компанией и частным лицом, согласно которому страховая компания с некоторого оговоренного момента времени берет на себя обязательство выплачивать (пожизненно или временно) определенную сумму денег данному лицу. Различают два типа аннуитета: фиксированный и переменный.
По фиксированному аннуитету гражданин уплачивает страховой компании определенную сумму денег единовременно или в рассрочку. Страховая компания выступает затем в качестве инвестора до конца жизни застрахованного лица или в течение определенного времени, указанного в договоре.
По переменному аннуитету страховая компания выплачивает сумму средств, которая может колебаться в зависимости от эффективности инвестирования. Как правило, переменные аннуитеты более эффективны в долгосрочном периоде, поэтому они чаще используются в пенсионном планировании.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что в странах, где система частного пенсионного обеспечения существует уже много лет, компании по страхованию жизни покупают все накопления физического лица в пенсионном фонде в обмен на выплату аннуитетов, т.е. пожизненной ренты. Человек при выходе на пенсию может выбрать разные варианты пенсионных выплат: будут ли это аннуитеты или выплаты непосредственно из пенсионного фонда, рассчитанные на количество лет, предполагаемых быть прожитыми.
Что касается условий выплаты
дополнительной пенсии, то здесь существует
масса вариантов: и страхование
по принципу пожизненной ренты, прекращающейся
со смертью страхователя, и перевод
пенсии в редуцированной сумме на
наследников страхователя, и возможность
досрочной выплаты пенсии в связи
с наступившей инвалидностью
или потерей работы за несколько
лет до наступления пенсионного
возраста, и сочетания страхования
дополнительной пенсии со страхованием
траурного обряда – словом, налицо
широкий простор для фантазии страховых
компаний. Разница только в определении
тарифа, подкрепленного квалифицированными
актуарными расчетами. Правильно рассчитанный
тариф должен не только обеспечить старость
страхователя, но и сделать этот вид страхования
рентабельным для страховой компании.
В данном случае мы рассмотрели вариант
самостоятельного обеспечения страхователем
своей старости. Но это не единственная
возможность. Оплатить стоимость страхования
дополнительной пенсии своих сотрудников
может и предприятие. Если предприятие
не располагает средствами для оформления
договоров страхования на всех сотрудников,
то это можно сделать поэтапно, например,
по отделам или по цехам. Кроме того, страхование
дополнительной пенсии за счет средств
предприятия – это хороший экономический
рычаг для предотвращения нежелательного
увольнения ценного работника, поскольку,
выступая в данном случае в роли страхователя,
предприятие вправе расторгнуть договор
досрочно.
Итак, при создании системы пенсионного
страхования принято руководствоваться
определенными принципами, которые гарантируют
её успешное функционирование. Это принцип:
1)свободного волеизъявления,
что предполагает право
2)полноценного
финансового контроля со стороны государства
за деятельностью страховых компаний;
3)создание
равных экономических и правовых условий
для всех участников этого рынка.
Создание же таких условий предполагает:
1)введение в Положение
о составе затрат по
2) в Перечне
выплат, на которые не начисляются страховые
взносы в пенсионный фонд, включить сумму
платежей работодателей по договорам
пенсионного страхования, заключенным
со страховыми компаниями.
В заключении нужно отметить,
что совместная работа представителей
законодательной и
4. Совершенствование механизма
реализации пенсионной
реформы Казахстана.
Сегодняшняя накопительная система представляет собой лишь сферу действия гражданско-правовых отношений и не является по своей природе страховой. В пенсионировании известны две системы финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительная (солидарная) и накопительная.
Перераспределительная система
характеризуется тем, что на выплаты пенсии
пожилым людям используется актуарные
поступления в фонды пенсионного страхования.
Лица, платившие страховые взносы, получают
при достижении пенсионного возраста
право на пенсию, которая финансируется
в свою очередь следующими поколениями
плательщиков страховых взносов. В таком
случае говорят о так называемом договоре
между поколениями.
При использовании же накопительной системы
финансирования поступающие страховые
взносы не сразу расходуются на выплату
пенсий, а накапливаются в виде определенного
(резервного) капитала.
Для кардинального изменения ситуации
в пенсионной сфере требуется решить две
группы задач.
Информация о работе Накопительная пенсионная система: сущность и преимущества