Накопительная пенсионная система: сущность и преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Казахстан первым среди стран СНГ начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы.
Изначально реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительных пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными. Об этом и многом другом подробнее рассматривается в моей курсовой работе.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы.
2. Пенсионный фонд: назначение и функции
3. Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана
4. Cовершенствование механизма реализации пенсионной реформы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Накопительная пенсионная система.docx

— 44.37 Кб (Скачать файл)

Совершенствование пенсионного обеспечения состоявшихся пенсионеров (все нынешние пенсионеры и те, которые ими станут в течении 10 лет).

Предлагается установить всем состоявшимся пенсионерам при  трудовом стаже 20 и 25 лет (согласно полу) пенсию в размере 60% от номинальной  средней заработной платы по стране.

В качестве ограничителя предлагается размер средней зарплаты в стране, так как такой подход используется в ряде развитых стран: считается, что  размер средней зарплаты является базой для сопоставления заработной платы выходящего на пенсию при исчислении последней.  
Для пенсионного обеспечения состоявшихся пенсионеров нужны большие средства. Как известно, у государства их пока нет. Необходимо изыскать крупные дополнительные ресурсы для поддержки сегодняшних пенсионеров, чтобы материализовать их заработанные в советское время пенсионные права. Для повышения размера пенсий и своевременной ежемесячной выплаты, необходимо использовать не только взносы предпринимателей – 6% от фонда оплаты труда, но и за счет других нетрадиционных для нашей страны источников финансирования (установление государственной монополии на торговлю газом, нефтью, лесом и т.д., выделив часть получаемого монопольного дохода на пенсионные цели; учреждения дополнительного целевого таможенного сбора на ввозимые товары и целевого акцизного сбора на алкоголь и табачные изделия; введения целевого социального налога на доходы богатых и сверхбогатых слоев населения и т.д.). Принцип социальной справедливости требует, чтобы эти виды доходов принадлежали обществу в целом и направлялись прежде всего на обеспечение тех, кто еще или уже не способен трудиться. Подобный опыт оправдал себя во Франции, ФРГ, Скандинавии.

Совершенствование пенсионного обеспечения будущих пенсионеров,

то есть нынешних работников, которым до пенсии больше 10 лет, и  вновь вступающих в трудовую деятельность. Проблема в том, что у нынешних наемных работников объем заработной платы, с которого уплачиваются пенсионные взносы в пенсионный фонд – крайне мал.

Если доля низкооплачиваемых  работников радикально не сократиться, то число будущих пенсионеров, не заработавших (не «накопивших») себе пристойную пенсию, будет столь же велико, как  число низкооплачиваемых работников. Бедность работников трансформируется в бедность пенсионеров без остановки. К тому же, в пенсионном обеспечении  возникает дифференциация, подобная различиям в оплате труда.

Для будущих пенсионеров  был разработан новый механизм пенсионного  обеспечения – «солидарно-индивидуальная пенсия». По обеспеченности пенсия будущих  пенсионеров должна быть трехуровневой: гарантированной социальной, обязательной солидарно-индивидуальной, добровольной.

Первый уровень – это  социальная пенсия, которая определяется гарантией прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе; её получают все  граждане страны, достигшие пенсионного  возраста, не работавшие или не выработавшие необходимый трудовой стаж. Финансовым источником является бюджет страны.

Второй уровень – это  обязательная солидарно-индивидуальная пенсия, которую получает наемный  работник при достижении пенсионного  возраста и при наличии необходимого трудового стажа.

Формирование солидарно-индивидуальной пенсии предлагается из двух финансовых источников: солидарной и индивидуальной. Солидарная пенсия, выплачивается за счет обязательных отчислений работодателям 4% от фонда оплаты труда, которые  регистрируются на солидарном пенсионном счете (СПС) каждого работника. Индивидуальная пенсия выплачивается за счет обязательных отчислений 6% от заработной платы наемного работника, которые регистрируются на его индивидуальном (персональном) пенсионном счете (ИПС). Каждый наемный  работник должен иметь единый пенсионный счет с регистрацией солидарной и  индивидуальной пенсионных взносов  за время трудовой деятельности. Собираемые пенсионные средства фиксируются на индивидуальных счетах работников. Они  инвестируются в экономику, а  доход от этих инвестиционных вложений, за вычетом комиссионных, получаемых пенсионными фондами, распределяется пропорционально накопляемому взносу на индивидуальных счетах работников.

Солидарно-индивидуальная пенсия рассчитывается на уровне не мене 60% от зарплаты, актуализированной к моменту  выхода на пенсию. Пенсия будет определяться пенсионеру следующим образом. Если аккумулированные средства на ИПС обеспечивают пенсию в размере меньше 60% средней  заработной платы (по причине низкого  заработка), то разница будет покрываться  за счет средств СПС. Если же средства ИПС обеспечивают пенсию больше 60% заработной платы, то превышающая сумма и средства его СПС используются на выплату пенсии низкооплачиваемых работников (социальная солидарность). Такая «кара» настигнет только высокооплачиваемых, но ведь таковыми они стали за счет мало-и среднеимущих.

Пикантность данной модели видится в том, что вместо «солидарности  между поколениями» внедрили «солидарность  внутри поколении», то есть сегодняшние  работники будущую пенсию накапливают  себе же вместе с работодателем и  если эта сумма окажется недостаточной, то покрывается за счет взносов высокооплачиваемых граждан. При этом солидарная пенсия накапливается для себя, а не для  другого поколения. Еще одним  принципиальным отличием солидарности «внутри поколения» является то, что  она может распространяться как  от младшего поколения к старшему, так и наоборот

Что же касается всех льготных пенсий – за выслугу лет, за отважную работу на государственной службе, в связи с вредными условиями, при потере кормильца, при инвалидности с детства – они должны иметь  специальный источник финансирования и покрываться из страхового резерва  пенсионного фонда и не должны рассматриваться в терминах «льгот». Это просто иной пенсионный план, связанный  с особенностями трудовых отношений  в конкретном секторе экономики. Поэтому формируют «подуровень» профессиональных пенсий, которые создаются  для отдельных профессий или  отраслей хозяйствования.

Вышеописанные уровни пенсии представляют собой национальную модель пенсионного обеспечения населения страны. Разработанная национальная модель пенсионного обеспечения выгодна:  
-государству. Расходы по пенсионному обеспечению относительно ВВП резко уменьшаются; снижается число граждан, живущих на социальные пособия. Выплата пенсий осуществляется из средств бюджета только на социальные пенсии. Из военного бюджета перечисляются пенсионные взносы военнослужащим, а из бюджета – в объеме 4% дохода за бюджетных работников, а пенсии депутатов – из её же бюджета. Таким образом, государство финансирует лишь социальные пенсии, а также, кто поступает его наемным работникам, т.е. лицам, по отношению к которым оно непосредственно выступает работодателем.

Снижение пенсионных взносов  с 15% до 10%, производство становится соучастником солидарной пенсии своих работников. Работодатели самостоятельно определяют профессиональные пенсии своим работникам и финансируют согласно актуарным  расчетам. Тем самым, пенсионное обеспечение  становится благополучием и стимулом рентабельности производства.

Впервые на постсоветском  пространстве разработан механизм пенсионного  обеспечения малоимущих слоев населения, снижения массовой бедности среди пожилых. В данном варианте предлагается солидарность не только и не столько за счет долей вклада самого работника, а за счет коллективной солидарности внутри поколения, т.е. сегодняшние работники готовят себе же «коллективно-солидарную» пенсию, а не пенсионерам другого поколения.

Финансовыми источниками  «солидарно-индивидуальной» пенсии предусматриваются:  
-работодатели;  
-наемные работники;

-часть пенсионных взносов,  наемных работников с высокой  заработной платой;  
          -перераспределение средств между доживающими наемными работниками до пенсионного возраста и не доживающими до него;  
          -финансовая поддержка из средств негосударственных пенсионных фондов, за счет инвестиционных средств.

Подобное пенсионирование будет надежной защитой престарелого населения на основе вполне справедливых принципов обязательной солидарности внутри поколений и обязательного индивидуального пенсионного страхования. Именно обязательное солидарно-индивидуальное пенсионирование, которое покрывает риск лишения трудового дохода в связи с возвратом – основа реализации гражданских прав как работников, так и работодателей в рамках принципа социальной солидарности.  
Предлагаемая национальная модель пенсионного обеспечения населения страны за короткий промежуток времени резко увеличит существующий объем пенсионных активов накопительных пенсионных фондов. С введением данной модели пенсионное обеспечение не будет обузой общества и бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В тех странах, где уже  существуют накопительные пенсионные системы, пенсионные активы играют значительную социально – экономическую, а  порою и политическую роль в обществе. Активы пенсионных фондов имеют огромное инвестиционное значение для экономического развития своих стран, т.к. они являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов. Посредством пенсионных фондов свободные денежные ресурсы в  виде пенсионных активов трансформируются в потоки рабочего капитала, а поскольку  пенсионные активы размещаются в  различные финансовые инструменты  и инвестиционные проекты с целью  долговременного инвестирования, они  редко участвуют в спекулятивной  игре на рынках капитала.

В то же время пенсионные активы являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны. Достаточно вспомнить вторую половину 1998 года, когда после августовского финансового  кризиса в России многие казахстанские  банки начали поспешно избавляться  от государственных ценных бумаг, их значительная часть переместилась  в инвестиционные портфели пенсионных фондов. Таким образом, пенсионные активы сыграли позитивную роль, в какой-то степени не позволив разразиться  кризису в Казахстане, подомному  российскому.

Само существование НПФ и рост их пенсионных активов ещё не означают успешную деятельность НПФ как состоявшегося социально-финансового института. Успешным можно будет назвать деятельность НПФ только тогда, когда он сможет стабильно исполнять свои обязательства по пенсионным выплатам, которые через несколько лет примут массовый характер в связи с выходом на пенсию по возрасту значительной части нынешних вкладчиков. Нельзя утверждать, что за 4 года существования в Казахстане накопительной пенсионной системы в ней произошли какие-либо позитивные качественные изменения. Скорее всего, пока идёт процесс количественного роста как самой системы, так и отдельных его субъектов.

Качественное состояние  накопительной пенсионной системы  Казахстана зависит от наличия в  стране не оптимальной нормативно-правовой и законодательной базы, регулирующей деятельность и учитывающей интересы субъектов рынка пенсионных услуг, от наличия развитого фондового  рынка, особенно его корпоративной (негосударственной) части, от эффективной  деятельности КУПА. В настоящее время  появилось множество проблем, связанных  с инвестированием пенсионных активов, о которых было кратко упомянуто  в настоящей статье.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит». М: Финансы, ЮНИТИ – 1997г.

2. Мельников В.Д., Ильясов  К.К. «Финансы» Алматы 2001г.  
3. Омирбаев С.М. «Финансы» Астана 2002г.

4. Родионова В.М., Вавилов  Ю.Я. «Финансы» М: Финансы и  статистика 1993г.  
5. Закон «О пенсионном обеспечении в РК» от 20 июня 1997г. (с изменениями от 16 июля 2001г.)

6. Рынок ценных бумаг №-10, 2001г.

7. Рынок ценных бумаг №-12, 2001г.

 


Информация о работе Накопительная пенсионная система: сущность и преимущества