Налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение этапов эволюции взимания акцизов в РФ.

Файлы: 1 файл

104 федеральные налоги и сборы.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность рассматриваемой  темы. Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Акцизы по-прежнему остаются причинами дебатов в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к хаотическому, сумбурному и противоречивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что  акциз – «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник государственного бюджета капиталистических стран. В СССР и других социалистических странах отсутствует».

В экономической литературе развитых капиталистических стран  вопросы акцизного налогообложения  занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.

Объектом исследования курсовой работы является косвенный  налог- акциз.

Предметом исследования курсовой работы является  методология   механизма взимания акцизов в РФ

Целью данной работы является изучение этапов эволюции  взимания акцизов в РФ.

Задачи исследования:

1.Изучить понятие акцизов и история возникновения акцизного налогообложения в РФ;

2. Рассмотреть  роль и значение акцизов в налоговой системе РФ;

3. Проанализировать современное состояние налогового законодательства об акциза в РФ;

4. Провести динамический  анализ собираемости акцизов в РФ.

Методологической базой  исследования стали труды зарубежных и отечественных ученых: А.Вагнера, Э.Селигмана, Ж.Сисмонди, В.М. Акимовой, С.В. Барулина, А.В. Брызгалина, И.В.Горского.

В работе использовались теоретический и аналитический  методы исследования.

 

  1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ

 

    1. Понятие акцизов и история возникновения акцизного налогообложения

 

Акцизы1 — это один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сумма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые товары, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными.

Многовековая история  развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. Акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой. Принципы, используемые при установлении акцизов и перечня подакцизных товаров, могут быть сформулированы следующим образом:

- во-первых, акцизами не облагаются товары первой необходимости;

- во-вторых, акцизы устанавливаются с целью изъятия в бюджет получаемой сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты);

- в-третьих, облагая акцизом товары, наносящие вред здоровью человека, государство стремится ограничить их потребление (алкогольная и табачная продукция).

За время использования  акцизов неоднократно менялись группы облагаемых товаров и ставки налога. В России в течение XV—XX веков акцизами облагались в основном такие товарные группы, как соль, алкогольная продукция, табак, сахар, нефтепродукты. Поступления акцизного налога в бюджет достигали весомых размеров. После революции 1917 года акцизы были отменены, а с 1921 года — вновь восстановлены, в период финансовой реформы 1930—1932 гг. акцизы были снова ликвидированы. Вновь акцизный налог был введен в России с 1 января 1992 года. В настоящее время акцизы являются вторым по величине косвенным налогом после налога на добавленную стоимость. В 2007 году удельный вес акцизов в консолидированном бюджете составлял 9,3процентов в общей сумме налоговых поступлений2.

Начиная с 1 января 2001 года взимание акцизов в РФ осуществляется в соответствии с гл. 22 НК. Акцизы относятся к разряду регулирующих налогов, т.е. сумма акцизного налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в зависимости от вида подакцизного товара (по некоторым подакцизным товарам налог целиком поступает в федеральный бюджет).

Следует отметить, что  состав подакцизных товаров в период 1992—2003 гг. подвергался значительным изменениям. Так, в начале 1990-х гг. была предпринята попытка расширить круг подакцизной продукции за счет изделий из хрусталя, меха, ювелирных изделий и т.п. В течение нескольких лет помимо товаров облагались акцизами и некоторые виды минерального сырья (нефть, природный газ). В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, применяемым в развитых зарубежных странах. Следует иметь в виду, к числу подакцизных товаров всегда относились и, вероятно, будут относиться и впредь алкогольная продукция и табачные изделия. Это объясняется характерными особенностями, присущими указанным товарным группам: с одной стороны, они не являются обязательными для всех потребителей, с другой — для этих товаров свойственны достаточно низкая себестоимость производства и высокая акцизная ставка.

Сейчас подакцизными товарами признаются (ст. 181 НК):

  1. спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и др.) с объемной долей этилового спирта более 9процентов;
  3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процентов, за исключением виноматериалов);
  4. пиво;
  5. табачная продукция;
  6. автомобили легковые; мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с);
  7. автомобильный бензин;
  8. дизельное топливо;
  9. моторные масла для дизельных и/или карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  10. прямогонный бензин.

Согласно статье 179 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками акциза являются:

- организации,

- индивидуальные предприниматели  (ИП);

- лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (их состав определяется в соответствии с ТК)3.

При этом следует учитывать, что организации и ИП признаются налогоплательщиками, только если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами4.

1.2. Роль и  значение акцизов в налоговой  системе РФ

 

Доходы бюджетов складываются из двух основных источников: налоговых и неналоговых доходов. Причем налоговые доходы составляют основную часть доходов бюджетов во многих странах.

В Российской Федерации  очень велика роль косвенных налогов  в формировании доходной части консолидированного бюджета.

Немаловажное значение в налоговой системе России имеют  и акцизы. Акцизы являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода.

Акцизы были одним  из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров5.

В Российской Федерации  доля акцизов в общей структуре  доходов составляет 22 процентов за 2009 год. Несмотря на такой скромный процент, в сравнении с, например, налогом на добавленную стоимость, акцизы являются важным источником налоговых поступлений в любой рыночной экономике.

Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом  первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста6.

Таким образом, акцизы — это один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. В Российской Федерации очень велика роль косвенных налогов в формировании доходной части консолидированного бюджета. Немаловажное значение в налоговой системе России имеют и акцизы.

 

 

 

  1.  СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АКЦИЗАХ

 

2.1. Понятие, объект акцизного налогообложения

 

 В соответствии со ст. 179 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками акциза  признаются:

1) организации;

2) индивидуальные  предприниматели;

3) лица, признаваемые  налогоплательщиками в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу Российской  Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации7.

 Организации  и иные лица, указанные в настоящей  статье, признаются налогоплательщиками,  если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой НК РФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация  на территории Российской Федерации  лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;

2) продажа лицами  переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность8;

3) передача на  территории Российской Федерации  лицами произведенных ими из  давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику  указанного сырья (материалов) либо  другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

4) передача в  структуре организации произведенных  подакцизных товаров для дальнейшего  производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

5) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

6) передача на  территории Российской Федерации  лицами произведенных ими подакцизных  товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

7) передача на  территории Российской Федерации  организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

8) передача произведенных  подакцизных товаров на переработку  на давальческой основе;

9) ввоз подакцизных  товаров на таможенную территорию  Российской Федерации;

10) получение  (оприходование) денатурированного  этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

Получением  денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного этилового спирта в собственность;

11) получение  прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность9.

Информация о работе Налоги и сборы