Налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение этапов эволюции взимания акцизов в РФ.

Файлы: 1 файл

104 федеральные налоги и сборы.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Анализ изменений  ставок акцизов в 2006 году по сравнению с уровнем 2005 года позволяет сделать вывод о том, что в среднем ставки увеличились на 9%. Без изменений остались ставки на вина натуральные, шампанские, игристые, газированные, шипучие.

Динамика  поступления акцизов на алкогольную  продукцию по итогам 2005 года свидетельствует о том, что собираемость акцизов находилась на уровне 94,4% от объема начисленных акцизов, что в абсолютном выражении составило 52804 139 рублей. Однако, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года рост поступления акцизов составил 1 323 197 рублей, что соответствует 2,57%.

Структура поступления  акцизов на алкогольную продукцию в бюджетную систему России в 2005 году характеризуется неравномерностью.

 

Рис. 3. Структура поступления акцизов на

алкогольную продукцию в бюджетную систему  России в 2010 году в разрезе федеральных округов

Как видно  из рис. 3, наибольший удельный вес приходится на Центральный и Приволжский федеральный округ. При этом следует отметить, что 48,3% объема поступивших акцизов в ЦФО были аккумулированы за счет г. Москвы и Московской области. В Приволжском федеральном округе бюджетообразующими территориями по акцизам на алкогольную продукцию являются Башкортостан, Татарстан, Пермская и Нижегородская область, на долю которых приходится 57,8% от совокупного объема поступления акцизов округа.

Одним из показателей, влияющих на уровень поступления налогов, в том числе и акцизов на алкогольную продукцию, в бюджетную систему государства является показатель эффективности работы правоохранительных органов в сфере производства и реализации алкогольной продукции. Как было отмечено выше, алкогольный бизнес характеризуется высокой степенью криминализации. В результате противоправной деятельности государственный бюджет ежегодно теряет миллионы рублей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Акцизы — это один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сумма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые товары, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными.

Многовековая история  развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. Акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой. За время использования акцизов неоднократно менялись группы облагаемых товаров и ставки налога. В России в течение XV—XX веков акцизами облагались в основном такие товарные группы, как соль, алкогольная продукция, табак, сахар, нефтепродукты. Поступления акцизного налога в бюджет достигали весомых размеров. После революции 1917 года акцизы были отменены, а с 1921 года — вновь восстановлены, в период финансовой реформы 1930—1932 гг. акцизы были снова ликвидированы. Вновь акцизный налог был введен в России с 1 января 1992 года. В настоящее время акцизы являются вторым по величине косвенным налогом после налога на добавленную стоимость. В 2007 году удельный вес акцизов в консолидированном бюджете составлял 9,3процентов в общей сумме налоговых поступлений.

Следует отметить, что  состав подакцизных товаров в период 1992—2003 гг. подвергался значительным изменениям. Так, в начале 1990-х гг. была предпринята попытка расширить круг подакцизной продукции за счет изделий из хрусталя, меха, ювелирных изделий и т.п. В течение нескольких лет помимо товаров облагались акцизами и некоторые виды минерального сырья (нефть, природный газ). В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, применяемым в развитых зарубежных странах. Следует иметь в виду, к числу подакцизных товаров всегда относились и, вероятно, будут относиться и впредь алкогольная продукция и табачные изделия. Это объясняется характерными особенностями, присущими указанным товарным группам: с одной стороны, они не являются обязательными для всех потребителей, с другой — для этих товаров свойственны достаточно низкая себестоимость производства и высокая акцизная ставка.

В Российской Федерации  очень велика роль косвенных налогов  в формировании доходной части консолидированного бюджета.

Акцизы были одним  из первых налогов, вводимых в периоды  экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод  о том, что объем теневого рынка  водки и ЛВИ находится в  пределах 60-68 млн. дал. Такая цифра  получается исходя из наиболее вероятного среднего уровня потребления, который будет определяться как среднее арифметическое от минимального и максимального значений, характеризующих объем потребления, и составит 210 млн. дал.

В 1997 году при  ставке 45 рублей за литр по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года поступления акцизов от водки и ЛВИ в бюджет выросли почти в два раза, с 5 395 до 9 431 млн. рублей.

В 1998 году на фоне увеличения ставки акциза до 50 рублей за литр произошло существенное снижение объемов поступления акцизов. При этом во, втором и третьем кварталах акцизные поступления уступали по уровню 1997 году, а собираемость акцизов снижалась в течение всего года. Однако, величина годового сбора, запланированная в бюджете на 1998 год, все же была достигнута. Положительный результат был обеспечен за счет резкого увеличения сбора акцизов в четвертом квартале до 3 562 млн. рублей, преимущественно путем применения мер административного характера.

1999 год наряду  с увеличением ставки на 20% по  отношению к уровню предыдущего года охарактеризовался активным ростом легального производства,  прирост составил 54,6%. При этом расчетный уровень нелегального производства водки и ликероводочных изделий с учетом неформального оборота в целом за 1999 год составил около 40,0%.

Самое большое  падение легального производства произошло в 2000 году: с 42 млн. дал в четвертом квартале 1999 года до 27,3 млн. дал в первом квартале 2000 года. В абсолютном выражении оно составило 14,7 млн. дал. Впервые с 1996 года была нарушена тенденция роста сбора акцизов в течение одного года. Во втором квартале 2000 года было собрано акцизов существенно меньше, чем в первом. В течение всего года увеличивалась разница между расчетным, исходя из объемов производства, значением сбора акцизов и реально собранными акцизами. Повышение ставки акциза не дало соответствующего увеличения поступлений акцизов в бюджет. На размер доходов бюджета уровень легального производства и

При росте  ставок акцизов на 15% за 2003 год было зафиксировано снижение уровня легального производства на 3,3%, акцизов собрано лишь на 12,3% больше, чем в 2002 году, при том, что собираемость акцизов выросла с 96,2 до 98,3%. При росте ставок на 18,4%в первом полугодии 2004 года темп роста сбора акцизов снизился с 12,9 до 8,1%.

Анализ изменений  ставок акцизов в 2006 году по сравнению с уровнем 2005 года позволяет сделать вывод о том, что в среднем ставки увеличились на 9%. Без изменений остались ставки на вина натуральные, шампанские, игристые, газированные, шипучие.

Динамика  поступления акцизов на алкогольную  продукцию по итогам 2005 года свидетельствует о том, что собираемость акцизов находилась на уровне 94,4% от объема начисленных акцизов, что в абсолютном выражении составило 52804 139 рублей. Однако, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года рост поступления акцизов составил 1 323 197 рублей, что соответствует 2,57%.

Одним из показателей, влияющих на уровень поступления налогов, в том числе и акцизов на алкогольную продукцию, в бюджетную систему государства является показатель эффективности работы правоохранительных органов в сфере производства и реализации алкогольной продукции. Как было отмечено выше, алкогольный бизнес характеризуется высокой степенью криминализации. В результате противоправной деятельности государственный бюджет ежегодно теряет миллионы рублей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Александров И.М., Налоги и налогообложение: учеб. для студ. вузов/ И. М. Александров. - М.: Дашков и К, 2007. - 296 с.

2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. – М.: Экономистъ, 2010.-671с.

3. Барулин, С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. М.:Финансы, 2009г. -420 с.

4. Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие / Под ред. А.П.Починка, Л.П.Павловой. – М.: Финансы и статистика, 2009.

5. Булатова, А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 2008г. -342с.

6. Воронин С. Водочные короли выходят из подполья // Российская газета, 23.10.2010 г.

7. Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование: Учебник. – СПб., Питер, 2010.-349с.

8. Горский, И.В. Налоговая политика и экономический рост // Финансы - №1, 2009 - С. 22-26

9. Государственные и муниципальные финансы России: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Мир. экономика"/ Л. С. Гринкевич [и др.]. - М.: КноРус, 2007. - 560 с.

10. Демин, Александр Васильевич. Налоговое право России: учеб. пособие/ А. В. Демин. - М.: Юрлитинформ, 2006. - 424 с.

11. Джаарбеков, Станислав Маратович. Методы и схемы оптимизации налогообложения/ С. М. Джаарбеков. - 2-е изд.. - М.: МЦФЭР, 2008. - 672 с.

12. Евстигнеев, Евгений Николаевич. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ, обуч. по спец. "Налоги и налогообложение"/ Е. Н. Евстигнеев. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 272 с

13. Захарьин, Владимир Реонадович.  Все о налоговых вычетах/ В. Р. Захарьин. - М.: Налоговый вестник, 2009. - 320 с.

14. Качур, О. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит"/ О. В. Качур. - М.: КноРус, 2009. - 304 с.

15. Кашин, В., Мерзляков И. Международная налоговая конкурентоспособность России // Аудитор - № 3, 2009- С. 12-14

16. Кашин, В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики // Аудитор - № 9, 2009 - С.3-7

17. Кисилевич, Татьяна Ивановна.  Практикум по налоговым расчетам: учеб. пособие для студ., обуч. по эконом. спец. и напр./ Т. И. Кисилевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 312 с.

18. Климова, М. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ М. А. Климова. - 2-е изд.. - М.: РИОР, 2005. - 43 с.

19. Ковалева, Алла Михайловна.  Финансы фирмы: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец./ А. М. Ковалева. - 4-е изд., испр. и доп.. - М.: Инфра-М, 2007. - 522 с

20. Ковалевская, Дарья Евгеньевна. Отстаивание прав и интересов организаций, индивидуальных предпринимателей в судах: в 2 ч./ Д. Е. Ковалевская, Л. А. Короткова. - М.: Налоговый вестник. - (Приложение к журналу "Налоговый вестник"; № 2) Ч. 2. - 2009. - 288 с

21. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации/ ред. Ю. Ф. Кваша. - М.: ЮрайтЧ. 1, 2. - 2009. - 1326 с.

22. Красноперова, О. А. Особенности исчисления и уплаты акцизов/ О. А. Красноперова. - М.: Гросс Медиа, 2009. - 192 c.

23. Мамрукова, Ольга Ильинична. Налоги и налогообложение: курс лекций: учеб. пособие/ О. И. Мамрукова. - 4-е изд., доп. и испр. - М.: ОМЕГА-Л, 2009. - 320 с.

24. Материалы Второго всероссийского совещания по проблемам алкогольного рынка / Минсельхоз РФ. - М.: Поли-графсервис, 2009. - 64 с.

25. Налоги и налогообложение: учеб. для студ. вузов/ ред. М. В. Романовский, О. В. Врублевская. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 496 с

26. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ, обуч. по спец. "Налоги и налогообложение"/ ред. Б. Х. Алиев. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 416 с.

27. Налоговый кодекс Российской Федерации- М.: ОМЕГА-Л. - (Кодексы Российской Федерации) Ч. 1, 2. - 2010. - 672 с.

28. Налогообложение юридических и физических лиц: к изучению дисциплины/ Т. Е. Косарева, Л. А. Юринова, Л. Г. Баранова, О. В. Врублевская. - 3-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Бизнес-Пресса, 2009. - 240 с.

29. Пансков В.Г.   Налоги   и  налогообложение в   Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд. 4-е доп. и перераб. -М.:   Международный   центр   финансово-экономического развития, 2010. - 640 с.

30. Пансков В.Г. Акцизы и проблемы государственного регулирования   рынка   алкогольной   продукции   //  Финансы, 2011, №2, с. 34-38.

31. Перов, Александр Владимирович.  Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ А. В. Перов, А. В. Толкушкин. - 8-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2007. - 810 с.

32. Рюмин, Сергей Михайлович.  Индивидуальный предприниматель. Как платить налоги?: к изучению дисциплины/ С. М. Рюмин. - М.: Налог-Инфо, 2009. - 664 с.

33. Фонарев Н.И. О структуре рынка алкогольной продукции // Ученые записки. Выпуск 3. - М.: Изд. Академии бюджета и казначейства, 2010, с. 149-162.

34. Юрзинова, Ирина Леонидовна. Налогообложение юридических и физических лиц: учеб. пособие/ И. Л. Юрзинова, В. Н. Незамайкин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЭКЗАМЕН, 2008. - 653 с.

 

 

 

Приложение 1

Ст. 181 НК РФ

       

Подакцизные товары

Неподакцизные товары

       

-спирт этиловый  из всех видов сырья, за исключением  спирта коньячного

 

-лекарственные,  лечебно-профилактические, диагностические  средства, прошедшие государственную  регистрацию в уполномоченном  федеральном органе исполнительной  власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства

 

-спиртосодержащая  продукция с объемной долей  этилового спирта более 9 процентов

 

 

-пиво, табачная продукция, автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных  двигателей.

 

Информация о работе Налоги и сборы