Налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение этапов эволюции взимания акцизов в РФ.

Файлы: 1 файл

104 федеральные налоги и сборы.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

К производству приравниваются розлив алкогольной  продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с  требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар.

 При реорганизации  организации права и обязанности  по уплате акциза переходят к ее правопреемнику.

 

2.2. Порядок исчисления акциза

 

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы10.

 Сумма акциза  по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

 Общая сумма  акциза при совершении операций  с подакцизными товарами, признаваемыми  в соответствии с настоящей  главой объектом налогообложения,  представляет собой сумму, полученную  в результате сложения сумм акциза,  облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

 Сумма акциза  по подакцизным товарам исчисляется  по итогам каждого налогового  периода применительно ко всем  операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

 Сумма акциза  при ввозе на территорию Российской  Федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.

Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, предусмотренного, сумма акциза по подакцизным товарам  определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

 

2.3. Налоговые вычеты

 

Налогоплательщик  имеет право уменьшить сумму  акциза по подакцизным товарам,  на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров11.

В случае безвозвратной  утери указанных подакцизных  товаров (за исключением нефтепродуктов) в процессе их производства, хранения, перемещения и последующей технологической обработки суммы акциза также подлежат вычету. При этом вычету подлежит сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм технологических потерь и (или) норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для соответствующей группы товаров12.

 При передаче  подакцизных товаров, произведенных  из давальческого сырья (материалов), в случае, если давальческим сырьем (материалами) являются подакцизные товары, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником указанного давальческого сырья (материалов) при его приобретении либо уплаченные им при ввозе этого сырья (материалов) на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенного в свободное обращение, а также суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) при его производстве13.

 Вычетам подлежат суммы  акциза, уплаченные на территории  Российской Федерации по спирту  этиловому, произведенному из  пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

 Вычетам подлежат суммы  акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем  подакцизных товаров (в том  числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

Налогоплательщик имеет  право уменьшить общую сумму  акциза по подакцизным товарам, на сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.

Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции.

Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим  свидетельство на производство денатурированного  этилового спирта, при реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим  свидетельство на производство прямогонного бензина, при реализации прямогонного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина.

 Вычетам подлежат суммы  акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство  прямогонного бензина, при совершении с прямогонным бензином операций,  подтверждающих направление прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина.

 Вычетам подлежат суммы  акциза, начисленные при получении  прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при использовании полученного прямогонного бензина самим налогоплательщиком для производства продукции нефтехимии и (или) при передаче прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии на давальческой основе (на основе договора об оказании услуг по переработке принадлежащего данному налогоплательщику прямогонного бензина) при представлении документов14.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты.

 Сумма акциза, подлежащая уплате при ввозе  подакцизных товаров на территорию Российской Федерации, определяется в соответствии с пунктом 6 статьи 194 НК РФ.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиками, осуществляющими первичную реализацию подакцизных товаров, происходящих и ввезенных с территории государств - участников Таможенного союза без таможенного оформления.

 Если сумма  налоговых вычетов в каком-либо  налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает15.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, совершенным в отчетном налоговом периоде, подлежит вычету из суммы акциза в следующем налоговом периоде в первоочередном по сравнению с другими налоговыми вычетами порядке.

2.4. Анализ собираемости акцизов в РФ

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод  о том, что объем теневого рынка  водки и ЛВИ находится в  пределах 60-68 млн. дал. Такая цифра  получается исходя из наиболее вероятного среднего уровня потребления, который будет определяться как среднее арифметическое от минимального и максимального значений, характеризующих объем потребления, и составит 210 млн. дал., а также фактических данных об объемах производства и импорта водки и ЛВИ за ряд лет, представленных в таблице 1.

Таким образом, представляется возможным определить среднегодовой объем теневого рынка водки и ЛВИ на уровне 66,53 млн. дал, что соответствует 28,8% всего рынка алкогольной продукции в 2010 году, 27,9% - в 2009, 29% - в 2008 и 30,5% - в 200716.

Кроме того, следует  отметить, что одной из детерминант, влияющей на уровень легального производства водки и ЛВИ является размер ставки акциза.

 

Таблица 2

Динамика  объема теневого рынка водки и ЛВИ в России

в 2007-2010гг.млн. дал.

Показатели

Годы

2007

2008

2009

2010

Производство

139,4

137

140,3

142,36

Импорт

0,9

2,1

4,7

9,96

Среднегодовое потребление

210

210

210

210

Объем теневого рынка

69,7

70,9

65

57,68

Среднегодовой объем теневого рынка

66,53


Рис.1. Динамика объема производства  и импорта

теневого  рынка водки и ЛВИ в России

 

В 1997 году при  ставке 45 рублей за литр по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года поступления акцизов от водки и ЛВИ в бюджет выросли почти в два раза, с 5 395 до 9 431 млн. рублей.

В 1998 году на фоне увеличения ставки акциза до 50 рублей за литр произошло существенное снижение объемов поступления акцизов. При этом во, втором и третьем кварталах акцизные поступления уступали по уровню 1997 году, а собираемость акцизов снижалась в течение всего года. Однако, величина годового сбора, запланированная в бюджете на 1998 год, все же была достигнута. Положительный результат был обеспечен за счет резкого увеличения сбора акцизов в четвертом квартале до 3 562 млн. рублей, преимущественно путем применения мер административного характера.

1999 год наряду  с увеличением ставки на 20% по  отношению к уровню предыдущего года охарактеризовался активным ростом легального производства,  прирост составил 54,6%. При этом расчетный уровень нелегального производства водки и ликероводочных изделий с учетом неформального оборота в целом за 1999 год составил около 40,0%.

Самое большое  падение легального производства произошло  в 2000 году: с 42 млн. дал в четвертом  квартале 1999 года до 27,3 млн. дал в первом квартале 2000 года. В абсолютном выражении оно составило 14,7 млн. дал. Впервые с 1996 года была нарушена тенденция роста сбора акцизов в течение одного года. Во втором квартале 2000 года было собрано акцизов существенно меньше, чем в первом. В течение всего года увеличивалась разница между расчетным, исходя из объемов производства, значением сбора акцизов и реально собранными акцизами. Повышение ставки акциза не дало соответствующего увеличения поступлений акцизов в бюджет. На размер доходов бюджета уровень легального производства и собираемости акцизов сказывается значительно сильнее, чем увеличение их ставок.

Рис.2. Динамика объема теневого рынка водки и ЛВИ в России

 

В 2001 году при  росте ставок на 5%, что существенно  ниже уровня инфляции, легальное производство за год выросло на 7,1%. С учетом неформального оборота расчетный уровень нелегального производства и оборота водки и ликероводочных изделий в 2001 году уменьшился с 45,2% до 37,5%. В 2002 году при росте ставок на 12%, что соответствовало уровню инфляции, легальное производство выросло только на 5,5%, акцизов было собрано на 19,6% больше, а собираемость акцизов выросла до 96,2%. Показанный розничной торговлей уровень нелегального производства и оборота водки и ликероводочных изделий в 2002 году был самым низким за предыдущие три года и составил 30,5%.

При росте  ставок акцизов на 15% за 2003 год было зафиксировано снижение уровня легального производства на 3,3%, акцизов собрано лишь на 12,3% больше, чем в 2002 году, при том, что собираемость акцизов выросла с 96,2 до 98,3%. При росте ставок на 18,4%в первом полугодии 2004 года темп роста сбора акцизов снизился с 12,9 до 8,1%17.

Информация о работе Налоги и сборы