Налоги как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является исследование налоговых систем различных стран, выявление их особенностей.

Предмет анализа тема « Сравнение налоговой системы Российской Федерации и стран зарубежья ».
Задачи:
Обосновать актуальность темы.
Изучить основные аспекты налоговых систем различных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1 Налоги как экономическая категория
1.1. Генезис категории налог в истории экономической науки…………...…..4
1.2. Сущность налога. Основные принципы налогообложения…………..…...5

1.3. Классификация и виды налогов……………………………………..………9

Глава 2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и стран зарубежья
2.1 Налоговая система РФ……………………………..………………………..10
2.2. Налоговая система Канады…………………………………………..………..14
2.3 Налоговая система США………………………………………………....…….20
2.4 Налоговая система Германии…………………………………....……………..22
2.5. Налоговая система Японии……………………………………….….….……24
2.6.Современная налоговая система РФ проблемы и пути совершенствования, использование опыта зарубежных стран…………………………….…….….….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….…...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………

Файлы: 1 файл

курсовая Витьки.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3

ГЛАВА 1 Налоги как экономическая категория

1.1. Генезис категории налог в истории экономической науки…………...…..4

  1.2. Сущность налога. Основные принципы налогообложения…………..…...5

 

  1.3. Классификация и виды налогов……………………………………..………9

 

Глава 2 Сравнительный анализ налоговых  систем РФ и стран зарубежья

2.1 Налоговая система  РФ……………………………..………………………..10

2.2. Налоговая система Канады…………………………………………..………..14

2.3 Налоговая система  США………………………………………………....…….20

2.4 Налоговая система  Германии…………………………………....……………..22

2.5. Налоговая система  Японии……………………………………….….….……24

2.6.Современная налоговая система РФ проблемы и пути совершенствования, использование опыта зарубежных стран…………………………….…….….….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….…...38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…...……………………………………………..……...41

 

 

 

                                               

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью данного курсового проекта является исследование налоговых систем различных стран, выявление их особенностей.

 

Предмет анализа тема « Сравнение налоговой системы Российской Федерации и стран зарубежья ».

Задачи:

  1. Обосновать актуальность темы.
  2. Изучить основные аспекты налоговых систем различных стран.
  3. Ознакомиться с состоянием налоговой политики в мире.
  4. Выявить проблемы в развитии систем.
  5. Показать общие и различные черты между странами.
  6. Проанализировать налоговую деятельность государств.
  7. Обозначить перспективы и пути развития.
  8. Составить схемы и диаграммы.

 Объект изучения:

  1. Налоговые системы стран мира.
  2. Организация налоговых систем.
  3. Экономические условия для успешного функционирования налоговой политики.
  4. Социальная организация налогов.
  5. Политические условия и эффективность деятельности налоговых систем в современном обществе.

 

Для написания курсовой работы теоретической и методологической основой послужили многие положения, изложенные в трудах российских ученых экономистов и финансистов, официальные таблицы и схемы.

 

 

 

Глава 1. Налоги как экономическая категория

1.1. Генезис  категории налог в истории экономической науки

Налоги - это одно из основных понятий экономической науки. Сложность  понимания природы налога обусловлена  тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и  правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая  природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс  налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.. В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались " auxilia" ( помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент на признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств , и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство."

Когда же население примирилось  с налогами и они превратились в основной источник государственных  доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

 

1.2. Сущность  налога. Основные принципы налогообложения

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

1. Фискальная функция  — основная функция налогообложения

Благодаря данной функции  реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная  (социальная) функция налогообложения

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в  перераспределении общественных доходов.(происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения)

3. Регулирующая функция  налогообложения

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса — налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Регулирующая функция  направлена на достижение посредством  налоговых механизмов тех или  иных задач налоговой политики государства.

4. Стимулирующая функция  налогообложения

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех  или иных экономических процессов. Она реализуется через систему  льгот и освобождений. Нынешняя система  налогообложения предоставляет  широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

5. Дестимулирующая функция  налогооблажения

Направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также  воспроизводственную подфункцию, которая  предназначена для аккумуляции  средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

В понимании налогов  важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог - это объективная  экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).

Налоги как экономическая  категория являются исходными и  основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Налог как экономическая  категория выражает денежные отношения  между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.

Субъективная сторона налогов (их виды, уровень ставок и т.п) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):

«1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается  обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических  лиц, уплата которого является  одним из условий совершения  в интересах плательщиков сборов  госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий»

Налоговые отношения  структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют  отличительные признаки, присущие именно налогам. Это обязательность, безвозмездность, безэквивалентность.

Принципы налогообложения

Налогообложение относится  к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные государства  должны, по возможности, соответственно  своим способностям и силам  участвовать в содержании правительства,  т.е. соответственно доходу, каким  они пользуются под покровительством  государства...

2. Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо, должен быть точно определен,  а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, -все это должно быть ясно  и определено для плательщика  и всякого другого лица...

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его...

4. Каждый налог должен быть  так задуман и разработан, чтобы  он брал и удерживал из кармана  народа возможно сверх того, что  он приносит казначейству государства...

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

1) "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на грyппы по определенному признакy. Перечень этих грyпп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может слyжить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по yстановленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, использyется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

2) на основе декларации

Декларация - докyмент, в котором  плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной  чертой такого метода является то, что  выплата налога производится после  полyчения дохода.

Примером может слyжить налог  на прибыль.

3) y источника

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход, поэтому  оплата налога производится до получения  дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным  на сумму налога.

Например, подоходный налог  с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сyмма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сyмма выплачивается работникy. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

 

 

1.3. Классификация  и виды налогов

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную  совокупность. Попытки унифицировать  налоги, уменьшить количество их видов  пока не имели успеха. Возможно, это  происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика так, что он ощущает их в виде недополученного дохода.

Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Виды налогов различаются  также в зависимости от характера  налоговых ставок.

Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.

Информация о работе Налоги как экономическая категория