Налоги как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является исследование налоговых систем различных стран, выявление их особенностей.

Предмет анализа тема « Сравнение налоговой системы Российской Федерации и стран зарубежья ».
Задачи:
Обосновать актуальность темы.
Изучить основные аспекты налоговых систем различных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1 Налоги как экономическая категория
1.1. Генезис категории налог в истории экономической науки…………...…..4
1.2. Сущность налога. Основные принципы налогообложения…………..…...5

1.3. Классификация и виды налогов……………………………………..………9

Глава 2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и стран зарубежья
2.1 Налоговая система РФ……………………………..………………………..10
2.2. Налоговая система Канады…………………………………………..………..14
2.3 Налоговая система США………………………………………………....…….20
2.4 Налоговая система Германии…………………………………....……………..22
2.5. Налоговая система Японии……………………………………….….….……24
2.6.Современная налоговая система РФ проблемы и пути совершенствования, использование опыта зарубежных стран…………………………….…….….….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….…...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………

Файлы: 1 файл

курсовая Витьки.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

Третья льгота связана  с методом исчисления дохода для  фермеров и рыбаков; дает возможность  фермерам регулировать распределение  доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.

Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса.

В налоговой системе  преобладает прямое налогообложение, в котором основную долю занимает подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль компаний.

Последние тенденции  в развитии налоговой системы  связаны с расширением базы налогообложения  и снижением размеров ставок налогов  и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические процессы.

Налог с продаж. Налог с продаж по своей природе – это более удобный механизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий налог с продаж имеет две характерные черты:

  • распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам производственный процесс и тем самым не угрожая внутреннему производству;
  • опирается на более широкую базу.

До 1991 г. федеральное правительство полагалось на единую ставку федерального налога с продаж – 13,5%. Под этот налог попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей и ее эффективное значение существенно изменялось от продукта к продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половина доходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в производстве ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. Столкнувшись с недостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство в 1987 г. решило основные усилия направить на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил предложение развивать и взимать национальный налог с продаж по европейской модели налога на добавленную стоимость.

Налог на товары и услуги. В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в установленной единой ставке – 7%. В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.

Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 2007 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления всех налогов. Более широкая экономическая база и низкая ставка позволяют уменьшить искажающее воздействие на рынок и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.

Само по себе введение этого налога означало существенное улучшение налоговой системы Канады, однако оно привело и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимается одновременно с провинциальными налогами с розничных продаж. Два налога существуют в сфере розничной торговли параллельно, принося массу неудобств продавцам, вынужденным калькулировать два налога с разными базами и приспосабливать к ним систему бухгалтерского учета. С другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным налогом.

За исключением провинции  Альберта и двух территорий, все провинции взимают местные налоги с продаж.

Влияние налоговой  системы на экономические процессы в стране. Налоговая система Канады оказывает серьезное воздействие на экономические процессы страны. В середине 1990-х годов налоговое регулирование было направлено на стимулирование совокупного спроса, но первостепенное внимание все же уделялось государственным расходам. В результате федеральное правительство и правительства провинций требовали причитающиеся части важнейших налогов. Доля подоходных налогов в 2007 г. составляла около 45% всех налоговых поступлений (37% приходится на подоходный налог с физических лиц, 8% – на налог с корпораций); налоги на потребление – примерно 30%. Доля налогов, собранных в провинциях, относительно значительна (и в сборах подоходных налогов, и в налогах на потребление). Бюджет провинции пополняется более, чем на 100 млрд. долл. ежегодно (из них 40% приходится на долю подоходных налогов и почти половина на налоги на потребление).

Координация налогов. Большую роль в экономическом регулировании играет координация налогов, которая призвана способствовать:

  • изменению роли провинций в федерации;
  • обеспечению политических компромиссов между уровнями правительства;
  • увеличению интереса всех правительств к системе налога на доход как к инструменту политики увеличения поступлений;
  • улучшению системы распределения дохода между индивидуалами с целью продвижения экономического и социального развития.

Механизм координации  налогов на доход сохраняет для  провинций два важнейших ограничения.

Первое – отсутствие структуры ставок. Второе – хотя изначально провинции имеют возможность  увеличивать налоговые поступления, требование наложения провинциального  налога на федеральный ограничивает маневренность провинций до сравнительно узкой базы, снижая тем самым ценность каждого налогового пункта и требуя очень высоких налоговых ставок.

Как мы видим, ограничения  достаточно существенны. Тем не менее, в такой крупной стране, как  Канада, децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.

 

 

 

 

 

2.3. Налоги США

 

Оин из авторов Декларации независимости США Б. Франклин (1706 – 1790) когда-то произнес такую фразу: в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов. С тех пор налоговая система США совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер, способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным – обеспечить доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты, налоги выступают в качестве инструмента регулирования развития экономики. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления. Направляются в федеральный бюджет. Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов.

В федеральных доходах  преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

Отчисления на социальное страхование уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В  отличие от европейских стран (в  том числе от России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была 15,02% фонда заработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили по 7,51%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6 тыс. долл. В год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение. Тенденция здесь – повышение ставок.

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах  бюджета. Его основная ставка – 34%. Но вносится он ступенчато. Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. Налогооблагаемого дохода, 25% за следующие 25 тыс. долл. И 34% на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. до 335 тыс. долл. Установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. В соседней Канаде налог на корпорации ниже – 28%, и это тоже приходится учитывать.

Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова – 12%, Коннектикут – 11,5, округе Колумбия (центр Вашингтон) – 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи – от 3 до 5%, Юта – 5%.

Федеральные акцизные сборы  имеют ограниченное значение и скромное место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены  из товаров – на алкогольные и  табачные изделия, из услуг – на дороги и воздушные перевозки.

Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. Причем вопросы обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право взимать налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В настоящее время ставится вопрос о налогообложении штатами компаний и в этом случае.

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся  с городами, является налог с продаж, косвенный налог на потребление, схожий с налогом на добавленную  стоимость. Обычно им не облагаются продовольственные товары за исключением ресторанов. В 2007-2008 финансовом году налог с продаж применялся в 44 из 50 штатов США. Налог включает два элемента. Налогообложение общего годового оборота предприятия обычно в пределах от 1 до 2,5% и налог на фонд заработной платы. В Калифорнии последний составляет 1,6%. Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую активность.

Города США имеют  свои налоговые источники. Главными из них можно назвать налог на имущество. Например, в Нью-Йорке этот налог обеспечивает в настоящее время 40% собственных доходов бюджета. В среднем налог на имущество в США составляет 1,4%.

Анализ структуры и  ставок местных налогов в США  и других западных странах позволяет классифицировать их по четырем основным группам.

Первая – это собственные  налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся  прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные  налоги, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т.е. налогом с продаж, так и специфическими акцизами.

Вторая группа местных  налогов включает надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавки отличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов.

Третья группа – это  налоги на транспортные средства, на зрелища, гостиницы, коммунальные сборы и пр. Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог на регистрацию автомашин, налог на парковку автомобиля (в Нью-Йорке он равен 18,7% цены парковки), акциз на топливо, налог на пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штат и городов. Ставки налога зависят от веса автомобиля.

Наконец, есть четвертая  группа местных налогов. Эти налоги не носят фискального характера, а определяют политику местных органов  управления. Это прежде всего экологические налоги, направленные на защиту окружающей природной среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен на водоемах.

2.5. Налоговая система Германии

 

В США, ряде европейских  стран федеральные налоги поступают  в федеральный бюджет, местные  налоги – в местный бюджет и т.д. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется сверху вниз путем субсидий вышестоящих бюджетов в виде дотаций.

Иначе обстоит дело в  Германии, наиболее крупные налоговые  источники формируют сразу три или два бюджета. Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% – в бюджет соответствующей земли и 15% – в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог с продаж также распределяется между по всем трем бюджетам, но соотношения часто изменяются. В 2007 году он распределялся так: 60% – в федеральный бюджет, 35% – в земельные бюджеты и 5% – в местные. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям – Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну.

Принципиальным отличием налоговой системы Германии от французской  является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% – второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше, служит регулирующим источником. Его общая ставка – 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль – 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам – 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка – 19%, максимальная – 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч евро. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между предпринимателем и работником. Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах.

Информация о работе Налоги как экономическая категория