Налоги как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является исследование налоговых систем различных стран, выявление их особенностей.

Предмет анализа тема « Сравнение налоговой системы Российской Федерации и стран зарубежья ».
Задачи:
Обосновать актуальность темы.
Изучить основные аспекты налоговых систем различных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1 Налоги как экономическая категория
1.1. Генезис категории налог в истории экономической науки…………...…..4
1.2. Сущность налога. Основные принципы налогообложения…………..…...5

1.3. Классификация и виды налогов……………………………………..………9

Глава 2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и стран зарубежья
2.1 Налоговая система РФ……………………………..………………………..10
2.2. Налоговая система Канады…………………………………………..………..14
2.3 Налоговая система США………………………………………………....…….20
2.4 Налоговая система Германии…………………………………....……………..22
2.5. Налоговая система Японии……………………………………….….….……24
2.6.Современная налоговая система РФ проблемы и пути совершенствования, использование опыта зарубежных стран…………………………….…….….….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….…...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………

Файлы: 1 файл

курсовая Витьки.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

В ситуации осуществления  серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб  и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

Введение в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса – результат многолетнего и мучительного труда правительства и парламента России. Если характеризовать Налоговый кодекс РФ в целом, то можно сказать, что он обобщил теорию и практику налогообложения, учел опыт, накопленный в нашей стране и за рубежом. Его доработка и уточнение ряда положений необходимы, но это естественный процесс. Принятие Налогового кодекса РФ является крупным позитивным шагом в развитии налоговой, а следовательно, экономической реформы в нашей стране.

Опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя конкретным особенностям экономики Российской Федерации. Например, журнал Финансы (2007,№3) пишет, что при высоких ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику».

 Конечно, трудно  рассчитывать на то, что можно  теоретически обосновать идеальную  шкалу налогообложения. Она должна  быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологические факторы. Американцы, например, считают, что при таких ставках налогов, как в Швеции, Дании, в США никто бы не стал работать в легальной экономике. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 г. в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

Разработчики современной  российской системы налогообложения  исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один – два источника – с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов.

Во-первых, наибольшая доля налоговых поступлений в консолидированный  бюджет Российской Федерации приходится на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль юридических  лиц, в то время как, например, в  Австрии, Великобритании, Германии, США, Японии лидирующее положение в структуре доходов государственного бюджета занимает подоходный налог с физических лиц, во Франции – соответственно НДС и подоходный налог с физических лиц. Во-вторых, сравним сами ставки налогов. Подоходный налог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по следующим ставкам: в большинстве стран (Дания, Италия, Испания, Франция, США и др.) основная ставка налога составляет 34%, в Великобритании – 35%, Бельгии – 43%, Германии – 50% (ставка налога на нераспределенную прибыль). В России ставка налога на прибыль предприятий меняется в зависимости от сферы деятельности. Фирмы и организации, занимающиеся производственной деятельностью, платят начиная с 2001 г. в федеральный бюджет налог на прибыль по ставке 7,5%. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 14,5% зачисляется в бюджеты субъектов РФ. И сумма налога, исчисленная по ставке 2%, зачисляется в местные бюджеты. Для фирм, занимающихся посреднической деятельностью, эти ставки выше, а по доходам от казино, видеотек и т.п. ставки могут доходить до 80% от прибыли. В-третьих, если по размерам ставок налогов российские налоги приближены к общемировым, то по количеству самих налогов Россия «опережает» многие страны. В 2010 году на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов. Такое количество налогов не всегда соответствует реальной экономической ситуации. Кроме того, растут расходы по их сбору, появляются условия для уклонения от уплаты налогов. С учетом того, что далеко не все население России является законопослушными гражданами, это приводит к росту недоимок по платежам в бюджет. Если добавить к этому исключительную сложность подсчета некоторых налогов (особенно НДС), постоянные изменения и дополнения в законодательной базе налогообложения, и станет ясно, что налоговая система России нуждается в совершенствовании. Как пишет журнал Налоговый вестник (2010, №1): «Назрела острая необходимость в упорядочении как количества налогов, так и в методах их взимания, что приведет к повышению собираемости налогов».

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

         1.Чепурин М.Н. Общий курс экономической теории: учеб. Пособие/   М.Н. Чепурин, Е.А. Киселёва. Киров: Аса, 1997. 624 с.

         2. Налоговый кодекс РФ, части I, II: М.: выпуск 15/2002. – 512 с.

        3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ

          4.Карпова В.В., Лукина Н.В., Иванова Н.М. и др. Все налоги России: документы, комментарии, разъяснения. М., Инфра-М, 2003.

          5.Налоги и налоговое право. / Под ред. Брызгалина А.В. – М.: Дрофа, 1998

          6.Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. М.: Инфра-М, 1997

          7.Маклур Ч.Е. Налоговая политика для России // МЭМО, №8–1993.

          8.Киселева Е.А. Макроэкономика: Учебник. – М.: «ИНФРА – М», 2005. – 268 стр.

              9. Качур О.В. Налоги и налогообложение. Учеб. Пособие/ О.В. Качур    2007, 304с.

               10. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации.      Учеб. Пособие/ 2009, 424с.

               11. Мешалкин В.К. Налоговые споры. НДС и налог на прибыль.  . 2008, 210с.  

                  12. Новоселов К.В. Налог на прибыль 2008-2009. (2008, 2-е изд., 424с.

13. Филина Ф.Н. Налог на добавленную стоимость. Ответы на все спорные вопросы.  2008, 2-е изд., 416с. 

14. Рахманова С.Ю. Актуально о НДФЛ. (налоге на доходы физических лиц) (2008, 192с.)  

15. Барулин С.В., Налоговый менеджмент. Учеб. Пособие/ 2009, 272с.

 

16. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение. Учеб. пособие/, 2008, 320с.

17. Скрипниченко В.А.Налоги и налогообложение. Учеб. пособие/ 2008, 496с.

      18. С.  В. Разгулин, О некоторых вопросах установления налогов и сборов//Налоговый вестник, 2007.- №№ 9, 11, 12

19. Лазарев А. С. Шемелева Ю. С. Проблемы налоговых субъектов малого предпринимательства//Финансы, 1999. - №9 – с. 29-32

20. Фадеев Д.Е. Налоги и налогообложение: а как у них?//Налоговый вестник, 2010.- №5

21. Анищенко А.В. Учетная политика для целей налогообложения — 2010//Налоговый вестник, 2010.- №1

22. Ильин А.Е. Налоговый механизм государственного регулирования доходов. // Финансы,2007.- №3,

23. Попова О.Н., Шохина Е.В. Налоги вместо субсидий// Эксперт, 2010.- №14(700)

24.[электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://businessibm.narod.ru/Files/

Bases_enterprise/Bases_enterprise.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 (Принципиальные основы налогообложения и функционирования налоговой системы РФ)

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2 (Принципиальные основы построения функциональной системы бюджетно-налоговых отношений )

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3 ( структура  налоговой системы РФ)

 

 

 

 




Информация о работе Налоги как экономическая категория