Налоги понятие, формы и виды. Кривая Лаффера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

С уверенностью можно сказать, что в сфере научных знаний о закономерностях общественного развития трудно назвать более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между властными структурами - сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени, современные представления о налогах как наихудшем из зол сложились под влиянием исторического опыта их использования как средства подчинения интересов одной социальной группы интересам другой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
1 Теоретические основы налогов…………………………………………………5
1.1 Развитие учения о налогах…………………………………………………...5
1.2 Понятие и функции налогов…………….…………………………….……..8
1.3 Классификация налогов………………………………………………………13
1.4 Кривая Лаффера……………………………………………………………….17
2 Налоговая система Республики Беларусь……………………………………21
2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь………21
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь………………………………………………………………………...…26
2.3 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути ее совершенствования. ……………………………………………………………..39
2.4 Пути совершенствования налоговой системы…………………………….41
Заключение……………………………………………………………………..…45Список использованых источников…………………………………………..…47
Приложение 1……………………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

НАЛОГИ ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА.2.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….………..3

1 Теоретические основы  налогов…………………………………………………5

1.1 Развитие учения о налогах…………………………………………………...5

1.2 Понятие и функции налогов…………….…………………………….……..8

1.3 Классификация налогов………………………………………………………13

1.4 Кривая Лаффера……………………………………………………………….17

2 Налоговая система Республики Беларусь……………………………………21

2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь………21

2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь………………………………………………………………………...…26

2.3 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути ее совершенствования. ……………………………………………………………..39

2.4 Пути совершенствования налоговой системы…………………………….41

Заключение……………………………………………………………………..…45Список использованых источников…………………………………………..…47

Приложение 1……………………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Объект исследования ― налоги и налоговая система Республики Беларусь.

Предмет исследования ― основные принципы налогообложения, налоговые системы, особенности Республики Беларусь.

Цель работы: исследовать налоги и налоговую систему Республики Беларусь, перспективы её развития, показать возможные пути решения существующих проблем.

Методы исследования: описания, логического анализа, систематизации, классификации, метод сравнительного анализа,  метод сбора фактов.

Исследования и разработки: проведен анализ налогов и налоговой системы Республики Беларусь, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения. 

Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Ни одно государство не может  существовать без налогов. За счет налоговых  взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы  государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной  и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных  органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным  служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на  социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды  и  т.д.

Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них  ни одно государство существовать не сможет.

С уверенностью можно сказать, что в сфере  научных знаний о закономерностях  общественного развития трудно назвать  более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между властными структурами - сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени, современные представления о налогах как наихудшем из зол сложились под влиянием исторического опыта их использования как средства подчинения интересов одной социальной группы интересам другой. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоизмеримые с величиной созданного валового внутреннего продукта (ВВП), который по большей части лишен социальной составляющей.

Наиболее распространенный подход состоит в том, что налоги - это историческое явление, без которого не существовало ни одно общество, а  развитие налогообложения - объективно необходимый процесс в любом  государстве, обеспечивающий через  бюджетно-финансовые инструменты его продвижение вперед.

Теоретической основой курсовой работы явились  труды белорусских, российских и  других зарубежных ученых и экономистов, занимающихся исследованием и изучением  макроэкономических процессов. При  написании данной работы также была взята ориентация на материалы и статьи различных периодических изданий, допускалось использование ресурсов Интернет, непосредственно связанных с темой курсовой работы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГОВ.

 

 

1.1 Развитие  учения о налогах.

 

В историческом развитии механизма взимания налогов обычно выделяют три основных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов: государство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков.

На  втором этапе (XVI-XIX вв.) в стране возникла сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство выполняло часть функций: устанавливало квоту обложения, наблюдало за процессом сбора налогов, определяло этот процесс. Роль откупщиков налогов в этот период была еще очень велика.

Третий (современный) этап характеризуется тем, что государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения выработаны.

Многое  в современном государстве уходит истоком в Древний Рим, в том числе и система налогов. Там же были заложены основы декларации о доходах. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.

По  мере разрастания Римского государства  происходили изменения в налоговой системе. Появились коммунальные (местные) налоги и повинности, величина которых зависела от размеров состояния граждан. Суммы налогов пересматривались каждые пять лет. [11, с.14]

Позднее традиции и устои Древнего Рима перешли  к Византии. В империи существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров, пошлина на выдачу государственных актов и т.д. Широко практиковались чрезвычайные налоги на строительство флота и др.

Понятие «налог»  уходит своими корнями в глубь  веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» — опосредствовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств).

Классики экономической  мысли более 300 лет назад сформулировали основополагающие принципы налогообложения. На фундаменте философского смысла налога как одного из процессов жизнеобеспечения общества развилась особая сфера экономической теории — наука о налогообложении. Ее системное оформление ученые относят к эпохе расцвета теорий классической политэкономии, повсеместного развития товарно-денежных отношений и укрепления основ государственности во многих странах. С этого времени экономисты рассматривают налог в качестве неотъемлемого элемента расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала.

Основой теоретических исследований налоговых проблем являются совокупные положения экономических законов и законов, изучаемых наукой о государстве и праве. Ими обосновываются состав и структура налоговых отношений. В свою очередь, органичным элементом теории налогообложения является сфера методического обеспечения этих законов, включая выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием (порядок исчисления и уплаты налогов, установление прав и обязанностей сторон налоговых отношений и т.п.).

Любая налоговая система базируется на объективной методологической базе — комплексе теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе и существующих на этой основе налоговых концепций. Известны концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных результатов дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного налогообложения и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического развития принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Теория и методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент (конструкцию) налогового механизма и его элементов: планирования, регулирования, управления и контроля[14, с.89]

Теория  налогообложения является составной  частью теории финансов. Исследование налогообложения не требует какой-либо особой информации, кроме той, которая имеется в арсенале экономической теории, чтобы перевести эти знания в плоскость постижения экономической природы налоговых отношений[11, с.26].

На  прочную научно-практическую основу исследование внутренних и внешних взаимосвязей бюджетно-налоговых проблем было поставлено еще  Ф. Кенэ, разработавшим экономическую таблицу, которая позволяла с системных позиций подойти к фазам воспроизводства. В своих работах он четко сформулировал зависимости между производством и обложением. Позднее зависимости, но только между обложением и доходами государства, математически установил А. Лаффер. Современники ссылаются именно на эти труды, рассуждая о проблемах налогового гнета. Тяжесть налогообложения должна анализироваться, прежде всего, с воспроизводственных позиций и с позиций оценки стимулирующего или антистимулирующего воздействия налогообложения на производство. Зависимости между производством и налогообложением — вот та теоретическая проблема, без решения которой невозможно конструировать оптимальную налоговую систему. [14, с.102]

Исходя  из отмеченного, можно сделать вывод  о том, что налоги в равной степени имеют непосредственное отношение, как к доходной части бюджета, так и к системе корпоративных финансовых отношений. Другими словами, система налогообложения — это связующее звено между госбюджетом и корпоративными финансами. История развития экономической мысли и практики подтверждает органичную связь налогообложения с воспроизводственными процессами.

 

 

1.2 Понятие и функции налогов.

 

В экономической  литературе сложились два подхода  к определению понятия «налоги»:

  1. налог рассматривается как форма проявления налоговых отношений, т.е. как обязательный платеж в казну государства;
  2. интегральное определение налогов как совокупности присущих им свойств.

Первому подходу  отвечают большинство определений, данных как в исторической ретроспективе, так и в наши дни.

В частности, такие  известные экономисты начала XX в., как И.М.Кулишер, М.И.Слуцкий, Н.И.Тургенев, Л.В.Ходский, определили налоги как принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей [14, с.26].

В фундаментальных  работах современных налоговедов  И.В. Горского, В.В.Глухова, В.А.Кашина, С.Ф.Сутырина, Д.Г.Черника и др. налог определяется как «одна из форм пополнения государственной казны»           [9, с. 43] или как «сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей» [12, с.38]. Аналогичное определение налога приведено в Налоговом кодексе РБ: «Налоги - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований».

В отечественной  экономической литературе налоги определяются как «обязательные платежи юридических и физических в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей» [11, с.36].

Второй подход состоит в рассмотрении налога как сложного системного образования, вбирающего в себя элементы различных сфер знаний: экономики, права, философии и др.

Подобная трактовка  понятия «налог» прослеживается в работах таких видных российских ученых, как А.В.Брызгалин, Н.Евстигнеев, Л.П.Окунева, Т.Ф.Юткина.

Например, по определению  А. В. Брызгалина, «налог - это категория  комплексная, это симбиоз экономики  и права, поэтому ни одна область  знаний не в состоянии получить здесь  безоговорочного приоритета... налог - это экономико-правовая категория».[3, с.11]

Т.Ф.Юткина рассматривает  налог как понятие, «интегрирующее смысл всех налоговых категориальных образований («система налогообложения», «налоговая система», «налоговое производство») в их теоретическом восприятии и  в конкретно-содержательных образах функционирования и государстве в определенный период времени». [20, c.35] Для раскрытия категориального смысла понятия «налог», следует исследовать его категориальные свойства, причем в определенной иерархической последовательности.

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Их сущность выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части дохода предприятий и населения на условиях безвозвратности. Возрат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льготы.

Информация о работе Налоги понятие, формы и виды. Кривая Лаффера