Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:41, курсовая работа
С уверенностью можно сказать, что в сфере научных знаний о закономерностях общественного развития трудно назвать более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между властными структурами - сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени, современные представления о налогах как наихудшем из зол сложились под влиянием исторического опыта их использования как средства подчинения интересов одной социальной группы интересам другой.
Введение………………………………………………………………….………..3
1 Теоретические основы налогов…………………………………………………5
1.1 Развитие учения о налогах…………………………………………………...5
1.2 Понятие и функции налогов…………….…………………………….……..8
1.3 Классификация налогов………………………………………………………13
1.4 Кривая Лаффера……………………………………………………………….17
2 Налоговая система Республики Беларусь……………………………………21
2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь………21
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь………………………………………………………………………...…26
2.3 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути ее совершенствования. ……………………………………………………………..39
2.4 Пути совершенствования налоговой системы…………………………….41
Заключение……………………………………………………………………..…45Список использованых источников…………………………………………..…47
Приложение 1……………………………………………………………………49
Высокие и низкие налоговые ставки оказывают различное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов, их инвестиционную активность. С одной стороны, низкие налоговые ставки позволяют получить дополнительный доход на освобожденные от налогообложения средства, с которого в бюджет поступят налоги, а с другой – уровень налоговых ставок не должен быть таким, чтобы из-за недостаточных поступлений в бюджет не могло нормально функционировать государственное хозяйство и налоги перестали выполнять регулирующую функцию. Поэтому при установлении налоговых ставок необходимо добиваться относительного равновесия между фискальной и регулирующей налоговыми функциями, т.е. находить оптимальную долю изъятия прибыли и доходов налогоплательщиков в бюджет.
А.Лаффер предложил, что рост налоговых ставок лишь до определенного предела увеличивает налоговые поступления, затем рост поступлений замедляется и далее происходит падение доходов бюджета. Этот эффект получил название «эффект Лаффера». При уровне изъятия доходов, когда ставка налога превышает оптимальную и попадает в так называемую запретную зону, сокращаются сбережения, инвестиции, прерывается предпринимательская инициатива и, как следствие, уменьшаются налоговые поступления в бюджет. Графически данный эффект представлен в виде кривой, называемой кривой Лаффера (рис. 1).
Кроме того, по теории А.Лаффера рост налоговых ставок приводит к росту масштабов уклонения от уплаты налогов и соответственно увеличению размеров теневой экономики. Он обосновал, что идею о том, что более низкие ставки налогов создадут дополнительные стимулы к работе, накоплению сбережений и инвестициям, к инновациям и принятию деловых рисков и обеспечат тем самым существенный рост национального производства. Кроме того, снижение налоговых ставок не обязательно приводит к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, поскольку одновременно сокращаются масштабы уклонений и неплатежей налогов[19, с 133-134].
Рисунок 2.1 Кривая Лаффера
Анализируя данный график можно сделать следующие выводы:
- при ставки налога равной 0: поступлений в бюджет нет;
- при ставки
налога равной 100%: поступлений в
бюджет также нет (в легальной
экономике никто не работает,
все уходит в «теневую
- точка А: при этом значении достигается максимум поступлений в бюджет.
Если налоговая ставка превышает объективную границу (точка А), то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении «эффект Лаффера» не сработал в период президентства Рейгана в начале 80-х гг. в США: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ[1, с67].
В настоящее время представители западной экономической науки довольно критично оцениавают концепцию кривой Лаффера, прежде всего по причине пригодности полученных на ее ставок для американской экономики. Однако в работах экономистов постсоветского пространства идея оптимальной налоговой нагрузки актуальна, и часто встречается подробное изучение геометрических свойств этой кривой. К разработке данной идеи привлекаются математики, которые, совершенствуя математический аппарат, усложняют предложенную А.Лаффером концепцию, включая в нее дополнительный набор факторов. Не умаляя значения трудов по выявлению математическими средствами показателя оптимальной налоговой нагрузки, пригодного для любой экономики, следует отметить, что математическое определение оптимальности не всегда соответствует целям и задачам общества[19, с134-135].
Таким образом, суть кривой Лаффера заключается в том, что при снижении налоговых ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается, так как выпускается больше продукции, а следовательно, собирается больше налогов. Это происходит постепенно. Но расширение базы налогообложения способно компенсировать потери от поступления налогов, вызванные снижением налоговых ставок.
2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [8, c.30].
Направленная на построение социально ориентированной рыночной экономики налоговая система республики Беларусь начала вводиться с начала 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды.
В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.
В настоящее время в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговых обязательств.
С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь [18, c.30].
Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь:
1. Каждое лицо
обязано уплачивать законно
2. Ни на кого
не может быть возложена
3. Налогообложение
в Республике Беларусь
4. Не допускается
установление налогов, сборов (пошлин)
и льгот по их уплате, наносящих
ущерб национальной
5. Допускается установление
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
Субъект налога (т.е. налогоплательщик) – это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все функциональные последующие элементы налога используются с учетом возможностей конкретного плательщика.
Под организациями понимаются:
- юридические лица Республики Беларусь;
- иностранные
юридические лица и
- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности;
- хозяйственные группы.
Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. К индивидуальным предпринимателям в целях налогообложения приравниваются частные нотариусы.
Под физическими лицами понимаются:
- граждане Республики Беларусь;
- граждане либо
подданные иностранного
- лица без гражданства (подданства).
Согласно НК РБ (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства, наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства». Следует отметить, что каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения и в соответствии с принципами налогообложения один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Объектом налогообложения может выступать доход, выручка от реализации товаров, работ, услуг, иных объектов, стоимость имущества, фонд заработной платы.
Согласно НК РБ (статья 42) «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). В случаях, установленных Кодексом, на плательщиков (иных обязанных лиц) может возлагаться обязанность по уплате налога или сбора в течение налогового периода»
Согласно НК РБ (статья 41) «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, ели иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)»
Налоговая ставка устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах. В теории и практике налогов большое значение имеют метода построения налоговых ставок, среди которых выделяются:
Порядок исчисления налога устанавливается в зависимости от конкретных плательщиков и видов налогов. В подавляющем числе случаев налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налогов, подлежащих уплате за налоговый период, исходя из объекта налогообложения, налоговой ставки и налоговых льгот. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налоговый орган или третье лицо.
Сроки и порядок уплаты налогов определяется значимостью платежа для пополнения бюджета и устанавливаются налоговым законодательством Республики Беларусь применительно к каждому налогу.
Важным (хотя и необязательным) элементом налога являются налоговые льготы, представляющие собой различного рода исключения из общего налогового режима в установленном законом порядке для отдельных категорий налогоплательщиков. Все они имеют одну цель – сокращение размера налогового обязательства или создание более выгодных условий для его выполнения отдельными налогоплательщиками. [10, с.54-58]
Обязательным и необходимым условием функционирования любой налоговой системы является налоговый контроль. При его отсутствии или малой эффективности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременного и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы.
Налоговый контроль – регламентированная законодательством деятельность уполномоченных на то государством органов, обеспечивающая учет субъектов и объектов (предметов) налогообложения, правильность исчисления, своевременность и полноту внесения налогов и обязательных неналоговых платежей в централизованные денежные фонды государства.
Основными органами,
осуществляющими налоговый
1) Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы;
2) Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь и его территориальные органы;
Информация о работе Налоги понятие, формы и виды. Кривая Лаффера