Налоги понятие, формы и виды. Кривая Лаффера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

С уверенностью можно сказать, что в сфере научных знаний о закономерностях общественного развития трудно назвать более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между властными структурами - сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени, современные представления о налогах как наихудшем из зол сложились под влиянием исторического опыта их использования как средства подчинения интересов одной социальной группы интересам другой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
1 Теоретические основы налогов…………………………………………………5
1.1 Развитие учения о налогах…………………………………………………...5
1.2 Понятие и функции налогов…………….…………………………….……..8
1.3 Классификация налогов………………………………………………………13
1.4 Кривая Лаффера……………………………………………………………….17
2 Налоговая система Республики Беларусь……………………………………21
2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь………21
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь………………………………………………………………………...…26
2.3 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути ее совершенствования. ……………………………………………………………..39
2.4 Пути совершенствования налоговой системы…………………………….41
Заключение……………………………………………………………………..…45Список использованых источников…………………………………………..…47
Приложение 1……………………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

НАЛОГИ ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА.2.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.4 Пути совершенствования налоговой системы

 

Сложившаяся в  Республике Беларусь система налогообложения характеризуется высоким уровнем налогового бремени.

Для уменьшения налогового бремени следует реализовать  следующие эффективные мероприятия: сокращение количества малозначащих для  бюджета видов налогов; инвентаризация и уменьшение необоснованных налоговых льгот; снижение ставок штрафа и пени за нарушение налогового законодательства и более объективное рассмотрение налоговых конфликтов в арбитражных судах; более существенное льготирование инвестиционного вложения предприятий и организаций; расширение механизмов налоговых каникул, кредитов и реструктуризации налоговых долгов, особенно по штрафам и пени; повышение минимальных уровней необлагаемой налогом базы.

Эти и ряд  других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя во взаимосвязи  с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства [18, c.137].

Прогрессивным направлением в реформировании системы  налогообложения является электронное  декларирование, то есть возможность  подавать налоговую декларацию в  электронном виде. С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий.

Идет доработка  программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных средств.

Министерство  по налогам и сборам будет своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях в законодательстве и  предоставит информационные услуги [7].

За предыдущие пять лет в Беларуси сделаны серьезные шаги по снижению уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. В частности, упразднен  ряд налоговых платежей, снижены  ставки налогов, сокращены объекты  налогообложения, а отдельные субъекты исключены из состава плательщиков налогов. В прошлом году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 % ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта (налоговая нагрузка рассчитана как отношение налоговых доходов к ВВП). [17, с.16]

 С 1 января 2011 года в целях дальнейшего  упрощения налоговой системы  Законом Республики Беларусь  «О внесении дополнений и изменений  в Налоговый кодекс Республики Беларусь» предусматривается:

1. Отменить: местный  налог на услуги, взимаемый по  ставке 5% от выручки; местный сбор  на развитие территорий, уплачиваемый  по ставке в пределах 3% из прибыли;  некоторые платежи экологического  налога.

По расчетам Правительства, реализация указанных мероприятий позволит снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% к ВВП и оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд. рублей.

2. Исключить  два самостоятельных налоговых  платежа за счет включения  в состав: экологического налога – сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; государственной пошлины – сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств.

3. Сократить  количество перечислений налогов в бюджет: по налогу на прибыль – перейти на ежеквартальную уплату налога с подачей налоговой декларации один раз в год (до этого в 70% случаев эти действия осуществлялись ежемесячно); по НДС – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц или один раз в квартал – по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас. В результате количество платежей сократится с 72 до 4 – 12 в год; по акцизам – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц.

4. Усовершенствовать механизм взимания  основных налогов – налога на прибыль и НДС за счет: расширения возможности применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда; предоставления плательщикам права принимать без ограничений к вычету ”входной“ НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций, а также предоставления плательщикам права при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы ”входного“ НДС, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. [13]

Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности  их уплаты к налоговым системам развитых стран.

Не стоит  забывать, что налоги - очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоги как  один из важнейших экономических  инструментов государственного регулирования  интересов всех субъектов общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Поэтому каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования главной задаче налоговой политики.

Государственная политика в области налогов должна быть продуманной и взвешенной, использующей средства и приемы современного экономического анализа. Нельзя также забывать и о порочности двойного налогообложения, а также отрицательном действии переложения налогов. Поскольку налоговая система является частью общей экономической системы, косвенно, а в некоторых случаях напрямую оказывая воздействие на цены и другие экономические показатели, то воздействие налогов необходимо оценивать с точки зрения их прогрессивности.

Налоговая система  является одним из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия  государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

Основу налоговой  системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь, Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Основные налогами Республики Беларусь являются налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, отчисление на социальное страхование.

К основными  недостатками налоговой системы  Республики Беларусь являются  нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. Это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям.

В данной работе были освящены основные вопросы, связанные  с понятием налогов, их сущности и функций. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Адаменко С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика). - 3-е изд., доп. И перераб./С.И.Адаменко, О.С.Евменчик. – Мн,: Элайда, 2005. – 568с.
  2. Адаменкова С.И. Налогообложение – 2010. Ценообразование: пособие/С.И. Адаменкова,О.С.Евменчик, Л.И. Тарарышкина ― Минск: Элайда, 2010.―391 с.
  3. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. / Минск, 1997. – 160с.
  4. Василевская, Т.И. Налогообложение организаций и оптимизация налоговых платежей: [с учетом изменений законодательства Республики Беларусь в 2011 г.]: учебно-методическое пособие / Т. И. Василевская. - Минск: ТетраСистемс, 2011. –  80 с.
  5. Василевская Т.И., Стасенко В.А. – Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 1999 – 544с.
  6. Герасимова В.А. Белорусская налоговая система: важен не только рейтинг / А.В. Герасимова // Финансы. Учет. Аудит. ― 2010. ― №7.
  7. Заметны ли мировому сообществу изменения в белорусской системе налогообложения? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biz.bizpro.by/109-pomosch-jurista-v-nalogooblozgenii/. – Дата доступа: 10.11.2011.
  8. Заяц, Н.Е. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е.Заяц и др.; под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь, И.Н.Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: выш.шк., 2008. – 320с.
  9. Кашин В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики. //Финансы. 1998. – 50с.
  10. Кишкевич, А.Д. Налоговое право Республики Беларусь / А.Д.Кишкевич, А.А.Пилипенко. –  Мн.: Тесей, 2002. – 304 с.
  11. Налоги. / под ред. Н.Е. Заяц. – Минск., 2009. – 300с.
  12. Налоговое планирование для руководителя и бухгалтера. –М.,1997.
  13. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=Hk0200166. – Дата доступа: 10.11.2011.].
  14. Пашкова А.И История русской экономической мысли. / под ред. А.И. Пашкова. –М.,1995.,с.89.
  15. Попов, Е.М. Налоги в рыночной экономике. Анализ налогообложения Беларуси / Е.М. Попов // Бухгалтерский учет и анализ. – 2008. –  №03(135).
  16. Попов, Е.М. Налоговое законодательство Республики Беларусь: каким ему быть? / Е.М. Попов // Бухгалтерский учет и анализ. – 2009. – №8.
  17. Полуян, В.Н. В интересах дела / В.Н. Полуян // Экономика Беларуси. – 2011. –  №2.
  18. Савицкий, А.А. Налогообложение: учебное пособие / А.А.Савицкий. – Минск: выш. шк., 2007.
  19. Теория налогов: курс лекций / И.А.Лукьянова. – Минск: БГЭУ, 2009. – 147 с.
  20. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – Минск, 2001. – 350с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 3.1 Налоговые ставки по уплате НДС

Налоговая ставка по уплате НДС

Объект  налогообложения

1

2

ноль (0) процентов

  Экспортируемые  товары, транспортные услуги, включая  транзитные перевозки, а также  экспортируемые работы по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

  Работы (услуги) по сопровождению, погрузке, перегрузке  и иные подобные работы (услуги), непосредственно связанных с  реализацией экспортируемых товаров.

ноль целых  и пять десятых (0,5) процента

Ввоз из Российской Федерации для производственных нужд алмазов и других драгоценных камней.

десять (10) процентов

Производимая  на территории Республики Беларусь продукция  растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного  звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

Ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализация продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь.

 

двадцать (20) процентов

Стандартная ставка налога применяется при реализации прочих товаров (работ, услуг), а также по суммам вознаграждений, сборов и других аналогичных платежей, полученных по договорам поручения, комиссии или консигнации.

9,09% и 16,67%.

При реализации товаров по регулируемым розничным ценам, включившим в себя величину налога.


 


Информация о работе Налоги понятие, формы и виды. Кривая Лаффера