Налоги: сущность, виды, функции. Основные принципы налогообложения и налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Начать работу хочется словами английской королевы Елизаветы I – «Облагать налогом и при этом пользоваться любовью не дано никому».
Налоги - это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1. Налоги: сущность, виды, функции….………..……………………...…5
1.1.Сущность налога………………………………………………………………4
1.2.Классификация и виды налогов………………………………...…..………..7
1.3. Функции налогов…………………………………………..………………..13
Глава 2. Основные принципы налогообложения и налоговой политики…....19
2.1. Налоговая политика государства…………………………………...……...19
2.2. Принципы налогообложения………………………………………..22
Заключение………………………………………………………...……………..29
Список использованных источников и литературы……...…………………....31

Файлы: 1 файл

Налоги курсовая.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

регистрационный номер_________________

 

на тему: «Налоги: сущность, виды, функции. Основные принципы налогообложения и налоговой политики».

 

по дисциплине «Макроэкономика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………..………………….3

Глава 1. Налоги: сущность, виды, функции….………..……………………...…5

1.1.Сущность налога………………………………………………………………4

1.2.Классификация и виды налогов………………………………...…..………..7

1.3. Функции налогов…………………………………………..………………..13

Глава 2. Основные принципы налогообложения и налоговой политики…....19

2.1. Налоговая политика государства…………………………………...……...19

2.2. Принципы налогообложения………………………………………..22

Заключение………………………………………………………...……………..29

Список использованных источников и литературы……...…………………....31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начать работу хочется словами английской королевы Елизаветы I – «Облагать налогом и при этом пользоваться любовью не дано никому».

Налоги - это одно из основных понятий экономической  науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая природа налога заключается  в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

В условиях  рыночных отношений налоговая система является одним из  важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.

В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

        Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

        Применение  налогов  является одним из  экономических методов управления  и обеспечения взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами  предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия.

      С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий  всех  форм  собственности  с  государственными  и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.   

     При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

Цель курсовой работы -  раскрыть сущность налогов и налоговой системы в современных условиях. Для  достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Сущность, виды и функции налогов;

Основные принципы налогообложения и налоговой политики.

Объектом изучения будут нормативно-правовые акты и научная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Налоги: сущность, виды, функции.

 

    1. Сущность налога.

Налоги как экономическая категория являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости  ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.

Субъективная  сторона налогов (их виды, уровень ставок и т.п.) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.

Налоги представляют  собой обязательные платежи, взимаемые государством      на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

  Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):

«1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий».

Кодифицированным законодательным актом, устанавливающим систему налогов и сборов в Российской Федерации является Налоговый Кодекс Российской Федерации. Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок  исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов  субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового  контроля;

6) ответственность за  совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования  актов налоговых органов и  действий (бездействия) их должностных  лиц.

    

 

1.2. Классификация  и виды налогов.

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего, налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика так, что он ощущает их в виде недополученного  дохода.

Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным налогам могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

 

 

 

 

 

Таб.1 Основные виды прямых и косвенных налогов.

Прямые налоги

Косвенные налоги

Подоходные налоги:

-Общий подоходный налог  с населения

-Налоги на отдельные  виды доходов, в т.ч.:

налог на заработную плату;

налог на предпринимательскую прибыль и налог на прибыль корпораций;

налог на процентные доходы;

налог на земельную ренту.

-Налоги на имущество, в том числе:

налог на недвижимое имущество;

налог на наследования и дарения

-Земельный налог

-Таможенные пошлины

- Акцизы

- Налог на добавленную стоимость (НДС)

- Налог с продаж


 

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок.

Налоговой ставкой называется величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. В экономической теории и практике бухгалтерского учета налоговая ставка, как правило, выражается в процентах. Например, если в качестве налоговой базы выступает личный доход гражданина величиной 100 тыс. руб., а величина исчисленного налога составляет 10 тыс. руб., то налоговая ставка составит (10 тыс.руб./100 тыс. руб.)х100 %=10 %.

В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Прогрессивный налог означает, что ставки растут по мере роста дохода. Тот, кто получает больший доход, уплачивает не только большую суму налога в абсолютном выражении, но и большую часть своего  дохода.

Регрессивный налог означает, что предельные ставки снижаются по мере роста дохода, и у налогоплательщиков налог составляет большую часть низких доходов и меньшую часть высоких доходов. Следует отметить, что регрессивные налоги чаще всего представлены косвенными налогами. Так, для богатых семей покупка телевизора, в цене которого заложен налог с продаж, представляет уплату меньшей доли налога в их доходах по сравнению с бедными семьями, покупающими такие же телевизоры. Так же регрессивными могут быть и прямые налоги. С введением в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации (2000 г.) единый социальный налог взимается по регрессивной шкале, то есть чем больше декларируемый работодателем объем фонда заработной платы, тем меньше в процентном отношении отчисления в социальные фонды.

Пропорциональный налог означает, что налоговая ставка остается неизменной, независимо от размера дохода. Например, в РФ в 2001 г.  введена 13 % ставка на доходы физических лиц. Следовательно, этот налог является пропорциональным, так как зарабатывающий 20 тыс. руб. и 200 тыс. руб., платят одинаково по 13 %.

 

Кривая Лаффера.

Каков оптимальный уровень налоговой ставки? И существует ли он вообще? Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Это и продемонстрировал  А. Лаффер при помощи своей известной кривой.

 

 

Графически так называемый «эффект Лаффера» отображается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. 
          На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки: 
- ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет; 
- ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»); 
- при всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать; 
- r в точке А: при определенном значении rа достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а rb считается оптимальным уровнем ставки налога, Та - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет. 
Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с ra , то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых Поступлений в бюджет, т.

Информация о работе Налоги: сущность, виды, функции. Основные принципы налогообложения и налоговой политики