Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 11:33, курсовая работа
Начать работу хочется словами английской королевы Елизаветы I – «Облагать налогом и при этом пользоваться любовью не дано никому».
Налоги - это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.
Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1. Налоги: сущность, виды, функции….………..……………………...…5
1.1.Сущность налога………………………………………………………………4
1.2.Классификация и виды налогов………………………………...…..………..7
1.3. Функции налогов…………………………………………..………………..13
Глава 2. Основные принципы налогообложения и налоговой политики…....19
2.1. Налоговая политика государства…………………………………...……...19
2.2. Принципы налогообложения………………………………………..22
Заключение………………………………………………………...……………..29
Список использованных источников и литературы……...…………………....31
е. при rb > ra, Тb < Тa, поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности
Основная идея заключается здесь в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (А), а затем снижаться до нуля.
Налоговые поступления падают после некоторой точки, потому что более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность, и, следовательно, налоговая база (национальный выпуск и доход) сокращается. Это легче всего проиллюстрировать в крайней точке, когда ставка налога составляет 100%. Налоговые поступления здесь сокращаются до нуля, потому что 100%-ная ставка налога имеет характер конфискации и останавливает производство. В свою очередь, 100%-ный подоходный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.
Идея Лаффера состояла в том, что в некоторой точке ставки налога столь высоки, что налоговые поступления ниже максимума (точка А). Логическое рассуждение Лаффера убеждало в том, что более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям и принятию деловых решений, подталкивая, таким образом, существенное расширение национального производства и дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне даже при том, что ставки налога будут ниже.
По мнению сторонников теории, ориентированной на предложение, сокращение дефицита будет обеспечиваться также двумя другими обстоятельствами. Во-первых, сократятся масштабы уклонения и неплатежа налогов. Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налогов посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций; укрывательство доходов от налоговой инспекции и т.д. Снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях. Во-вторых, стимулы к производству и увеличению занятости, которые возникнут в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение правительственных трансфертных платежей. Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице и, следовательно, будет сокращать дефицит бюджета.
Федеральные, региональные, местные налоги.
В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.13-15):
К Федеральным налогам и сборам относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
единый социальный налог;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира т за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина;
К Региональным налогам и сборам относятся:
налог на имущество организаций;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес;
К местным налогам и сборам относятся:
налог на землю;
налог на имущество физических лиц;
Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.
Налоги выполняют важнейшие функции в рыночной экономике, среди которых принято выделять фискальную, социальную, регулирующую и контрольную.
Функции налогов |
|||||||||||
Фискальная |
Социальная |
Регулирующая |
Контрольная |
||||||||
Механизм реализации |
Система льгот |
Реализуется через налоги | |||||||||
- страховые платежи |
- изъятие из обложения |
- налог на добычу | |||||||||
(взносы) |
определенных |
полезных ископаемых | |||||||||
- доходы, не |
элементов налога |
- налог на воспроизводство | |||||||||
подлежащие |
- скидки |
минерально-сырьевой | |||||||||
налогобложению |
- налоговый кредит, |
базы | |||||||||
- стандартные налого- |
в том числе |
-сбор за право пользования | |||||||||
вые вычеты |
инвестиционный |
объекатими животного | |||||||||
- социальные налого- |
- целевые льготы |
мира и водными биоло- | |||||||||
вые льготы |
- прочие льготы |
гическими ресурсами | |||||||||
-имущественные |
- лесной налог | ||||||||||
налоговые вычеты |
- водный налог | ||||||||||
- профессиональные |
- экологический налог | ||||||||||
налоговые вычеты |
- налог на имущество | ||||||||||
- перечень доходов, |
- транспортный налог | ||||||||||
по которым налог |
- земельный налог | ||||||||||
взимается по |
|||||||||||
повышенным |
|||||||||||
ставкам |
Фискальная функция вытекает из самой природы налогов.
Стоит заметить, что она характерна для
всех государств во все периоды их существования
и развития. С помощью реализации данной
функции на практике формируются государственные
финансовые ресурсы и создаются материальные
условия для функционирования государства.
Стоит отметить, что основная
задача выполнения фискальной функции
— обеспечение устойчивой доходной базы
бюджетов всех уровней. Фискальная функция,
таким образом, будет понятием более широким,
чем функция обеспечения участия населения
в формировании фонда финансирования
общегосударственных потребностей.
Важно будет сказать, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.
При этом реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.
При этом обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.
Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.
Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. Учитывая зависимость оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.
Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.
Учитывая зависимость от вида предоставляемой льготы, налоговые кредиты принимают следующие формы:
- снижение налоговой ставки;
- сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 Налогового Кодекса РФ — получило название налоговых каникул);
- возврат ранее уплаченного налога или его части;
- отсрочка и рассрочка уплаты налога, в т.ч. инвестиционный налоговый кредит;
- зачет ранее уплаченного налога;
- замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.
Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют традиционно четкую отраслевую направленность. К таким налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.
Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.
К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи;
кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 Налогового Кодекса РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.
Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.
Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:
функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан; антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.
Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выбудет необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.
Не стоит забывать, что важно будет сказать, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Налогового Кодекса РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.
Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.