Налогообложение в системе государственного регулирования сельскохозяйственного производства (на материалах сельскохозяйственных орган

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:12, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в продовольствии. В условиях рыночной экономики, как показывают экономическая теория и практика, аграрный сектор оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности внешней и внутренней среды. Поэтому усиление регулирующего влияния федеральных и региональных органов власти на его функционирование и развитие становится объективным условием и потребностью практики современного рыночного хозяйствования.

Файлы: 1 файл

sokolova.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

2. Выявлены факторы низкой активности использования единого сельскохозяйственного налога, основными из которых являются: неоднородность сельскохозяйственных предприятий и недостаточный уровень организации ведения бухгалтерского и налогового учета в сельском хозяйстве, что позволило разработать рекомендации по совершенствованию данного режима налогообложения за счет включения в него налога на добавленную стоимость.

3. Усовершенствована методика оценки кредитоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая лежит в основе определения варианта реструктуризации задолженности, в направлении расширения соотношения максимальных и минимальных коэффициентов финансовой устойчивости и кредитоспособности, и определения их приоритетности с учетом балльной оценки исходя из особенностей сельскохозяйственного производства.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что теоретические выводы, методические предложения и практические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы для решения вопросов дальнейшего развития системы государственного регулирования налогообложения сельского хозяйства, рационального их применения и перехода к более эффективным системам налогообложения. Отдельные выводы и методические подходы к формированию налогообложения могут быть приняты во внимание руководителями и специалистами сельскохозяйственных предприятий, а также использованы в учебном процессе высших учебных заведений. Разработанный льготный механизм уплаты задолженности по налогам может быть внесен в материалы «Схемы территориального планирования Тамбовской области», так как, на наш взгляд, он будет способствовать оказанию положительного воздействия на результаты деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Апробация результатов  исследования. Результаты исследования рассматривались и обсуждались на научных конференциях МичГАУ (г.Мичуринск, 2007-2010 гг.), (г.Тамбов, 2008 г.), международной научно-практической конференции АГАУ (г.Барнаул, 2008 г.), (г.Липецк, 2007 г.), УГАВМ (г.Троицк, 2008 г.), (г.Ростов-на-Дону, 2008 г.), международной научно-практической конференции «Научные дни» (Болгария, г.София, 2008 г.), международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика - 2008» (Чехия, г.Прага, 2008 г.), в трудах Всероссийского совета молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений (г.Москва, 2008 г.). Отдельные положения диссертации изложены и опубликованы в 14 научных статьях.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 162 наименования. Работа изложена на 174 страницах машинописного текста, содержит 33 таблицы, 21 рисунок и 4 приложения.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, рассматривается состояние изученности проблемы, определены цель и задачи, предмет, объект и методы исследования, изложена научная новизна и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе «Научно-теоретические аспекты налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в системе регулирования аграрной экономики» рассматриваются понятие и основные элементы, раскрывающие сущность государственного регулирования налогообложения сельского хозяйства. Определены особенности развития государственного регулирования сельскохозяйственного налогообложения в различные исторические периоды в России и за рубежом.

Во второй главе «Анализ эффективности государственного регулирования через налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей Тамбовской области» проведен анализ и дана оценка современного состояния государственного регулирования налогообложения сельского хозяйства, выявлены причины высокого уровня задолженности по налогам и сборам сельскохозяйственных организаций.

В третьей  главе «Повышение эффективности государственного регулирования сельскохозяйственного производства на основе совершенствования налогообложения» сформулированы основные направления совершенствования государственной поддержки сельского хозяйства, даны рекомендации по совершенствованию регулирования налогообложения в сельском хозяйстве, разработаны методические положения дифференциации налогообложения, обоснована необходимость уплаты НДС сельскохозяйственными товаропроизводителями, перешедшими на ЕСХН.

В выводах  и предложениях обобщены основные результаты исследований.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Аграрный сектор - важная составная часть экономики страны, с которой связана деятельность почти трети отраслей народнохозяйственного  комплекса. Одним из условий достижения необходимого уровня продовольственной защищенности является наличие стабильно функционирующих отраслей, обеспечивающих производство продовольствия, и, прежде всего, сельского хозяйства. В условиях распространения кризисных явлений достижение продовольственной безопасности страны возможно лишь через осуществление активного государственного вмешательства.

Государственное регулирование сельского хозяйства следует рассматривать как прямое или косвенное воздействие государства на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций в целях поддержания стабильной экономической ситуации. Оно представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики (рис. 1).

В рыночной экономике одним из наиболее эффективных инструментов регулирования  является налогообложение. Налогообложение  сельского хозяйства имеет специфику, вытекающую из экономической природы дохода, возникающего в отрасли. В соответствии с классической концепцией земельной ренты, в сельском хозяйстве, наряду с обычным доходом от предпринимательской деятельности, возможно получение рентного дохода.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Система государственного регулирования сельского хозяйства


 

Под налоговой системой понимается вся совокупность налогов  и сборов, порядок их установления, взимания и отмены на территории РФ, полномочия и ответственность субъектов налоговых отношений.

Сложившаяся в России система налогообложения аграрного  сектора экономики в большей степени смещена в сторону фискальной составляющей, отчасти пренебрегая своим важнейшим предназначением - использованием в качестве мощного инструмента государственного регулирования экономических отношений в агропромышленном комплексе. На рисунке 2 представлена система налогов и сборов в сельском хозяйстве.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Система налогов и сборов в сельском хозяйстве РФ

Особенность налогообложения  организаций и физических лиц  в сельских районах заключается в том, что они, в основном, попадают под действие специальных налоговых режимов. Учитывая, что по налогу на имущество и налогу на прибыль предприятия агропромышленного комплекса имеют льготы, а НДС и ЕСН составляют основную часть абсолютной налоговой нагрузки, освобождение от уплаты этих налогов дает предприятиям значительную сумму налоговой экономии (табл. 1).

Таблица 1. Виды налоговых  и других обязательных платежей при специальных налоговых режимах

Виды налогов и платежей

Специальные налоговые  режимы

ЕСХН

(ст. 346.1 НК РФ)

УСН

(ст. 346.11 НК РФ)

ЕНВД

(ст. 346.26 НК РФ)

Организации

ИП

Организации

ИП

Организации

ИП

Единый сельскохозяйственный налог

+

+

Х

Х

Х

Х

Единый налог при  УСН

Х

Х

+

+

Х

Х

Единый налог на вмененный  доход

Х

Х

Х

Х

+

+

Налог на прибыль

-

Х

-

Х

-

Х

Налог на имущество организации

-

Х

-

Х

-

Х

Налог на доходы физических лиц

Х

-

Х

-

Х

-

Налог на имущество физических лиц

Х

-

Х

-

Х

-

Единый социальный налог

-

-

-

-

-

-

Налог на добавленную  стоимость

-

-

-

-

-

-

Налог на добавленную  стоимость, подлежащий уплате в соответствии с НК при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

+

+

+

+

+

+

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

+

+

+

+

+

+

Иные налоги и сборы, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах

+

+

+

+

+

+

Обязанности перед налоговыми агентами

+

+

+

+

+

+


Однако сделать однозначный  вывод о целесообразности перехода на уплату налогов по специальным налоговым режимам нельзя. Необходимо сравнить режимы налогообложения, чтобы понять, что выгодно организации: находиться на общем режиме или применить льготный режим налогообложения при прочих равных условиях (рис. 3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Система налогообложения при специальных налоговых режимах

Практическое использование  специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного  налога - одна из основных на сегодняшний день проблем для сельских товаропроизводителей.

Преимущества применения общего режима налогообложения по сравнению с ЕСХН показаны на примере СХПК «Сосновский» Сосновского района Тамбовской области. Сравнительные расчеты налоговых платежей, осуществляемых при двух различных налоговых режимах, позволяют сделать вывод о том, что переход на ЕСХН для сельскохозяйственных предприятий не всегда выгоден (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительные  расчеты налоговых платежей, осуществляемых при двух различных налоговых режимах в СХПК «Сосновский», млн.руб.

Показатели

Общая система налогообложения

Единый сельскохозяйственный налог

Значения

в том числе НДС

Значения

без учета стоимости налога

Закупка товаров

18

3,2

18

-

Продажа продукции

30

3

30

-

Общий доход без учета других затрат

12

0,2

12

-

Итого

12,2

12

Сумма потерь

 

0,2


Сумма потерь по рассматриваемому параметру составит 200 тыс. руб., или 2% от общего дохода. Следовательно, переход на ЕСХН выгоден тем предприятиям, товарно-денежные потоки которых в меньшей степени связаны с плательщиками НДС (как поставщиками, так и покупателями).

Исходя из вышесказанного, считаем необходимым введение для  сельскохозяйственных товаропроизводителей, плательщиков ЕСХН, обязательств по уплате налога на добавленную стоимость.

Кроме трудностей из-за неуплаты НДС, у сельскохозяйственных товаропроизводителей, изъявивших желание перейти на уплату ЕСХН, возникает ряд других сомнений о целесообразности данного решения. В диссертационной работе разработана модель, использование которой в значительной степени сократит расходы по выбору системы налогообложения.

По основным показателям  деятельности сельскохозяйственных предприятий Тамбовской области построена множественная регрессия. Цель этого анализа - выявление тех факторов экономической деятельности из общего числа рассматриваемых, которые в значительной степени оказали влияние на уровень прибыли предприятия.

По результатам регрессионного анализа проведен дискриминантный анализ с использованием вычислительных средств электронной программы STATISTICA. Цель дискриминантного анализа состоит в том, чтобы по результатам изучения множества характеристик сельскохозяйственного предприятия отнести его к одной из двух групп:

1 группа - сельскохозяйственные  предприятия, перешедшие на уплату  единого сельскохозяйственного  налога и при этом получающие прибыль;

2 группа - сельскохозяйственные  предприятия, перешедшие на уплату  единого сельскохозяйственного налога, но при этом получающие убыток.

Для наглядности примера рассмотрено конкретное предприятие Тамбовской области со средним уровнем доходности, перед которым стоит выбор, переходить ли на уплату единого сельскохозяйственного налога или остаться на общем режиме налогообложения. СХПК «Зеленый Гай» Мичуринского района в 2008 году находился на общей системе налогообложения, получил прибыль в размере 5912 тыс.руб. Выясним, насколько выгоден данному предприятию переход на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Для анализа каждого предприятия задается вероятность, с которой оно принадлежит к определенному классу. Построенные классификационные функции могут быть определены в электронных таблицах как формулы, и для каждого добавленного предприятия по ним могут быть вычислены классификационные метки. Таким образом, каждое вновь классифицируемое предприятие автоматически относится к определенному классу.

По таблицам апостериорных вероятностей и расстоянию Махаланобиса СХПК «Зеленый Гай» с вероятностью 97% можно отнести к группе 1. Следовательно, с высокой степенью вероятности СХПК «Зеленый Гай» целесообразно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. Детально представлено денежное выражение преимущества перехода СХПК «Зеленый Гай» на уплату единого сельскохозяйственного налога (табл. 3).

Информация о работе Налогообложение в системе государственного регулирования сельскохозяйственного производства (на материалах сельскохозяйственных орган