Налогообложение в системе государственного регулирования сельскохозяйственного производства (на материалах сельскохозяйственных орган

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:12, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в продовольствии. В условиях рыночной экономики, как показывают экономическая теория и практика, аграрный сектор оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности внешней и внутренней среды. Поэтому усиление регулирующего влияния федеральных и региональных органов власти на его функционирование и развитие становится объективным условием и потребностью практики современного рыночного хозяйствования.

Файлы: 1 файл

sokolova.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 3. Результаты перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога СХПК «Зеленый Гай» в 2008 году, тыс.руб.

Показатели

Общая система налогообложения

ЕСХН

Денежное выражение доходов  предприятия

21088

21088

Денежное выражение расходов предприятия

14677

14677

Сумма налога(ов), подлежащих уплате

в том числе:

1972

385

Единый сельскохозяйственный налог

-

385

Налог на добавленную стоимость

98

-

Земельный налог

19

-

Налог на доходы физических лиц

738

-

Единый налог на вмененный доход

239

-

Единый социальный налог

863

-

Водный налог

15

-

Суммарная разница между режимами налогообложения

1587


Выявлено, что применение данной модели позволит сократить расходы по выбору системы налогообложения и создать благоприятную среду для развития экономической деятельности всех сельскохозяйственных предприятий.

В ходе анализа кредиторской задолженности в Тамбовской области, определено, что в настоящий момент одной из наиболее острых проблем аграрного сектора экономики является неплатежеспособность и, как следствие, все возрастающая задолженность сельскохозяйственных предприятий перед поставщиками, бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

В структуре задолженности сельскохозяйственных организаций есть долги безнадежные, которые нет возможности погасить, исходя из существующего уровня доходности, особенно это касается накопленных годами пеней и штрафов по государственным внебюджетным фондам (табл. 4).

Таблица 4. Структура кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей Тамбовской области

Сумма задолженности

Годы

Отношение 2008 г. к 2006 г., %

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Кредиторская задолженность всего, млрд.руб.

7,86

10,22

15,19

193,3

в том числе:

       

краткосрочная

4,88

4,90

6,94

142,2

в % к общей сумме задолженности

62,1

47,9

45,7

-16,4 п.п

долгосрочная

2,98

5,33

8,25

276,9

в % к общей сумме задолженности

37,9

52,1

54,3

16,4 п.п.


По результатам анализа, представленным в таблице 5, можно  сказать, что в среднем за 3 года сумма, на которую заключены соглашения по реструктуризации задолженности, в расчете на 1 организацию составила 5,7 млн.руб. Более половины этой суммы приходится на пени и штрафы.

Таблица 5. Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных организаций Тамбовской области по обязательным платежам в бюджеты всех уровней

Показатели

Годы

2006г.

2007г.

2008г.

Сумма задолженности, на которую заключены  соглашения в расчете на 1 организацию, млн.руб.

5,73

5,73

5,70

Доля списанных пеней и штрафов  в общей сумме задолженности, на которую заключены соглашения, %

58

57

57

Доля организаций, которым приостановлено право на реструктуризацию задолженности, в общем количестве организаций, по которым заключено соглашение, %

17

16

16

Доля организаций, по которым отменены соглашения по реструктуризации, в общем количестве организаций, по которым заключено соглашение, %

20

34

41

Доля организаций, по которым завершена  реструктуризация в связи с выполнением условий реструктуризации, в общем количестве организаций, по которым заключено соглашение, %

-

0,36

2,50

Доля суммы реструктурированной  задолженности организаций, по которым завершена реструктуризация в связи с выполнением условий реструктуризации, к общей сумме задолженности, на которое заключено соглашение, %

-

0,06

0,37




Почти пятой части  предприятий, по которым заключено  соглашение, было приостановлено право на реструктуризацию задолженности. Для 40% организаций соглашения вовсе отменены в связи с невыполнением условий. Всего 3% предприятий выполнило все условия реструктуризации на сумму, не превышающую 0,4% от общей суммы реструктуризации задолженности.

Таким образом, в ходе проведенного исследования выяснено, что по причине кризисного состояния экономики большая часть сельскохозяйственных предприятий Тамбовской области не смогла выполнить условий предоставления реструктуризации задолженности по налогам и сборам.

Кроме того, положение сельскохозяйственных предприятий усугубляется пассивной ролью государства в реструктуризации долгов. Зачастую реструктуризация задолженности ограничивается составлением списков неплатежеспособных организаций или ведется без учета экономической целесообразности и перспектив развития предприятий. В результате предприятия, накопившие задолженность из-за неэффективной работы, могут получить отсрочку платежей. Предприятия, у которых задолженность образовалась по независящим от них причинам - такой возможностью не обладают. Такой подход к проведению реструктуризации задолженности малоэффективен, ведет к значительным финансовым потерям бюджетов всех уровней, нарушению экономической справедливости и не может быть использован в качестве рычага государственной аграрной политики.

Анализ системы коэффициентов  ликвидности, которые используются при оценке кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий, показывает, что в действующей методике все установленные коэффициенты, их шкала, соотношение минимальных и максимальных коэффициентов, не отвечают требованиям объективной оценки различий кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий. Столь малые интервалы значений между группами приводят к тому, что большинство хозяйств попадают в одну - две группы, а это не позволяет объективно оценить различия в финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятий.

Для устранения отмеченных недостатков, выявленных в результате анализа всех шести коэффициентов финансовой устойчивости, предлагается усовершенствовать шкалу данных показателей с помощью увеличения диапазона между коэффициентами. Преимущества от увеличения границ максимальных и минимальных значений коэффициентов показаны на примере реструктуризации задолженности СХПК «Зеленый Гай» Мичуринского района Тамбовской области по итогам работы в 2008 году (табл. 6).

Таблица 6. Расчет коэффициентов для отнесения СХПК «Зеленый Гай» к группе финансовой устойчивости должника

Коэффициенты

Коэффициент

Балл

Абсолютной ликвидности

0,35

12

Критической оценки

0,34

3

Текущей ликвидности

1,16

4,5

Обеспеченности собственными средствами

-0,87

3

Финансовой независимости

0,43

1

Финансовой независимости в  отношении формирования запасов и затрат

2,19

13,5

Сумма баллов

37


Сумма баллов, исходя из существующей шкалы коэффициентов, соответствует третьему варианту реструктуризации долгов. Сельскохозяйственным товаропроизводителям, отнесенным к третьей группе финансовой устойчивости, предоставляется отсрочка погашения долга на 6 лет с последующей рассрочкой погашения долга в течение 5 лет (Постановление Правительства РФ № 52 от 30 января 2003 г.).

Исходя из расширения границ значений коэффициентов, это  же предприятие попадает в пятую группу финансовой устойчивости. Сельскохозяйственным товаропроизводителям в данном случае предоставляется отсрочка погашения долга на 7 лет с последующей рассрочкой погашения долга в течение 6 лет. Преимущества от изменения границ коэффициентов очевидны, и для СХПК «Зеленый Гай» составляют 680 тыс.руб. ежегодно (табл.7).

Таблица 7. Возможные варианты развития реструктуризации задолженности СХПК «Зеленый Гай», млн.руб.

Показатели

III группа

V группа

Прибыль в 2008 году

5,91

Сумма задолженности, подлежащая реструктуризации

20,41

Сумма рассроченного платежа:

 

1-ый год

-

-

2-ой год

4,08

3,40

3-ий год

4,08

3,40

4-ый год

4,08

3,40

5-ый год

4,08

3,40

6-ой год

4,08

3,40

7-ой год

Х

3,40


На основании вышеизложенного можно сказать, что финансовое оздоровление, хотя и медленно, но позволяет стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве. Однако, финансово - экономическое оздоровление сельскохозяйственных организаций понимается шире, чем восстановление ее платежеспособности. Реструктуризация задолженности не является достаточной мерой для оздоровления всех сельскохозяйственных организаций России. По оценкам специалистов, такая мера может быть полезна в отношении только чуть более 20% сельскохозяйственных предприятий. Всем другим организациям потребуются иные механизмы финансового оздоровления.

В тех организациях, где  восстановить платежеспособность невозможно, необходимо наладить механизмы дисконтирования задолженности. Для этого по результатам анализа задолженности по налогам принято решение объединить районы Тамбовской области в 3 группы. Группирующим признаком выступает уровень задолженности по налогам.

В группу I вошли районы, получившие задолженность по налогам в 2008 году в размере, превышающем 20 млн.руб.; в группу II – районы, получившие задолженность до 20 млн.руб.; в группу III – районы, не получившие задолженности по налогам и сборам.

Анализ группировки  показал, что в группе с наивысшим показателем задолженности по налогам наблюдаются самые низкие показатели использования земли, повлекшие снижение уровня урожайности по основным видам культур. В свою очередь, низкий уровень урожайности был получен в тех районах, где преобладают почвы с недостаточным содержанием гумуса и, соответственно, являются менее плодородными. Исходя из этого, предлагается использовать дифференцированный подход к льготированию налогообложения сельскохозяйственных предприятий Тамбовской области. Средства, выделяемые бюджетом на финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, по нашему мнению, следует направлять на улучшение качества сельскохозяйственных угодий.

Считаем возможным предоставлять льготы по уплате задолженности тем районам Тамбовской области, в которых уровень данного показателя в конкретном году превысил рубеж в 20 млн.руб. Граница в 20 млн.руб. выбрана, исходя из того, что это средняя сумма задолженности по налогам и сборам в Тамбовской области на основе анализа ряда последних лет. С течением времени данная граница будет меняться, так как планируемые меры направлены на снижение уровня задолженности по налогам и сборам как отдельно взятого предприятия, так и района в целом. Рассчитывать ее необходимо по сумме задолженности за анализируемый период, продолжительность которого устанавливается опытным путем.

Льготирование должно заключаться  в том, что 50% от общерайонной суммы  задолженности по налогам сельскохозяйственные предприятия имеют право не уплачивать. На основании отчетности происходит формирование общей суммы задолженности по району. Если она превышает рубеж 20 млн.руб., то 50% этой суммы не уплачивается, а идет на финансирование мероприятий по повышению плодородия почв, в размере, пропорциональном задолженности каждого конкретного хозяйства.

Простое же списание долгов неплатежеспособным предприятиям является несправедливым и неэффективным. Оно несправедливо по отношению к тем немногим предприятиям, которые все это время исправно платили все обязательные платежи, а неэффективно, поскольку не устраняет причин, вызвавших неплатежеспособность, и возникшая ситуация неизбежно воспроизведется вновь и после списания долгов. Эффективность применения льготирования налоговой задолженности рассмотрим на примере СХПК «Зеленый Гай» Мичуринского района Тамбовской области (табл. 8).

Информация о работе Налогообложение в системе государственного регулирования сельскохозяйственного производства (на материалах сельскохозяйственных орган