Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:12, автореферат
Актуальность темы исследования. Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в продовольствии. В условиях рыночной экономики, как показывают экономическая теория и практика, аграрный сектор оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности внешней и внутренней среды. Поэтому усиление регулирующего влияния федеральных и региональных органов власти на его функционирование и развитие становится объективным условием и потребностью практики современного рыночного хозяйствования.
Таблица 8. Определение суммы льготирования реструктурированной задолженности по налогам и сборам СХПК «Зеленый Гай» в 2008 году
№ |
Показатели |
Значения |
1 |
Определение суммы задолженности по налогам и сборам в Мичуринском районе, млн.руб. |
102,13 |
2 |
Определение суммы задолженности по налогам и сборам в СХПК «Зеленый Гай», млн.руб. |
11,13 |
3 |
Расчет доли задолженности по налогам и сборам СХПК «Зеленый Гай» в общерайонной задолженности, % |
10,9 |
4 |
Расчет суммы льготированной задолженности в Мичуринском районе, как 50% от общей суммы задолженности млн.руб. |
51,07 |
5 |
Расчет суммы льготированной задолженности в СХПК «Зеленый Гай» (10,9% от общей суммы льготированной задолженности района), млн.руб. |
5,57 |
Льготируемую часть задолженности возможно будет использовать на приобретение основных и оборотных средств, на увеличение заработной платы рабочим, на мероприятия по улучшению плодородия почвы. Все эти капиталовложения окупаемы и принесут прибыль в будущем. Однако, более целесообразным является использование льготируемой суммы задолженности на покупку удобрений под основные культуры. Так как прибавка урожая произойдет уже в текущем году, а результаты от внесения удобрений будут более ощутимыми и наглядными (табл. 9).
Таблица 9. Ожидаемый уровень прибыли по основным видам культур от внесения удобрений в СХПК «Зеленый Гай»
Культуры Показатели |
Озимая пшеница |
Ячмень |
Подсолнечник |
Всего |
Фактический уровень урожайности без внесения удобрений, ц/га |
24,8 |
15,5 |
7,1 |
- |
Прибавка урожая после внесения удобрений (Азофоска), % |
61% |
94% |
182% |
- |
Ожидаемая урожайность, ц/га |
40 |
30 |
20 |
- |
Посевная площадь, га |
350 |
822 |
90 |
1262 |
Цена реализации в 2010 г., руб./ц |
346 |
330 |
1000 |
- |
Фактическая прибыль, млн.руб. |
3,00 |
4,21 |
0,64 |
7,85 |
Ожидаемая прибыль, млн.руб. |
4,84 |
8,14 |
1,80 |
14,78 |
Как видно из таблицы 10, суммы льготированной задолженности достаточно для приобретения комплексных удобрений под все основные культуры. Результатом внесения удобрений является получение значительной прибавки урожайности, денежное выражение которой составило 6,94 млн.руб.
Таблица 10. Результаты от применения методики льготирования задолженности в СХПК «Зеленый Гай»
Показатели |
Значения |
Сумма задолженности по налогам и сборам, млн.руб. |
11,13 |
Сумма льготированной налоговой задолженности, млн.руб. |
5,57 |
Сумма льготированной задолженности, необходимая на приобретение удобрений, млн.руб. |
5,15 |
Норма внесения удобрения, ц/га |
4 |
Количество удобрений, приобретенное на сумму льготирования, ц |
5048 |
Получено дополнительно |
6,94 |
Принимая во внимание тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, считаем необходимым использовать накопительную системы льготирования налоговой задолженности, суть которой состоит в том, что льготируемая часть задолженности может накапливаться на балансе предприятия до тех пор, пока не наступит благоприятная ситуация для ее целенаправленного использования.
Предложенный механизм льготного погашения задолженности позволит улучшить качество почв - первооснову благосостояния сельскохозяйственных предприятий, и, соответственно, повысить урожайность сельскохозяйственных культур, что в будущем должно привести к своевременной уплате налогов и отсутствию задолженности по ним. Подобное оздоровление позволит стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве Тамбовской области.
В ходе определения результатов от предложенных мероприятий по повышению эффективности государственного регулирования сельскохозяйственного производства на примере СХПК «Зеленый Гай» рассчитано, что денежное выражение чистой выгоды составит 12 млн.руб. (табл. 11).
Таблица 11. Суммарные результаты от реализации предложенных мероприятий по совершенствованию налогового регулирования в СХПК «Зеленый Гай», млн.руб.
№ |
Мероприятия |
Значения |
1 |
Льготирование кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей |
6,94 |
2 |
Расширение границ максимальных и минимальных значений коэффициентов оценки кредитоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей |
3,40 |
3 |
Выбор варианта налогового режима |
1,59 |
Итого |
11,92 |
Однако стабилизация в сельском хозяйстве затрудняется тем, что данная сфера даже теоретически не обладает признаками саморегулирования вследствие низкой эластичности спроса и крайне низкой эластичности цен при его общей консервативности и инерционности как производственной системы. Даже устойчиво развивающееся сельское хозяйство в рыночной экономике остается объектом государственной протекционистской политики. Исходя из этого, стабилизация и развитие аграрной сферы, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, в частности, по уровню дохода работников, защита отечественных товаропроизводителей являются основными задачами государственного регулирования сельскохозяйственного производства.
С помощью налоговой системы государство должно решать взаимно противоречивые и поэтому трудные задачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджет всех уровней для финансирования государственных расходов и социальных программ; стимулировать рост объемов производства; решительно воздействовать на процесс структурной перестройки всей производственной сферы, четко выделяя приоритеты; оказывать помощь тем предприятиям, чьи возможности адаптации к новым условиям минимальны, а именно сельскохозяйственным товаропроизводителям.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Полученные результаты научных исследований позволяют сформулировать следующие основные выводы и предложения:
1. Отечественные исследования и опыт ряда зарубежных стран свидетельствуют о необходимости изменить существующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако, сравнивая системы налогообложения развитых стран и России, следует отметить, что такое сопоставление допустимо лишь в самых общих чертах. Развитые страны имеют высокоэффективное сельское хозяйство, которое пользуется существенной государственной поддержкой.
Общей чертой в налогообложении сельского хозяйства России и развитых стран следует признать льготный способ налогообложения отрасли, который в развитых странах, в отличие от России, носит дифференцированный характер. Данный принцип должен лежать и в основе современного механизма налогообложения российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, делая основной упор на необходимость сочетания уровня развития сельскохозяйственного производства и размера налогообложения.
2. На современном этапе развития сельского хозяйства налоги являются наиболее действенным инструментом регулирования экономических отношений. Применяя обоснованную систему налоговых льгот и санкций, государство должно осуществлять направленное воздействие на процессы структурно-технологической перестройки аграрного производства, формирования предпосылок развития продовольственного комплекса, регулирования межотраслевых отношений в АПК.
3. Особенность налогообложения в сельском хозяйстве заключается в том, что предприятия в основном попадают под действие специальных налоговых режимов. Сельскохозяйственные предприятия имеют возможность определенного выбора, ограниченного рамками налогового законодательства: применять общий режим налогообложения или специальные системы налогообложения.
Основная выгода предприятий, перешедших на уплату налогов по специальным налоговым режимам, заключается в значительном снижении налогового бремени. Однако на сегодняшний момент цель специальных налоговых режимов - упростить порядок исчисления и взимания налогов, не достигнута. Исходя из этого, сделать однозначный вывод о целесообразности перехода на уплату налогов по специальным налоговым режимам нельзя.
Для организации отношений в системе государство - налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим, необходимо как совершенствование налогового законодательства, так и время для формирования правоприменительной практики. Установление специальных налоговых режимов должно базироваться на следующих принципах: экономии удельных расходов по исчислению, учету и отчетности по налогам и сборам, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов и простоты исчисления налога, что, в свою очередь, должно исключить серьезные и неосознанные налоговые нарушения.
4. Механизм реструктуризации кредиторской задолженности с момента введения в действие соответствующего Федерального закона показал себя как эффективный инструмент финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, но, к сожалению, далеко не все предприятия способны его выдержать.
Для устранения недостатков, выявленных в результате анализа коэффициентов финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимых для проведения финансового оздоровления, предлагается совершенствовать методику расчета данных коэффициентов, что позволит выяснить реальное финансовое состояние предприятий, а, значит, будет устранена настороженность инвесторов, банков и кредиторов при вложении своих средств в сельское хозяйство. Для этого следует:
1) расширить соотношение максимальных и минимальных коэффициентов финансовой устойчивости и кредитоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, что позволит объективно оценивать дифференциацию между хозяйствами с различным уровнем финансового состояния;
2) изменить приоритетность коэффициентов с учетом особенностей сельскохозяйственного производства. Первым должен быть коэффициент обеспеченности собственными средствами, затем коэффициенты финансовой независимости и только после них коэффициенты ликвидности, которые из-за особенностей сельскохозяйственного производства и структуры активной части баланса имеют низкие значения;
3) рассчитать равные интервалы (шаг) между группами хозяйств, как по коэффициентам, так и по их балльной оценке, что обеспечит более объективное размещение хозяйств по оценочным группам, финансовому состоянию и кредитоспособности.
5. К основной причине медленного перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога следует отнести невключение НДС в состав уплачиваемых налогов. Вместе с этим, существует еще ряд трудностей для сельскохозяйственных товаропроизводителей, готовых перейти на уплату ЕСХН.
Представляется целесообразным использовать авторскую модель, которая позволяет внести определенную ясность в вопросе выбора системы налогообложения. В основе данной модели лежит дискриминантный анализ, цель которого состоит в том, чтобы по результатам изучения множества характеристик сельскохозяйственного предприятия отнести его к одной из двух групп:
1 группа - сельскохозяйственные
предприятия, перешедшие на
2 группа - сельскохозяйственные предприят
Использование данной модели позволит сделать обоснованный выбор системы налогообложения, создать благоприятные условия для развития экономической деятельности в сельскохозяйственных предприятиях.
6. В сельскохозяйственных организациях, где восстановить платежеспособность невозможно, необходимо наладить механизмы дисконтирования задолженности. Для этого по результатам анализа задолженности по налогам принято решение использовать дифференцированный подход к льготированию налогообложения сельскохозяйственных предприятий Тамбовской области. Средства, выделяемые бюджетом на финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, по нашему мнению, следует направлять на финансирование мероприятий по повышению плодородия почв.
Предложенный механизм льготного погашения задолженности позволит улучшить качество почв и стабилизировать экономическую ситуацию в сельском хозяйстве Тамбовской области.
По нашему мнению, государственное регулирование сельскохозяйственного производства должно представлять собой систему мер внешнего воздействия на сельскохозяйственное предприятие и внутренних мер по его реструктуризации, технической и технологической модернизации, формированию адаптационных механизмов, направленных на выход сельскохозяйственного товаропроизводителя из кризиса, а также мер по созданию условий для экономического роста.