Налоговая система и ее особенности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- выделить характерные черты современной налоговой системы Российской Федерации;
- показать противоречия действующей налоговой системы РФ;
- отметить основные направления совершенствования налоговой системы нашей страны;
- выделить основные цели развития налоговой политики России в будущем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ С. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ С. 5
1.1. Сущность и виды налогов С. 5
1.2. Налоговая система : структура и роль в экономике С. 10
1.3. Принцип построения налоговой системы С. 16
ГЛАВА II. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ С. 20
. Этапы становления современной налоговой системы С. 20
. Достоинства и недостатки налоговой системы С. 24
. Перспективы развития налоговой системы С. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С. 34

Файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 76.53 Кб (Скачать файл)

- Финансирует  социальные программы - пенсионного  и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

- Обеспечивает  свою оборону и безопасность;

- Содержит  законодательные, исполнительные и  судебные органы государственной власти и управления;

- Предоставляет  кредиты и безвозмездную помощь  другим странам.

Среди ученых занимающихся разработкой проблемы налоговой системы не существует единого мнения в определении термина «налоговая система». По мнению одних авторов – это «целостное экономическое явление, состоящие из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой»6;  по мнению других – это «целостное единство четырех основных элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости»7.  Второе определение кажется мне более полным, оно включает первое определение и дополняет его.

Согласно НК РФ, налоговая система РФ представляет собой «совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков на территории страны»

 Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков).

     Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.  
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.         Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

  • виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);
  • субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
  • органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля над уплатой налогов налогоплательщиками;
  • законодательная база (налоговые кодексы, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правами, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.8

Законодательную базу системы определяют законы, принимаемые соответствующими органами власти. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрением Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу. Законы и правовые акты в области налогообложения принимают в рамках Налогового кодекса РФ, определяющим систему налогообложения и состоящим из двух частей, принятого Законодательным Собранием РФ.

В части I НК РФ установлен порядок действий законов о налогах, изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Часть II НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ.

Согласно законодательству в Российской Федерации действует трехуровневая система налогообложения, т.е. взимаются федеральные, региональные и местные налоги.

Основные налоги легко можно разбить на две группы. 1 группа это налоги,  которые примерно поровну распределяются между федеральным и городским бюджетами. 2 группа – это налоги, составляющие важную часть городских доходов, но не являющихся первостепенной задачей Федеральной налоговой службы.9

Федеральные налоги, устанавливаемые НК РФ, обязательны к уплате на всей территории России. Региональные налоги устанавливаются Кодексом и законами субъектов Российской Федерации. Законодательные акты субъектов РФ определяют налоговые ставки в пределах, установленные Кодексом, порядок и срок уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Таким образом, один и тот же вид налога может иметь различные ставки, сроки и порядок уплаты в зависимости от места его взимания.

                             Трехуровневая система налогов  РФ10

  1. Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
  2. Региональные налоги: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
  3. Местные налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

        В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты муниципалитетов, регионов, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач.

Основные налоги легко можно разбить на две группы. 1 группа это налоги,  которые примерно поровну распределяются между федеральным и городским бюджетами. 2 группа – это налоги, составляющие важную часть городских доходов, но не являющихся первостепенной задачей Федеральной налоговой службы.11 Действующим законодательством предусмотрено, что налоговые органы РФ представляют собой систему контроля над соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых сумм в соответствующие бюджеты. Налоговые органы России представлены Федеральной налоговой службой и ее структурными подразделениями, входящими в состав Министерства финансов РФ, Федеральной таможенной службой РФ с ее структурными подразделениями, входящими в состав Министерства экономического развития и торговли РФ, органами государственных внебюджетных фондов, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и другими должностными лицами.12

В 2003г была введена упрощенная налоговая система. В соответствии НК РФ упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе.

При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период. С уплатой которого с них  не взимаются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности) и единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу нанятых ими физических лиц.

Право перехода на упрощенную систему налогообложения предоставляется организациям, получившим по итогам 9 месяцев прошедшего года доходы от реализации (без учета НДС) в размере не превышающем 11 млн руб. индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от размеров полученных доходов.13

Анализ структуры налоговой системы России свидетельствует, что являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию и составлению отчетности.

 

1.3. Принцип построения налоговой  системы.

 В основе построения налоговой системы лежит совокупность определенных принципов, определяющих сущность всей налоговой системы РФ. Способность системы налогов и сборов в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов построения налоговой системы, которые создают необходимые условия для ее эффективного функционирования.

А. Смит первый четко сформулировал основные принципы налогообложения, глубину, верность и точность которых отмечали ученые-финансисты конца XIX - начала XX в. А. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому хотел защитить права налогоплательщиков.

Практика налогообложения, исчисляемая не одним столетием, разработала основные принципы построения налоговой сис темы. Эти принципы или правила впервые сформулированы А. Смитом еще в XIX веке.


Первое правило — равномерность. Это правило требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в поддержании правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения.

Второе правило — определенность (известность). Согласно этому правилу налог должен быть точно определен, а не произволен, т.е. плательщику известно время, способ и сумма платежа.

Третье правило — удобство. Это правило определяет, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее подходящими для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

Четвертое правило — экономность. Правило предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными. (Хотя история знает примеры, когда в казну поступало лишь 20 % собираемых налогов при системе откупа налогов.)14 
        Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют принципы и для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.    

Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов, применяемых государствами при строительстве налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую систему с учётом специфики, складывающихся в данном обществе условий. Поэтому в каждой отдельно взятой стране при выборе системы организационных принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.15                                                                                                                                        

В соответствии с действующими законами о налогах в Налоговом кодексе (ст. 3 и 6) сформулированы следующие принципы, регулирующие налогообложение на всей территории страны:

  1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Налогообложение должно быть всеобщим и равным, причем при расчете налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  3. Налогообложение должно быть справедливым.
  4. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Необходим научный подход к определению величины ставок налога, которая позволила налогоплательщику после оплаты налога осуществлять нормальное развитие.
  5. Налоги должны быть сформулированы в законодательных актах таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он обязан платить.
  6. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, 
    национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  7. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  8. Не допускается принимать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров или финансовых средств.
  9. Установление, изменение, отмена федеральных налогов должны осуществляться в соответствии с НК, налогов регионов и местных органов самоуправления — согласно законам или решениям субъектов РФ и нормативным представительным актам органов на местах.
  10. Никто не обязан уплачивать налоги, сборы или иные платежи, не установленные НК.
  11. Нормативные правовые акты исполнительных органов о налогах и сборах не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
  12. Законодательные акты о налогах должны соответствовать НК. Принципы, установленные НК, имеют важное значение для российской налоговой системы. Они способствуют стабилизации налоговых отношений и придают налогообложению долговременный характер действия.

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в современной России