Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 20:10, курсовая работа
Целью данной работы является:
- выделить характерные черты современной налоговой системы Российской Федерации;
- показать противоречия действующей налоговой системы РФ;
- отметить основные направления совершенствования налоговой системы нашей страны;
- выделить основные цели развития налоговой политики России в будущем.
ВВЕДЕНИЕ С. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ С. 5
1.1. Сущность и виды налогов С. 5
1.2. Налоговая система : структура и роль в экономике С. 10
1.3. Принцип построения налоговой системы С. 16
ГЛАВА II. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ С. 20
. Этапы становления современной налоговой системы С. 20
. Достоинства и недостатки налоговой системы С. 24
. Перспективы развития налоговой системы С. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С. 34
В среднесрочной перспективе должно быть обеспечено решение следующих основных проблем.25
Необходимо ввести в действие, начиная с 2012 года новые правила регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях. Кроме того, следует предоставить возможность крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга, то есть ввести в законодательство Российской Федерации институт консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
Следует завершить подготовку к введению местного налога на недвижимость. По завершении кадастровой оценки объектов капитального строительства необходимо вводить указанный налог по мере готовности тех субъектов Российской Федерации, где такая оценка была проведена, чтобы этот налог можно было начать взимать уже в 2012 году. При этом необходимо, чтобы введение нового налога, с одной стороны, обеспечило более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, было социально приемлемым и осуществлялось с учетом сложившегося уровня доходов населения, не привело к росту налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан.
Требуется приступить к инвентаризации установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности. Речь идет, в первую очередь, о льготах по налогу на имущество организаций и по земельному налогу .Возможная отмена таких льгот - это не только переход к более справедливому способу распределения собственных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, но и способ повышения налоговой автономии региональных и местных властей, а значит - и ответственности за принимаемые ими решения;
Следует подчеркнуть настоятельную необходимость, с одной стороны, в систематизации действующих льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой - в выявлении тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций.
Должно быть обеспечено совершенствование механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли, табачной и алкогольной продукции.
Необходимо завершить разработку схемы налогообложения нефтедобычи и нефтепереработки, предусматривающей стимулы к разработке новых месторождений и к повышению глубины переработки нефти на территории Российской Федерации. Требуется рассмотреть возможность дифференциации акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса.
Для повышения доходов бюджетной системы с учетом благоприятной ценовой конъюнктуры на внешних рынках необходимо продолжить повышение налоговой нагрузки на газовую отрасль, имея в виду изъятие природной ренты у налогоплательщиков, получающих ее за счет участия на мировых рынках природного газа.
При принятии решений о ставках акцизов на табачную и алкогольную продукцию целесообразно учитывать не только фискальный эффект, но и необходимость снижения негативного влияния табакокурения и употребления алкоголя на здоровье населения. Однако следует подчеркнуть, что такого рода меры должны сопровождаться усилиями по предотвращению проникновения на российский рынок более дешевой контрабандной подакцизной продукции;
Необходимо последовательно устранять те элементы налоговой системы, которые препятствуют инновационному развитию. Для этого надо завершить уже начатую работу по мерам поддержки инновационного предпринимательства, реализация которых невозможна ввиду отсутствия соответствующих законодательно закрепленных механизмов.
В связи с этим считаю целесообразным:
Требуется в ближайшее время определиться с параметрами перехода от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности к патентной системе налогообложения. Критерием должно стать создание максимально благоприятных условий для развития малого предпринимательства.26
Если говорить о действующих в России налогах, ставках и правилах начисления налоговой базы, то здесь достигнут значительный прогресс. Недавно это подтвердили иностранные инвесторы, участвовавшие в работе Консультативного Совета по иностранным инвестициям. Они единодушно отметили, что налоговые ставки и базовые правила налогообложения в России достаточно комфортны, работать в таких условиях можно. Однако в области налогового администрирования, особенно в части налогового контроля и возмещения налога на добавленную стоимость, существует немало проблем, которыми необходимо заниматься.
В построении современной и конкурентоспособной налоговой системы за последние годы сделано много: сокращено количество налогов и кардинально измененa их структура, отменены «оборотные» налоги и перераспределена налоговая нагрузка между отдельными секторами экономики. При этом на протяжении последних 5 лет налоговая нагрузка (выраженная в процентах от ВВП) последовательно снижается примерно по одному процентному пункту в год. Такой же темп ее снижения сохранится и в ближайшие три года.27
Государство, снижая налоги, имеет право строго требовать, чтобы эти налоги уплачивались полностью и своевременно. При этом налогоплательщики должны быть уверены в объективном и беспристрастном отношении со стороны налоговых органов, обеспеченном как четкостью правил налогообложения, так и соблюдением установленных законом процедур. Это — базовые принципы налогового администрирования, проблема совершенствования которого сегодня стоит очень остро, поскольку в Налоговом кодексе многие правила и процедуры, к сожалению, прописаны недостаточно четко. По этой причине конфликтные ситуации между налогоплательщиками и налоговыми органами зачастую просто неизбежны Минфин вместе с Минэкономразвития, Федеральной налоговой службой, депутатами Государственной Думы, а также, что очень важно, с представителями основных объединений бизнеса в рамках специальной рабочей группы подготовили соответствующий законопроект, который недавно принят в первом чтении. Разработчики проекта старались соблюсти в нем баланс интересов государства и налогоплательщиков, ликвидировать значительное число пробелов в законодательстве и внести поправки, уточняющие отдельные определения, руководствуясь двумя тезисами, высказанными Президентом России: прекратить налоговый терроризм и не разрушить эффективную систему налогового контроля.
Таким образом, исследуя данный материал, можно заметить такую закономерность, что правительство, разрабатывая налоговую политику на плановый период 2012-2014 года, отожествляет проблемы и перспективы, основанные на «Основные направления налоговой политики на 2012-2014 года».
Что касается перспектив, то можно отметить, что для Российской Федерации налоговая политика - это молодая самостоятельная часть финансовой политики, и о грамотной налоговой политике говорить ещё довольно-таки рано. Но правительство стремиться к её совершенствованию путём внесения различных изменений в нормативно-правовые акты, созданием новых и проведением различных реформ в данном направлении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя черту под всем выше сказанным, еще раз остановимся на основных моментах работы, выделим ее ключевые аспекты.
Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке и используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства.
Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. Адамом Смитом. Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения.
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах: принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков; принцип недискриминации; принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав; принцип единства экономического пространства; принцип определённости правил налогообложения; принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика.
Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения. Реформирование налоговой системы продолжается и по сей день. Введение Налогового кодекса Российской Федерации положило начало существенным изменениям в налоговой системе нашей страны.
Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.
1 Тарасова, В. Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В. Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ. Ред. В.Ф. Тарасовой. – М. : КНОРУС, 2012. С 10-11.
2 Налоговая политика России : проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. - М. :- Финансы и статистика, 2005. С 8.
3 Налоговый кодекс РФ( п.1 ст. 8)
4 Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации : учебник для вузов / В. Г. Пансков. – М. : МЦФЭР, 2006. С 16
5 Майбуров, И.А. Налоги и налогообложение : учебник для студентов вузов / И. А. Майбуров. - М. : ЮНИТА-ДАНА, 2007. С 108-117.
6 Тарасова, В. Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В. Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ. Ред. В.Ф. Тарасовой. – М. : КНОРУС, 2012. С 66.
7 Майбуров, И.А. Налоги и налогообложение : учебник для студентов вузов / И. А. Майбуров. - М. : ЮНИТА-ДАНА, 2007. С 188.
8 Александров И. М. Налоги и налогообложение : учебник / И. М. Александров. – М : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С 57.
9 Артамонов, Г. Ф. Подсистемы комплексных сведений о налогоплательщиках. / Г.Ф. Артамонов. //Финансы .- 2005. -№2. С 32.
10 Налоговый кодекс РФ, ст. 13-15
11 Артамонов Г. Ф. Подсистема комплексных сведений о налогоплательщиках. Финансы №2, 2005. - С 32.
12 Александров И. М. Налоги и налогообложение : учебник / И. М. Александров. – М : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С 58 – 59.
13 Андреев И. М. Некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения. Налоговый вестник №2, 2005. - С 81-89.
14 Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Д.Г. Черник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 59
15 Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2005. - с. 115-116
16 Пансков,В.Г. О налоговой системе России/В.Г. Пансков // Налоговый вестник.-2009.- №4.- С.16.
17 Тарасова, В. Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В. Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ. Ред. В.Ф. Тарасовой. – М. : КНОРУС, 2012. С-91.
18 18 Тарасова, В. Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В. Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ. Ред. В.Ф. Тарасовой. – М. : КНОРУС, 2012. С-91-92
19 Шевелев М.А Анализ развития налоговой системы до 2006 года / М.А. Шевелов // Все о налогах. – 2006. - №12. – С.24.
20 Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. - 2008.- № 9.- С. 51
21 Григорьев К. С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе// Экономика.- 2008.- №4.- С. 16-18
22 Шаталов, С.Д. Налоговая реформа – важный фактор экономического роста./ С.Д. Шаталов// Финансы.- 2005.- №2.- С. 3.
23 Швецов, Ю. Налоговая система России : можно ли исправить существующие недостатки / Ю. Швецов // Вопросы экономики. – 2007. - № 4. – С . 140 .
Информация о работе Налоговая система и ее особенности в современной России