Налоговая система и экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Цель – анализ налоговой системы РФ, выявление проблем и перспектив её развития.
Задачи:
Определить понятие налога, налоговой системы;
Проанализировать основные элементы налоговой системы;
Проанализировать налоговую политику РФ;
Определить проблемы и перспективы налоговой системы РФ.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 208.49 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоговая система и экономика  любой страны (производство, бизнес, социальная сфера и многое другое) тесно связаны между собой  и не могут существовать и функционировать  отдельно. Поэтому важно понимать, что собой представляет налоговая система и как она работает.

Роль налогов в современной  экономической системе очень  велика. Налоги не только являются основой  доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает  как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью  государство может оказывать  влияние на распределение национального  дохода. В России роль налогообложения  как инструмента экономической  политики в последние годы существенно  возросла, что связано с развитием  негосударственного сектора экономики  и сокращением сферы прямого  государственного регулирования.

 Происходящие хозяйственные  процессы вызывают изменения  фактически всех составляющих  российской налоговой системы  – ставок налогов, их состава,  методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и  т. д. Многие из этих изменений  в налоговой политике имели  положительные результаты, ряд из  них – отрицательные. Вместе  с тем, именно налоговый механизм  является одним из основных  инструментов государственного  регулирования экономики и от  того, насколько эффективной будет  налоговая система государства,  зависит и эффективность функционирования  страны и народного хозяйства  в целом. 

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе  недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве  изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства  и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В результате формируется тенденция  ухода субъектов налога от уплаты налоговых платежей их снижения, несвоевременности выплат, углублению "теневых" сетей и расширению взаимосвязей внутри них.

В эффективно работающих моделях  налоговой системы, выстроенных  в социально ориентированных  развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов  налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных  для экономического роста. При регулировании  развития территорий налоги играют в  этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально  неэффективных решений.

Подобным образом в  перспективе должна функционировать  налоговая система Российской Федерации, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений.

Цель – анализ налоговой системы РФ, выявление проблем и перспектив её развития.

Задачи:

    1. Определить понятие налога, налоговой системы;
    2. Проанализировать основные элементы налоговой системы;
    3. Проанализировать налоговую политику РФ;
    4. Определить проблемы и перспективы налоговой системы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы налоговой системы РФ

 

1.1 Понятие налога, его  функции

 

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [6, стр. 25] Налог - основной источник средств, поступающих в государственную казну.

Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились  вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное назначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя их роль стала многозначной. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги — это один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве.

Налог как правовая категория  имеет свое определение, содержание и сущность, нормативное закрепление которых является необходимым условием для осуществления государством и муниципальными образованиями своей финансовой деятельности. Налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной части, деление на институты. Не менее важную роль выполняет категория «налог» для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации.

Налоги как стоимостная  категория имеют свои отличительные  признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили четыре основные функции налогов - фискальную, регулирующую, социальную и контрольную. [6, стр. 32]

  1. Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью данной функции формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц выше, чем на юридических лиц, т.к. такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Но реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует  повышения налогов в будущем. Вместе с тем рост налогового бремени  вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в  период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений  налогов в бюджет непосредственно  зависит от величины доходов плательщиков.

  1. Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых  льгот — сокращение размера налоговых  обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение, какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая  льгота, направленная на выведение  из-под налогообложения отдельных  объектов (например, необлагаемый минимум). Скидки  — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой  льготы налоговые кредиты принимают  следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы;
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция  направлена на регулирование финансово-хозяйственной  деятельности производителей товаров  и услуг через систему налоговых  платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных  для восстановления израсходованных  ресурсов, а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как  правило, четкую отраслевую направленность. К таким налогам и сборам относятся налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция  налогов проявляется не только в  сфере производства, но и через  платежеспособность физических лиц  — на рынке спроса и предложения  на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

  1. Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй Налогового Кодекса РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции  налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая  часть населения нуждается в  социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция  налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это  связано с несовершенством налогового законодательства.

  1. Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Наряду с основными  функциями налогов в экономике существуют дополнительные функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление. [17]

Функциональную емкость  системы налогообложения, принимаемой  законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень  практического использования налогового потенциала определяет роль налогов  в сложившейся экономической  и финансовой системах.

Информация о работе Налоговая система и экономика