Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:56, курсовая работа
Цель – анализ налоговой системы РФ, выявление проблем и перспектив её развития.
Задачи:
Определить понятие налога, налоговой системы;
Проанализировать основные элементы налоговой системы;
Проанализировать налоговую политику РФ;
Определить проблемы и перспективы налоговой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система и экономика любой страны (производство, бизнес, социальная сфера и многое другое) тесно связаны между собой и не могут существовать и функционировать отдельно. Поэтому важно понимать, что собой представляет налоговая система и как она работает.
Роль налогов в современной
экономической системе очень
велика. Налоги не только являются основой
доходной части государственного бюджета.
Налоговая система сегодня
Происходящие хозяйственные
процессы вызывают изменения
фактически всех составляющих
российской налоговой системы
– ставок налогов, их состава,
методик расчетов, налогового законодательства,
налогового администрирования
По мере развития рыночных
отношений присущие налоговой системе
недостатки приводят к несоответствию
происходящих в обществе и государстве
изменений. Это является тормозом экономического
и социального развития государства
и его территориальных
В эффективно работающих моделях налоговой системы, выстроенных в социально ориентированных развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста. При регулировании развития территорий налоги играют в этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально неэффективных решений.
Подобным образом в
перспективе должна функционировать
налоговая система Российской Федерации,
где налоги являются одним из наиболее
действенных методов
Цель – анализ налоговой системы РФ, выявление проблем и перспектив её развития.
Задачи:
1 Теоретические основы налоговой системы РФ
1.1 Понятие налога, его функции
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [6, стр. 25] Налог - основной источник средств, поступающих в государственную казну.
Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное назначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя их роль стала многозначной. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги — это один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве.
Налог как правовая категория имеет свое определение, содержание и сущность, нормативное закрепление которых является необходимым условием для осуществления государством и муниципальными образованиями своей финансовой деятельности. Налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной части, деление на институты. Не менее важную роль выполняет категория «налог» для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации.
Налоги как стоимостная
категория имеют свои отличительные
признаки и функции, которые выявляют
их социально-экономическую
Во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц выше, чем на юридических лиц, т.к. такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.
Но реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.
Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем. Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.
Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.
Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение, какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.
Изъятия — это налоговая
льгота, направленная на выведение
из-под налогообложения
В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:
Регулирующая функция
направлена на регулирование финансово-
Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.
К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй Налогового Кодекса РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.
Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
На практике в российской
налоговой системе социальная функция
налогов, взимаемых с населения,
реализуется не в полной мере. Это
связано с несовершенством
Наряду с основными функциями налогов в экономике существуют дополнительные функции:
Функциональную емкость
системы налогообложения, принимаемой
законом конкретной страны, задается
не только теорией, но и практикой. Степень
практического использования