Налоговая система и экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Цель – анализ налоговой системы РФ, выявление проблем и перспектив её развития.
Задачи:
Определить понятие налога, налоговой системы;
Проанализировать основные элементы налоговой системы;
Проанализировать налоговую политику РФ;
Определить проблемы и перспективы налоговой системы РФ.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 208.49 Кб (Скачать файл)

Исключительные особенности  имеет российская налоговая система  в части классификации налогов  по субъекту уплаты. Структура налоговой  системы России в зависимости  от субъекта уплаты налогов достаточно убедительно показывает преобладание налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из пятнадцати видов налогов, установленных  налоговой системой России, девять видов налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трех видов налогов  возложена как на юридических, так  и на физических лиц, и еще три  вида налогов платят исключительно  физические лица.

Специфика структуры российской налоговой системы в части  субъекта уплаты налогов характеризуется  следующими обстоятельствами:

  • низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой;
  • в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения;
  • существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов.

В результате этого отсутствует  реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. В отличие от других стран в российской налоговой  системе весьма редко используется прогрессивное налогообложение.

В российской налоговой системе  преимущественно устанавливаются  и применяются пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении ставка действует  в одинаковом проценте к объекту  обложения, т.е. без учета изменений  его величины. Такие ставки применяются  в отношении НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц и налог  на прибыль юридических лиц. [23]

 Таким образом, налоговая  система России прошла несколько  этапов развития и в настоящее  время по своей общей структуре,  принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ налоговой системы  РФ

 

2.1 Основные элементы налоговой  системы и их характеристика

 

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. [6, стр. 50]

Из определения налоговой системы РФ выделяют четыре основных элемента налоговой системы:

  1. систему налогов и сборов;
  2. систему законодательства о налогах и сборах;
  3. участников налоговых правоотношений;
  4. систему налогового администрирования.
  5. Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.

В систему налогов и  сборов в РФ в настоящее время  не включаются таможенные пошлины и  сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Они регулируются специальными федеральными законами.

Налоговый кодекс РФ разделяет  налоги и сборы на три вида в  зависимости от их территориального уровня:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги и сборы;
  • местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы  устанавливаются исключительно  Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональные налоги устанавливаются  НК РФ и законами субъектов РФ о  налогах, вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательны к  уплате на территориях данных субъектов  РФ.

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местными налогами являются налоги, которые установлены Налоговым  кодексом РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах. Они обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Также выделяют специальные налоговые режимы, устанавливающиеся НК РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. [6, стр. 53]

К специальным налоговым  режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
  1. Законодательство о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в  законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах. [1]

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим  в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Законодательство о налогах  и сборах Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую  систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства (в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов);
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством  о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Для актов налогового законодательства действуют специальные правила  вступления их в силу. Кроме того, в Налоговом кодексе получили отражение и дальнейшее развитие нормы Конституции РФ, устанавливающие  наличие или отсутствие обратной силы тех или иных актов законодательства о налогах и сборах. [1]

Основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
  • Нормативный правовой акт о налогах и сборах пр<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Налоговая система и экономика