Налоговая система и экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Цель – анализ налоговой системы РФ, выявление проблем и перспектив её развития.
Задачи:
Определить понятие налога, налоговой системы;
Проанализировать основные элементы налоговой системы;
Проанализировать налоговую политику РФ;
Определить проблемы и перспективы налоговой системы РФ.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 208.49 Кб (Скачать файл)

На всех этапах своего развития налог определялся по-разному  в зависимости от различных условий: уровня товарно-денежных отношений, господствующих в определенном государстве; воззрений научной школы, представителем которой являлся тот или иной автор; разработанных на данный период времени теорий происхождения и сущности государства и т.д. Русским финансистам было свойственно рассматривать налоги как принудительные денежные взносы частных хозяйств, односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, принудительные сборы постоянного характера.

 

1.2 История возникновения  налоговой системы

 

Налоговая система современной  России отсчитывает свою историю с 1991 года. Однако налоги существуют еще со времени Древнерусского государства.

Финансовая система Древней  Руси начала складываться с конца IX века, в период объединения древнерусских  племен и земель в связи с принятием  в 988 году христианства - крещением Руси.

В Древнерусском государстве  основным источником доходов казны  стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Дань взималась  двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю, а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственного за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в. [12]

В XIII в. дань взималась в  пользу ханов Золотой Орды. Платили  ее русские князья, начиная с Ярослава Всеволодовича. В 1257 г. для сбора  дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения Суздальской, Рязанской, Муромской и Новгородских земель. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В феодальный период (XIII—XIV вв.) появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных  варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право  иметь склады, торговая — за право  устраивать рынки. Судебная пошлина  «вира» взималась за убийство, пошлина  «продажа» — за другие преступления.

В XIV—XV вв. помимо ордынской  дани со свободного населения взималась  дань, которая направлялась прямо  в княжескую казну — в виде натуральных сборов.

После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально  реформирована: введены прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.

 При Иоанне IV Грозном в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег, представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения, ведавшие сбором разного вида податей.  С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления, упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме.

В царствование Алексея Михайловича  система налогообложения России была упорядочена. В 1655 г. был создан специальный орган - Счетная Палата.

Эпоха реформ Петра I сыграла  особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время  государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное  право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворечивости закону. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.

Подушный налог составлял  половину всех бюджетных доходов  империи. Также были введены: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных  верований и другие.

В период правления Екатерины II совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных  доходов, ревизий, взимание недоимок. Для  купечества была введена гильдейская  подать - процентный сбор с объявленного капитала.

При Александре I изменения  в акты законодательства вносились  в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский  сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор. Вводились новые обязательные платежи, например,  процентный сбор с доходов  от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди. Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием косвенных  налогов, их доля составляла 42 % доходов  казны. Это время интересно тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским. Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

Начало XIX в. - время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев  издает труд "Опыт теории налогов" - основательное исследование государственного налогообложения. " Налоги, - писал Н. И. Тургенев, - суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства ". Требование "уничтожить налоги" он приравнивал к "уничтожению самого общества". В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять правил установления и взимания налогов:

  1. "Равномерное распределение налогов" - налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика;
  2. "Определенность налога" - неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика;    
  3. "Собирание налогов в удобнейшее время" - уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени;
  4. "Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход" - следует взимать больше "с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала";                   
  5. "Дешевое собирание налогов" - стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов. [13]

В конце XIX века подушная подать заменилась на налог с городских  строений, большое значение стало  придаваться оброку - плате крестьян за пользование землей. Появились  новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с  векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог  с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог  на автоматический экипаж, городской  налог на прописку и т. д.

С 1917 года начались новые экономические преобразования России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции "закончилась эпоха совершенствования налогообложения". По меньшей мере, такое утверждение некорректно по той простой причине, что в 1920 году выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов. В этом же году издается работа В. И. Ленина "О замене продразверстки продналогом". В 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий, вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2 .09.1930 г. "О налоговой реформе"; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы; в 1936 г. была преобразована система платежей государственных предприятий и колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны введен военный налог, налог на холостяков для поддержки одиноких матерей. В 60-е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. Сформировавшаяся в 1970-е годы налоговая система существовала до 1991 года.

Начало налоговой системы  Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится  к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы "Об основах  налоговой системы в РФ"; "О  налоге на прибыль"; "О налоге на добавленную стоимость"; "О  подоходном налоге на физических лиц" и др. Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы  России. [13]

Кроме того, в 1992 г. было создано  Главное управление налоговых расследований  при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное  через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.

 

1.3 Современное понятие  налоговой системы

 

Основы существующей в  настоящее время российской налоговой  системы были заложены в конце 1991 г. с принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система. Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преобразования потребовали выработки принципиально иной современной финансовой политики, которая должна была стать одним из важнейших действенных инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений.

Однако введенная налоговая  система Российской Федерации была сформирована буквально в течение  нескольких месяцев фактически путем  копирования западных налоговых  систем. Одновременно при ее формировании принципы налогообложения приспосабливали  к реалиям экономики переходного  периода. В результате получился  симбиоз западных образцов и российских особенностей. Созданная таким образом  налоговая система России была нацелена в первую очередь на обеспечение  фискальных интересов государства, при ее формировании исходили из политики максимальных налогов.

Начиная с 1996 г. последовательно  сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного  характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой  системы. Одновременно осуществлялись разработка Налогового кодекса РФ (НК РФ) и подготовка к его принятию.

В 1998 г. была принята и  с 1 января 1999 г. вступила в действие первая,  часть Налогового Кодекса РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть Налогового Кодекса РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.

В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры  федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам. Функции по общей выработке  стратегии развития государственной  политики и ведомственному нормотворчеству  в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной  налоговой службой, деятельность которой  курирует Минфин России.

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации соответствуют следующие организационные принципы:

  • принцип единства - Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • принцип подвижности (пластичности) предполагает, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективной необходимостью и возможностями государства;
  • принцип множественности налогов включает несколько аспектов, важнейший из которых устанавливает, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения;
  • принцип стабильности предусматривает, что налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы;
  • принцип исчерпывающего перечня налогов заключается в следующем: единое экономическое пространство РФ обусловливает политику государства на унификацию налоговых платежей.

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  системы налогового администрирования, каждый из которых при этом находится  друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. На рис. 1.1 представлен состав обязательных элементов налоговой системы Российской Федерации.

Налоговая система страны




 

Законодательство о налогах  и сборах


Совокупность налогов  и сборов


Плательщики налогов и  сборов


Механизм налогового администрирования



 

 


 

Взаимосвязь и взаимозависимость  элементов, образующих единство налоговой  системы



 

Рисунок 1.1 - Состав обязательных элементов налоговой системы РФ

Из всего многообразия видов налогов, установленных в  налоговой системе России, фактически четыре налога (налог на прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими. [23]

Российская система налогообложения  в части соотношения косвенного и прямого налогообложения планировалась  исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно  косвенные налоги, в то время как  прямые налоги - играть роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц.

Информация о работе Налоговая система и экономика