Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:57, курсовая работа
В мире есть множество примеров налоговых систем. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе зарубежных стран. С одной стороны было бы хорошо проанализировать все мировые налоговые системы и выбрать ту, которая понравится больше всего, но с другой стороны США есть США, Запад есть Запад, и поэтому применять полностью зарубежный опыт в России не имеет смысла, так как надо учитывать условия, в которых создается и развивается налоговая система, конкретное состояние экономики в стране, уровень накопленных реальных денег в стране, а главное учитывать отношение народа к государству, учитывать традиции и психологическое состояние народа.
Введение 3
Глава I. Налоги: сущность, классификация и функции 4
1.1. Сущность 4
1.2. Классификация 4
1.3. Функции 5
1.4. Доходы, не облагающиеся налогами 9
Глава II. Опыт зарубежных стран в построении налоговой системы 20
2.1. Налоговая система Испании 20
2.2. Налоговая система Великобритании 23
Глава III. Проблемы налоговой системы Российской Федерации и пути ее совершенствования 38
3.1. Недостатки налоговой системы 38
Заключение 47
Список использованной литературы 48
Российский Государственный Открытый Технический Университет Путей Сообщения
Факультет: Информатизация, Экономика и Управление
Кафедра: Экономическая теория
Курсовая работа
по макроэкономике
На тему: Налоговая система Российской Федерации и её совершенствование
Студента II курса Дневного Отделения
Максимова А.Д.
(0610-п/ДНЭ-5071)
Научный руководитель: А.С. Зарецкий
Москва 2008
Содержание:
Введение 3
Глава I. Налоги: сущность, классификация и функции 4
1.1. Сущность 4
1.2. Классификация 4
1.3. Функции 5
1.4. Доходы, не облагающиеся налогами 9
Глава II. Опыт зарубежных стран в построении налоговой системы 20
2.1. Налоговая система Испании 20
2.2. Налоговая система Великобритании 23
Глава III. Проблемы налоговой системы Российской Федерации и пути ее совершенствования 38
3.1. Недостатки налоговой системы 3
Заключение 47
Список использованной литературы 48
Введение
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д..
Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
Современная Российская налоговая система появилась в 1991-1992гг., в период кардинальных экономических преобразований. Отсутствие опыта регулирования налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление.
В мире есть множество примеров налоговых систем. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе зарубежных стран. С одной стороны было бы хорошо проанализировать все мировые налоговые системы и выбрать ту, которая понравится больше всего, но с другой стороны США есть США, Запад есть Запад, и поэтому применять полностью зарубежный опыт в России не имеет смысла, так как надо учитывать условия, в которых создается и развивается налоговая система, конкретное состояние экономики в стране, уровень накопленных реальных денег в стране, а главное учитывать отношение народа к государству, учитывать традиции и психологическое состояние народа.
Глава I. Налоги: сущность, классификация и функции
1.1 Сущность:
Налог - обязательный платеж,
взимаемый государством (центральными
и местными органами власти) с физических
и юридических лиц в
Налоговая система – это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством.
1.2 Классификация:
Всего на сегодня существуют и действуют более 100 видов налогов, сборов, платежей и пошлин. Вот самые основные из них.
а) Федеральные налоги:
- Налог на добавленную стоимость;
- Акцизы;
- Налог на доходы физических лиц;
- Единый социальный налог;
- Налог на прибыль организаций;
- Налог на добычу полезных ископаемых;
- Налог на наследование или дарение;
- Водный налог;
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- Государственная пошлина.
б) Региональные налоги:
- Налог на имущество организаций;
- Налог на игорный бизнес;
- Транспортный налог.
в) Местные налоги:
- Земельный налог;
- Налог на имущество физических лиц.
a) Прямые налоги:
- Подоходный налог
- Налог на прибыль
- Налог на имущество
- Ресурсные платежи и д.р.
b) Косвенные налоги:
- Налог на добавленную стоимость (НДС)
- Акцизы
- Налог с продаж
- На операции с ценными бумагами и др.
1.3 Функции налогов:
а) Фискальная:
После возникновения
государства потребовались сред
Из фискальной функции налогов вытекает их распределительная функция. То есть происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах
реализации крупных
народнохозяйственных, социальных, научно-технических,
экономических программ. Это может
быть связано с развитием
б) Регулирующая:
Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.
Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.
Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами, часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами, часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.
Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Стимулирование может проявляться в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки или в полном освобождении от налогов.
Налогами можно и
ограничивать деловую активность, а,
следовательно, развитие тех или
иных отраслей деятельности. Налогами
можно создать предпосылки для
снижения издержек производства, повысить
конкурентоспособность
Еще одна направленность регулирующей функции - социальная функция – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и низкими доходами. В целях смягчения социального неравенства государственные органы предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы.
Особое место занимает
воспроизводственное
в) Контролирующая:
Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.
Финансовые органы на всех уровнях управления анализируют поступление налогов, тенденции развития налогооблагаемой базы, прогнозируют объемы платежей в бюджет. Неотъемлемой частью такого анализа и прогнозирования является корректировка законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой. Своевременно внесенные предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходной части бюджета.
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система регулирования воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. То, что налоги, как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.
1.4 Доходы, не облагающиеся налогами
Не подлежат налогообложению доходы:
а) глав, а также персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации, за исключением доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с дипломатической и консульской службой этих физических лиц;
б) административно-технического персонала представительств иностранного государства и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, за исключением доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с работой указанных физических лиц в этих представительствах;
в) обслуживающего персонала представительств иностранного государства, которые не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, полученные ими по своей службе в представительстве иностранного государства;
г) сотрудников международных организаций - в соответствии с уставами этих организаций.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
Информация о работе Налоговая система РФ и пути ее совершенствования