Налоговая система РФ и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

В мире есть множество примеров налоговых систем. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе зарубежных стран. С одной стороны было бы хорошо проанализировать все мировые налоговые системы и выбрать ту, которая понравится больше всего, но с другой стороны США есть США, Запад есть Запад, и поэтому применять полностью зарубежный опыт в России не имеет смысла, так как надо учитывать условия, в которых создается и развивается налоговая система, конкретное состояние экономики в стране, уровень накопленных реальных денег в стране, а главное учитывать отношение народа к государству, учитывать традиции и психологическое состояние народа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Налоги: сущность, классификация и функции 4
1.1. Сущность 4
1.2. Классификация 4
1.3. Функции 5
1.4. Доходы, не облагающиеся налогами 9
Глава II. Опыт зарубежных стран в построении налоговой системы 20
2.1. Налоговая система Испании 20
2.2. Налоговая система Великобритании 23
Глава III. Проблемы налоговой системы Российской Федерации и пути ее совершенствования 38
3.1. Недостатки налоговой системы 38
Заключение 47
Список использованной литературы 48

Файлы: 1 файл

Налоговая система РФ и пути ее совершенствования1.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

26) доходы, получаемые детьми-сиротами  и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций;

27) доходы в виде процентов,  получаемые налогоплательщиками  по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:

- проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты;

- установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;

28) доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих  оснований за налоговый период:

- стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

- стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;

- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

- возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;

- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);

- суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;

29) доходы солдат, матросов, сержантов  и старшин, проходящих военную  службу по призыву, а также  лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;

30) суммы, выплачиваемые физическим  лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также  из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

31) выплаты, производимые профсоюзными  комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей, а также выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий;

32) выигрыши по облигациям государственных  займов Российской Федерации  и суммы, получаемые в погашение  указанных облигаций;

33) помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период;

34) средства материнского (семейного)  капитала, направляемые для обеспечения  реализации дополнительных мер  государственной поддержки семей,  имеющих детей.

 

Глава II. Опыт зарубежных стран

 

2.1 Налоговая система Испании

Налоговая система Испании - одна из самых молодых в Европе. Испанская налоговая служба была реорганизована в 1992 г., создан единый налоговый орган - Государственное налоговое агентство, объединившее ряд разрозненных налоговых подразделений. Агентство приобрело статус юридического лица и право оставлять себе 18% от суммы собранных налогов. Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном. На федеральном уровне, как в России, так и в Испании, взимаются прямые налоги на доходы физических лиц (подоходный на прибыль) и юридических лиц (налог на прибыль). Испанцы исчисляют подоходный налог на основании заполняемых всеми деклараций о доходах, в которые вносятся данные о всех видах доходов. Минимальный налог (13%) взимается с суммы индивидуального годного дохода более 2 млн. песет; максимальный (56%) - с доходов, превышающих 10 млн. песет в год. С фиксированной заработной платы, получаемой испанцем по месту работы, налоги взимаются автоматически на предприятии также, как и в России. Со всех остальных видов дохода, включенных в декларацию (частная практика, поступления от недвижимости, акций, сдачи в аренду жилья, наследства, торговых сделок) испанец платит непосредственно в налоговое управление Министерства финансов. В декларацию заносятся не только поступления, но и различные социальные пособия и выплаты, положенные ему, например, на детей, на уход за престарелыми и инвалидами. Если налогоплательщик занимается частной практикой, то из получаемых им доходов вычитается оплата аренды снимаемого помещения и оборудования. Если испанец взял в банке кредит на приобретение жилья, государство выплачивает ему определенную сумму, вычитаемую из суммы дохода.

Законодательством установлены строгие  сроки предоставления налоговой  декларации: Испания - 20 июня, Российская Федерация - 30 апреля каждого года. Если же последний срок предоставления падает на выходной день, срок переносится на первый, следующий за ней рабочий день. Просрочка карается штрафными санкциями - определенный процент за каждый день. Налог можно выплачивать сразу, либо двумя частями: 60 % и 40 % в течение 6 месяцев с момента подачи декларации. В Российской Федерации налогоплательщики вносят авансовые платежи по 1/3 годовой суммы налога, а плательщики, впервые привлекаемые к уплате налога, по 1/3 начисленного налога с предполагаемого дохода на текущий год. Налог на прибыль взимается на основе бухгалтерских документов предприятий. Ставка налога с юридических лиц в Испании составляет 35 % в отличие от Российской Федерации, где ставка - 30 %. С 1992 г. для усиления контроля за сбором налогов с мелких предпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономики Испании, введен твердый налог, являющийся разновидностью подоходного. В соответствии с ним Государственное итоговое агентство устанавливает среднюю оценочную прибыль по видам деятельности (пекарни, ремонтные мастерские) в зависимости от которой рассчитывается фиксированная базовая налоговая ставка. Определяется ряд объективных показателей, характеризующих предприятие (площадь помещения, количество наемных лиц). В результате умножения налоговой ставки на эти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия.

В соответствии с требованиями Европейского Союза в Испании введен налог  на добавленную стоимость (испанская  аббревиатура - IVА). Существует три вида налога: льготный - 3% (электроэнергия, транспорт, медикаменты), средний - 6% и максимальный - 16%. Его выплачивают все без исключения граждане Испании и проживающие на ее территории иностранцы и туристы, поскольку налог входит в стоимость всех промышленных и продовольственных товаров, различных видов услуг, транспортных билетов. Ряд прямых налогов передан автономиям, в частности "налог на капитал" - наследство и собственность (независимо от местонахождения имущества - в Испании или за рубежом). В Российской Федерации, помимо налога на имущество физических лиц и налога на наследование или дарение к местным налогам и сборам также относится земельный налог, налог на рекламу и местные лицензионные сборы. В Испании же к ведению местных властей относятся налоги на автотранспортные средства, а также на строительные и инженерные работы. Автономные власти собирают налоги и на первом этапе оставляют их у себя. Затем эти средства и государственные отчисления распределяются между автономией, мэрией и муниципалитетами в зависимости от уровня их развития и потребностей в финансировании. Налог на недвижимость устанавливается в зависимости от кадастровой стоимости, определяемой на государственном уровне. Мэрии и муниципалитеты самостоятельно устанавливают ставки налогов в рамках существующих лимитов - от 0,4% до 1% (в Мадриде ставка составляет 0,4% кадастровой стоимости недвижимости; в Барселоне - 0,9%). В большинстве стран мира уклонение от налогов - основная проблема, с которой приходится бороться государству. Повысить собираемость налогов в Испании удалось с помощью ряда мер. Во-первых, проводилась постоянная разъяснительная работа, цель которой - убедить население в необходимости выплаты итогов и демонстрация выгодности уплаты налогов, значительная чисть которых идет на нужды образования. В сознание граждан постепенно внедряется мысль, что налоги являются важным условием финансово-экономической стабильности в стране в целом и способствуют развитию экономики.

В России уже осознали важность влияния  на сознание налогоплательщиков, однако кампании, "рекламирующие" выгоды, к которым приводит своевременная  уплата налогов, организуются в средствах массовой информации лишь один раз в году за два месяца до последнего срока подачи налоговой декларации. Во-вторых, в Испании введено обязательное предоставление налоговых деклараций, фиксирующих все доходы, получаемые гражданами. В-третьих, установлен жесткий контроль за сбором налогов, осуществляемый инспекционной службой, организационно входящей в Государственное налоговое агентство. В Российской Федерации такой контроль осуществляется налоговой инспекцией. Используются два основных метода проверки правильности уплаты налогов: общий контроль (на основе компьютерной обработки данных) и перекрестный (сопоставлением различных данных инспекциями на местах). Заполняемые декларации, как в России, так и в Испании, хранятся не менее четырех лет, в течение которых налоговый инспектор вправе потребовать ее у любого гражданина в любой момент для проверки. Все предприниматели, в первую очередь владельцы мелких мастерских, баров, магазинчиков, в Испании и в России обязан вести строгий учет своей финансовой деятельности с помощью кассовых аппаратов, оформляя любую услугу или покупку чеком, который вручается клиенту. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, число граждан не желающих платить налоги достаточно велико. Механизм утаивания доходов и уклонения от уплаты налогов достаточно прост и одинаков в обеих странах. Предприниматели просто не фиксируют поступающую прибыль или переводят ее на счета подставных фирм. Многие прибегают к услугам адвокатов, помогающих найти пробел в законодательстве. В этом случае на помощь государству приходят налоговая полиция и суд, возвращающие в государственную казну миллионы, укрытые от налогообложения.

2.2 Налоговая система Великобритании

а) Подоходный налог в Великобритании взимается по прогрессивной ставке, т.е. ставке, которая растет в зависимости от суммы дохода. Подоходный налог взимается за год, начиная с 6 апреля. Минимальная ставка подоходного налога - 20% - взимается с дохода от 0 до 4300 фунтов стерлингов. Основная ставка - 23% - взимается с дохода от 4301 до 27100 фунтов стерлингов. И, наконец, максимальная ставка подоходного налога составляет 40% для ежегодного дохода свыше 27100 фунтов стерлингов. Правительство объявило о своем решении не поднимать основную и максимальную ставки налога в своем нынешнем составе парламента. Оно также надеется снизить минимальную ставку подоходного налога до 10%. Из приблизительно 26 миллионов налогоплательщиков 7,6 миллиона платят по минимальной ставке, 16,2 миллиона платят по основной ставке и 2,4 миллиона платят по максимальной ставке подоходного налога.

Суммы, не облагаемые подоходным налогом, разнообразны. Всем налогоплательщикам освобождается от уплаты налогов  сумма в 4195 фунтов стерлингов. Кроме  этого, дополнительными налоговыми льготами пользуются семейные пары, вдовы и вдовцы, граждане старше 65 лет и слепые.

Среди наиболее важных налоговых льгот  можно выделить льготы на выплаты  по займу на покупку недвижимости до 30 тысяч фунтов стерлингов. Льгота составляет 10% от суммы, при этом выплаты, которые заемщик платит банку, снижаются с учетом налоговой льготы, а сумма налоговой льготы передается непосредственно банку, минуя налогоплательщика. Другая льгота покрывает взносы работников в счет своих пенсий.

В целом, подоходный налог взимается  со всего дохода, полученного в Великобритании, хотя некоторые формы дохода, например, пособие по уходу за ребенком, являются исключением, а также со всего дохода, который получили за границей граждане Великобритании. Соглашения более чем с сотней стран - самая большая сеть налоговых соглашений в мире - позволяют избежать двойного налогообложения. Граждане Великобритании, работающие за границей, могут выиграть от 100% налоговых льгот.

Большинство наемных работников платят подоходный налог по схеме Pay-As-You-Earn (зарабатывай и плати), где налог вычисляется и передается Управлению внутренними бюджетными поступлениями работодателем. Это позволяет большинству налогоплательщиков избежать ошибок при подсчете и отчислении налогов.

Была введена в действие система  самооценки подоходного налога. Это касается в основном людей, которые платят по максимальной ставке налога и частных предпринимателей. Они должны сами подать налоговую декларацию и заплатить налоги. Налогоплательщики в этом случае могут производить расчеты сами или предоставить эту работу Управлению внутренними бюджетными поступлениями.

б) Налоги с  корпораций

Компании платят налог на прибыль  после вычета определенного количества налоговых льгот и необлагаемых налогом сумм. Основная ставка налога на прибыль с предприятий - 30%. Сниженная ставка налога - 20% - применяется к небольшим компаниям - тем, чьи годовые доходы не превышают 300000 фунтов стерлингов. Для компаний с ежегодным доходом от 300 тыс. до 1,5 млн. фунтов стерлингов предусмотрена льготная ставка, размер которой находится между основной и сниженной ставками. Некоторые расходы на основные средства могут сопровождаться налоговыми льготами. Например - расходы на машины и оборудование, производственные сооружения, сельскохозяйственные сооружения и научные исследования. Для небольших и средних компаний в первый год деятельности налоговые льготы на покупку машин и оборудования составляют 40%.

Информация о работе Налоговая система РФ и пути ее совершенствования