Налоговая система РФ и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

В мире есть множество примеров налоговых систем. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе зарубежных стран. С одной стороны было бы хорошо проанализировать все мировые налоговые системы и выбрать ту, которая понравится больше всего, но с другой стороны США есть США, Запад есть Запад, и поэтому применять полностью зарубежный опыт в России не имеет смысла, так как надо учитывать условия, в которых создается и развивается налоговая система, конкретное состояние экономики в стране, уровень накопленных реальных денег в стране, а главное учитывать отношение народа к государству, учитывать традиции и психологическое состояние народа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Налоги: сущность, классификация и функции 4
1.1. Сущность 4
1.2. Классификация 4
1.3. Функции 5
1.4. Доходы, не облагающиеся налогами 9
Глава II. Опыт зарубежных стран в построении налоговой системы 20
2.1. Налоговая система Испании 20
2.2. Налоговая система Великобритании 23
Глава III. Проблемы налоговой системы Российской Федерации и пути ее совершенствования 38
3.1. Недостатки налоговой системы 38
Заключение 47
Список использованной литературы 48

Файлы: 1 файл

Налоговая система РФ и пути ее совершенствования1.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

С 1999 года была введена в действие новая система уплаты налогов. Согласно этой системе около 20 тысяч крупных  компаний теперь платят налоги ежеквартально. Налог на корпорации, выплачиваемый авансом, который платят компании, распределяющие прибыль между акционерами, отменен. Введена система самооценки компаний, аналогичная системе для налогоплательщиков.

в) Налог на доход с производства топлива

Налог на доход с производства топлива  платят компании, добывающие нефть  и газ на территории Великобритании и на прилегающем к ней континентальном  шельфе по лицензии Министерства торговли и промышленности. Доходы от производства топлива облагаются 50% налогом после вычета соответствующих налоговых льгот. Новые месторождения нефти и газа, разрешение на разработку которых дано после 16 марта 1993 года, не облагаются этим налогом.

г) Налог на доход от реализации основных средств

Налог на доход от реализации основных средств платят частные предприниматели и трастовые фонды. Он взимается с суммы, из которой вычитается 6800 ф. ст. для частных предпринимателей и 3400 ф. ст. для трастовых фондов. Доход от реализации некоторых типов основных средств не облагается налогом. Они включают государственные ценные бумаги, определенные ценные бумаги компаний и др. Для частных предпринимателей налог на доход от реализации основных средств рассчитывается на основе ставок подоходного налога, как если бы эта сумма была бы дополнительным подлежащим налогообложению доходом. Для трастовых фондов существуют специальные ставки налога.

Правительство обдумывает возможность  обложения компаний этим налогом, которые  на данный момент платят только налог  на прибыль.

д) Налог на наследство

Налог на наследство взимается с  имущества, переданного после смерти, а также дарах, сделанных в  течение семи лет после смерти. Большинство других перемещений  имущества в течение жизни  не облагается налогом. Есть несколько  важных исключений, не подлежащих налогу на наследство: переход собственности между супругами, дары и пожертвования в Британские благотворительные фонды и основные политические партии. В целом, основные фонды компаний и обрабатываемая земля не облагаются налогом на наследство, так что семейный бизнес может переходить из рук в руки без налога.

Налог на наследство взимается с  сумм более 233000 фунтов стерлингов. Ставка налога составляет 40%. Только 3% всех наследств  в год облагаются этим налогом.

е) Налог на добавленную стоимость (НДС)

В марте 1999 года правительство объявило о начале разработки нового закона о малом бизнесе, который будет  направлен на его поддержку, освободит  его от некоторых видов государственного регулирования и облегчит тяжесть  налогообложения.

НДС - основной косвенный налог со стандартной ставкой 17,5%. Сниженная ставка 5% применяется для домашнего топлива и энергии и для установки энергосберегающих материалов в хозяйствах с низким уровнем дохода согласно государственной программе. НДС собирается на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг. В итоге налог платит потребитель.

Годовой уровень объема продаж, свыше  которого продавцы должны регистрироваться для НДС, составляет 50000 фунтов стерлингов. Определенные товары и услуги освобождаются  от НДС, либо являясь исключениями, либо облагаясь по нулевой ставке.

По нулевой ставке налога производитель  или продавец не облагает налогом  потребителя, но возмещает себе налог, заплаченный поставщикам. Среди  категорий товаров и услуг, облагаемых по нулевой ставке НДС, можно отметить товары на экспорт, большая часть пищевых продуктов, вода, внутренний и международный пассажирский транспорт, газеты и другие периодические издания, строительство новых жилых зданий, детская одежда и обувь, лекарства по рецептам, услуги для инвалидов и другие товары или услуги в или от благотворительных обществ.

В случае исключений, производитель  или продавец не облагает налогом  потребителя, но и не может возместить налог, заплаченный поставщикам  за сырье. Основными категориями  товаров и услуг, подлежащих исключению от НДС, являются земля и строения, страхование и другие финансовые услуги, почтовые услуги, азартные игры (с некоторыми исключениями), лотереи, большая часть образовательных услуг, услуги здравоохранения.

Таможенные  пошлины

Таможенные пошлины взимаются  с товаров, прибывших в страну из государств, не входящих в Европейский  Союз в соответствии с его Общим  таможенным тарифом. Товары могут перемещаться совершенно свободна в пределах стран  ЕС без таможенных пошлин. Акцизы и  НДС взимаются в стране, куда товары доставляются, по ее ставкам налогов.

ж) Акцизы

Нефтепродукты, используемые как топливо, облагаются более высокими акцизами, чем те, которые используются для  других целей. Однако, существуют сниженные  ставки, предназначенные для поощрения использования более экологически чистых видов топлива, таких, как бензин высокой очистки, дизельное топливо с пониженным уровнем серы и газ, используемый как топливо для автомобилей. Керосин, не используемый в транспортных средствах, большинство смазочных масел и нефтепродуктов, используемых для определенных промышленных, сельскохозяйственных и морских целей не облагаются акцизом или облагаются очень низкой ставкой. Заменители топлива облагаются акцизами по той же ставке, что и соответствующий нефтепродукт. Акцизами облагаются крепкие спиртные напитки, вино, пиво и сидр согласно крепости напитка и объему емкости. Спирт, используемый для научных, медицинский, исследовательских и промышленных целей не облагается акцизным налогом.

Акциз на сигареты взимается частично как сумма с каждой сигареты и частично как процент от розничной цены. Акцизный налог на другие табачные изделия основывается на их весе. Правительство полно решимости поднять акцизный налог на табак и табачные изделия как минимум еще на 5% в рамках своей программы по снижению уровня курящего населения.

Акцизный налог взимается с  игры в казино, ставок и пари, бинго  и игровых автоматов. Ставки зависят  от конкретного вида азартной игры. Акциз исчисляется либо как процент  от валового или чистого дохода, либо, в случае игровых автоматов, взимается фиксированная сумма с каждого автомата в зависимости от цены игры и размера возможного выигрыша. Валовой доход от Национальной лотереи облагается 12% акцизным налогом, но выигрыши этой лотереи не облагаются.

Годовой акцизный налог на владельцев личного транспорта (легковых машин  и такси) взимается в размере 150 фунтов стерлингов. Налог на грузовой транспорт исчисляется в зависимости  от грузоподъемности, и, в случае, если она составляет более 12 тонн, согласно количеству осей. Он разработан с таким учетом, чтобы сумма налога, по крайней мере, покрывала их долю износа дорог. Акциз на такси и автобусы варьируется согласно количеству пассажирских мест, а акциз на мотоциклы зависит от объема двигателя. Личный транспорт - машины, такси и мотоциклы, произведенные до 1973 года освобождены от акцизного налога. Планируются новые ставки акциза для машин с пониженным уровнем загрязнения окружающей среды - скидки до 50 фунтов стерлингов для легковых машин и до 500 фунтов стерлингов для грузовых машин и автобусов.

Другие акцизные налоги и сборы включают:

Налог на страхование всего имущества, подлежащего налогообложению, в размере 4% и налог на страхование во время путешествия, а также на страховые полисы, проданные продавцами машин и бытовых приборов в размере17,5%;

акцизный сбор в 10 фунтов стерлингов за внутренние перелеты и  перелеты в пределах стран Европейского Союза и 20 фунтов стерлингов на все  остальные перелеты;

налог на отходы производства и жизнедеятельности из расчета 10 фунтов стерлингов за тонну.

Гербовый сбор

Некоторые переходы собственности  из рук в руки облагаются гербовым сбором. Передача акций облагается гербовым сбором в размере 0,5% стоимости  передаваемой собственности. Исключением  являются акты дарения и передача собственности в благотворительные общества. Остальная собственность (исключая акции) облагается гербовым сборам согласно стоимости передаваемой собственности: 1% для собственности дороже 60 тыс. ф. ст., 2% для собственности дороже 250 тыс. ф. ст. и 3% для собственности, чья стоимость превышает 500 тыс. ф. ст.

Местные налоги

Органы местного самоуправления в  Великобритании имеют четыре основных источника дохода: субсидии от центрального правительства, местный налог, деловые  налоги и сборы. Около 75% всех затрат местных органов финансируются правительством и перераспределенными деловыми налогами.

Деловые налоги - это налоги с арендаторов  нежилых помещений. Стоимость этих помещений оценивается по уровню годовой аренды и пересматривается каждые пять лет. Деловая ставка устанавливается центральным правительством и собирается органами местного самоуправления. Доходы от этого налога идут в общий фонд, из которого они затем перераспределяются в органы местного управления в соответствии с количеством жителей этого округа. Правительство также предполагает ввести новый дополнительный местный налог, максимальную ставку которого будет устанавливать правительство, а все остальное отдадут в руки местных властей.

Жилые дома в Великобритании облагаются местным налогом. Каждый дом или квартира принадлежит к одному из восьми разрядов для оценки, основанных на их рыночной стоимости в апреле 1991 года. Скидки даются домам с менее чем двумя взрослыми квартирантами и людям с низкими доходами. Скидки могут составлять до 100% от суммы местного налога.

 

Глава III. Проблемы налоговой системы Российской Федерации и пути ее совершенствования

3.1 Недостатки налоговой системы Российской Федерации

Ни одна из проблем перехода к  рыночным отношениям в экономике  России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Вместе с тем формирование налоговой системы России осложнилось последствиями командно-административной системы управления. Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе. Изучая модели налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

Фундамент новой налоговой системы  был заложен еще в 1992 году в  результате реформы. Смысл этих преобразований сводился к замене ряда действующих  налогов, созданию равных условий деятельности для всех видов хозяйств, независимо от формы собственности, превращению налогов в стимул производственной деятельности. В то же время налоговая система призвана препятствовать тем экономическим действиям, в которых общество не заинтересовано.

Налоговая реформа 1992 года отражала условия функционирования отечественной экономики того периода. Во-первых, она объективно соответствовала условиям высокой инфляции. В результате в налоговой системе неосуществимыми являются такие налоги, как налог на землю, на капитал; относительно узкая база налогообложения, завышены льготы предприятиям. Во-вторых, радикально изменив структуру налоговых поступлений, реформа не смогла коренным образом повлиять на практику взимания налогов, так как основные принципы функционирования налоговой системы и налоговой службы сложились еще в недрах административно-командной экономики.

Слабый контроль за сбором налогов  создает возможности для уклонения  от уплаты налогов, что не только уменьшает  налоговые поступления, но и стимулирует  прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминогенного предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения уводится до 40% всех поступлений фирм. Не дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда. В-третьих, недостаток нашей налоговой системы – это ее усложненность. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога. В-четвертых, не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером.

Многие недостатки налоговой системы  являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей.

Действительно, налоговая система  противоречива, она страдает рядом  принципиальных изъянов, каждый из которых  подлежит анализу, необходимому для обоснования соответствующих реформационных мер.

Далее рассматриваются недостатки налоговой системы:

  1. Система создает два различных налоговых режима. Первый – финансовый прессинг – для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира; второй – сравнительно льготный – для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
  2. Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики.
  3. Необеспеченность региональных и местных бюджетов естественными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.
  4. Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих средств.
  5. Слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения.

Информация о работе Налоговая система РФ и пути ее совершенствования