Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 17:57, курсовая работа
Целью моей работы - проанализировать систему налогообложения РФ.
Задачи:
Рассмотреть в теоретическом аспекте понятие и сущность налога;
Проанализировать функции и виды налогов в РФ;
Показать механизмы действия системы налогообложения РФ;
Рассмотреть проблемы функционирования налоговой системы РФ.
Введение ………………………………………………………………………….3
Понятие и сущность налоговой системы ……….….……………………….5
Понятие, сущность и признаки налогов. Принципы налогообложения....5
Классификация налогов ……………………………………………………..8
Понятие и сущность налоговой системы …………….…………………...11
Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе…….…...14
Структура налоговой системы РФ………………………………………....14
Принципы построения налоговой системы РФ …………………………..22
Нормативное правовое регулирование налоговой системы РФ ………...24
Проблемы и перспективы налоговой системы РФ на современном этапе……………………………………………………………….......……...28
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список использованных источников …………………………………………35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
Уральский государственный экономический университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансы»
Тема: «Налоговая система России: современное состояние, проблемы дальнейшего развития»
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список использованных источников …………………………………………35
ВВЕДЕНИЕ
Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими.
По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).
В России не ругает налоги только ленивый. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется.
Налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.
Объект исследования данной работы является понятие налога и основные механизмы функционирования налоговой системы.
Предмет исследования – система налогообложения РФ и проблемы её функционирования.
Целью моей работы - проанализировать систему налогообложения РФ.
Задачи:
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена теоретическим основам налогообложения. Рассмотрено понятие налога, его функции, способы взимания и классификация налогов.
Вторая глава посвящена налоговой системе России. Рассмотрено законодательное регулирование налоговых отношений. Рассмотрена для сравнения налоговая система Республики Казахстан.
В третьей главе рассмотрены проблемы налоговой системы РФ.
При написании работы были использованы учебники, методические пособия, журналы, нормативные акты, данные сети Internet.
Согласно ст. 8 Налогового кодекса (НК) РФ, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.
Признаки налогов:
Обязательный характер налога: уплата налога является конституционно-правовой обязанностью. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона.
Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Налоговые поступления в бюджет перераспределяются государством между отдельными территориями, тем самым возвращаясь обратно в общество.
Денежная форма уплаты. НК РФ определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК РФ, налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.
Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:
1.2 Классификация налогов
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость классификации (разделения на виды) на определенной основе. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.
Косвенные налоги, в отличии от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу получаемых ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно исчисляемый на определенные виды товаров – алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины.
Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ.
По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.
При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода.
Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц. Из приведенной ниже таблицы 1 можно уяснить принцип действия прогрессивной шкалы подоходного налога, действующего в России с 1 января 1998 г.
Таблица 1 – Подоходный налог
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году |
Сумма налога |
До 20 000 руб. |
12% |
От 20 001 до 40 000 руб. |
2 400 руб. + 15% с суммы, превышающей 20 000 руб. |
От 40 001 до 60 000 руб. |
5 400 руб. + 20% с суммы, превышающей 40 000 руб. |
От 60 001 до 80 000 руб. |
9 400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60 000 руб. |
От 80 001 до 100 000 руб. |
14 400 руб. + 30% с суммы, превышающей 80 000 руб. |
От 100 001 руб. и выше |
20 400 руб. +35% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
Для прогрессивных налогов большое значение
представляют понятия средней и предельной налоговой ставки.
Средней ставкой налога называется отношение
суммы налога к величине облагаемого им
дохода. Предельная налоговая ставка –
это ставка обложения налогом дополнительной
единицы дохода. В соответствии с представленной
выше шкалой подоходного налога предельная
ставка налога может принимать строго
6 значений. Среднюю же ставку просто вычислить
для любого уровня дохода. Например, при
совокупном доходе в 75 000 руб. предельная
ставка будет равна 25%, а средняя вычисляется
по формуле ATR(average tax rate) = TTP (total tax paid) / TIR
(total income received) = 9400+(75000-60000)*0,25/75000=
Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т. е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупателя более с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.
Информация о работе Налоговая система России: современное состояние, проблемы дальнейшего развития