Налоговая система России: современное состояние, проблемы дальнейшего развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы - проанализировать систему налогообложения РФ.
Задачи:
Рассмотреть в теоретическом аспекте понятие и сущность налога;
Проанализировать функции и виды налогов в РФ;
Показать механизмы действия системы налогообложения РФ;
Рассмотреть проблемы функционирования налоговой системы РФ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Понятие и сущность налоговой системы ……….….……………………….5
Понятие, сущность и признаки налогов. Принципы налогообложения....5
Классификация налогов ……………………………………………………..8
Понятие и сущность налоговой системы …………….…………………...11
Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе…….…...14
Структура налоговой системы РФ………………………………………....14
Принципы построения налоговой системы РФ …………………………..22
Нормативное правовое регулирование налоговой системы РФ ………...24
Проблемы и перспективы налоговой системы РФ на современном этапе……………………………………………………………….......……...28
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список использованных источников …………………………………………35

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa_1.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют разные ставки налога.

По принадлежности к уровням бюджета налоги подразделяют на федеральные, региональные и местные.

 

 

Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням представлены в

таблице 2.

 

Таблица 2 – Виды налогов по уровням

Уровень

Наименование налога (сбора)

Федеральный (16 видов)

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.

Региональный (7видов)

Налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный и транспортный налоги, налог с продаж, налог на игорный бизнес и региональные лицензионные сборы

Местный (5 видов)

Земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение и местные лицензионные сборы


 

Таким образом, Налоговый Кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и сборов.  На сегодняшний день количество налогов остается в России достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты.

 

 

 

    1. Понятие и сущность налоговой системы

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

Налоговая система РФ формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения действий в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

Основные принципы налоговой системы РФ:

- каждый налогоплательщик обязан  уплачивать установленные налоги;

- налоги устанавливаются в целях  финансового обеспечения функционирования  государства;

- не допускается устанавливать  налоги, нарушающие налоговую систему  государства;

- не допускается устанавливать  налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством.

Составные части налоговой системы – элементы налогообложения.

К важнейшим элементам налогообложения относятся его субъект (налогоплательщик), объект налогообложения, единица налогообложения, налоговая база, налоговая ставка и др.

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

1) объект налогообложения –  реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога;

2) налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

3) налоговый период – представляет  собой календарный год или  иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая  база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

4) налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе

2.1 Структура налоговой системы РФ

Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов и иных платежей, взимаемых органами государственной власти с административно-территориальных образований, граждан и организаций, являющихся налогоплательщиками, а также принципов, форм и порядка их установления, изменения, отмены уплаты, принятия мер по обеспечению сбора налогов, осуществлению контроля.

Участниками правоотношений в системе налогообложения являются:

1. Государственные  административные образования:

– региональные (республики, не являющиеся субъектами иных образований, кроме как РФ, края, области, г. Москва и Санкт-Петербург);

– местные (республики, входящие в состав других образований РФ, автономные области, округа и районы субъектов РФ);

– муниципальные (города, районы городов, в том числе г. Москвы и Санкт-Петербурга, поселки, села и т.д.).

2. Юридические  лица (организации).

3. Физические  лица (граждане).

4. Органы  налоговой службы (таможенной службы).

5. Органы  исполнительной власти РФ.

В РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги (сборы, пошлины). Федеральными признаются налоги (платежи), устанавливаемые федеральным законодательством и обязательные к уплате на всем экономическом пространстве РФ. Региональными признаются налоги (платежи), устанавливаемые законами субъектов РФ на основании федерального закона о налогообложении. Местными признаются налоги (платежи), принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законами субъекта РФ и федеральными законами.

Федеральным законом РФ устанавливаются следующие платежи:

1. Платеж  административно-территориального  образования РФ (регионального, местного, муниципального);

2. Налог  на доход организации (юридического  лица).

3. Налог  на доход гражданина (физическое  лицо).

4. Государственная  пошлина (в т.ч. лицензионный сбор).

5. Таможенная  пошлина (сбор).

Законодательством субъекта РФ регулируются налоги (платежи):

1. Дорожный  налог.

2. Пошлина  на недвижимость (транспорт).

3. Пошлина  на природные богатства (землю, леса, водные ресурсы, недра).

4. Коммунальные  налоги.

Законодательством местного самоуправления регулируются платежи:

1. Пошлина  на лицензируемые виды деятельности.

2. Сборы  за виды деятельности (торговлю  на рынках, сдачу в аренду помещений  и т.д.).

Все налоги (сборы, пошлины), взимаемые с налогоплательщиков, зачисляются в бюджет муниципального образования и являются источниками его доходов.

Платежи административно-территориальных образований зачисляются:

– с муниципальных образований в местный бюджет (республики, входящей в состав другого государственного образования, автономной области, округа или района субъекта РФ);

– с местного образования в региональный бюджет (республики, не входящей в состав другого государственного образования, кроме как в состав РФ, края, области, гг. Москвы и Санкт-Петербурга);

– с регионального образования в государственный бюджет РФ.

Объектами налогообложения признаются доходы, получаемые налогоплательщиками от всех видов деятельности, недвижимость (строения, транспорт), природные богатства (земля, лес, недра, водные ресурсы), ввозимые и вывозимые товары и т.д.

Доходами признаются денежные средства и иная материально-вещественная выгода, получаемая налогоплательщиками в любой форме от всех видов деятельности.

Исчисление суммы налога (сбора, пошлины), подлежащего уплате за установленный налоговый период, производится налогоплательщиком самостоятельно. Сумма налога и иного платежа исчисляется из налоговой базы, налоговой ставки по каждому виду налога (платежа) индивидуально. Уплата налогов и иных платежей осуществляется в сроки, определяемые законодательством. В случае неуплаты платежей в сроки, установленные законодательством, налогоплательщики уплачивают штраф (пеню) в соответствии с законом. Контроль за уплатой всех видов платежей (кроме коммунальных услуг) осуществляется органами государственной налоговой службы.

Уплата всех видов платежей гражданами (физическими лицами) производится через организации, выплачивающие денежное вознаграждение, и кредитную организацию посредством платежных документов.

Уплата платежей организациями (юридическими лицами) осуществляется в безналичной форме через кредитную организацию. Уплата платежей административно-территориальными образованиями РФ производится в безналичной форме авансовыми платежными поручениями через кредитную организацию.

Все налогоплательщики самостоятельно составляют и представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность или налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, установленный законодательством.

Анализ налоговых систем государств показывает, что несмотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

– виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;

– субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

– органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

– законодательная база (налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

Законодательная база. Законодательную базу системы определяют законы (постановления, распоряжения и другие подзаконные акты), принимаемые соответствующим органом власти.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента РФ вступают в силу.

Законодательные органы субъектов федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации налоговая система является 3-уровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов.

Уровни законодательной базы. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

В зависимости от классификационных признаков все платежи подразделяются на следующие виды: ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.

Информация о работе Налоговая система России: современное состояние, проблемы дальнейшего развития