Налоговая система России: современное состояние, проблемы дальнейшего развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы - проанализировать систему налогообложения РФ.
Задачи:
Рассмотреть в теоретическом аспекте понятие и сущность налога;
Проанализировать функции и виды налогов в РФ;
Показать механизмы действия системы налогообложения РФ;
Рассмотреть проблемы функционирования налоговой системы РФ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Понятие и сущность налоговой системы ……….….……………………….5
Понятие, сущность и признаки налогов. Принципы налогообложения....5
Классификация налогов ……………………………………………………..8
Понятие и сущность налоговой системы …………….…………………...11
Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе…….…...14
Структура налоговой системы РФ………………………………………....14
Принципы построения налоговой системы РФ …………………………..22
Нормативное правовое регулирование налоговой системы РФ ………...24
Проблемы и перспективы налоговой системы РФ на современном этапе……………………………………………………………….......……...28
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список использованных источников …………………………………………35

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa_1.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Вторая часть Налогового кодекса, или специальная часть, формирование которой началось с 2000 г. и пока продолжается, состоит из глав, начиная с 21-й, посвященных конкретному налогу или сбору (эта часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ). Таким образом, Налоговый кодекс РФ является актом прямого действия, регламентирующим правила взимания налогов и сборов в стране.

 

 

 

 

3.  Проблемы и перспективы налоговой системы РФ на современном этапе

 

Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшим доверием граждан.

Главной проблемой налоговой системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов.

 По оценкам специалистов, в  хозяйственной практике присутствует  четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

Налоговая практика выработала два основных метода воздействия на поведение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения. Совершенствование налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не единственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основы которой составляло бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков.

В решение вопроса совершенствования деятельности налоговых инспекций основное внимание должно быть уделено помощи, оказываемой налогоплательщикам специалистами налоговых служб, которая должна носить упреждающий, профилактический характер. Оказание помощи обходится казне значительно дешевле, чем принудительные меры.

От того, какой «урожай» соберет налоговая служба, во многом зависит жизненный тонус экономики в целом, поскольку 2/3 доходов федерального бюджета – это налоговые поступления. Поэтому, особенно в настоящий переходный период, гарантом достаточного формирования государственных средств, а, следовательно, и решения государственных задач является рационально организованная налоговая служба.

Принимая во внимание, что слово «контроль» означает проверка, а также «наблюдение с целью проверки», основной составляющей работы налоговой инспекции является налоговая проверка юридических и физических лиц, которых с каждым годом становится все больше и больше, вследствие проводимой государством политики по поддержке малого бизнеса.

На государственные налоговые инспекции возложена огромная нагрузка по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и их попытками уклониться от налогообложения, поэтому в настоящее время необходимо совершенствовать контрольную работу налоговой инспекции, а именно налоговую проверку.

В Кодексе отсутствует определение выездной налоговой проверки. Однако из ее описания следует, что это – проверка, проводимая по решению руководителя налоговой инспекции, в ходе которой сведения, указанные плательщиком в налоговых декларациях, проверяются путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а также иной информации имеющейся у налоговых органов.

В целях совершенствования организации налоговых проверок нужно принять во внимание следующие предложения:

    1. В связи с большим количеством изменений в налоговом законодательстве, основной упор налоговых служб должен быть направлен не только на фискальный характер их работы, но и на информационно-образовательный. Введение любого закона по налогообложению или внесению в него изменений должна предшествовать объемная разъяснительная работа о том, с какой целью и по каким причинам вызвана данная мера, с привлечением средств массовой информации; при этом информационная работа должна финансироваться из бюджета. Данная мера необходима для формирования у налогоплательщиков высокой налоговой культуры – люди должны осознавать, на какие государственные нужды направляются уплачиваемые ими налоги, какая часть их платежей возвращается им обратно в виде повышения уровня их жизнедеятельности.
    2. Существующая в настоящее время достаточно широкая программа публикации официальных документов не решает полностью проблемы информирования налогоплательщиков, так как печатные издания не могут полностью удовлетворить спрос налогоплательщиков. Поэтому необходимо для эффективной работы с существующим объемом нормативных и правовых актов, как органов налоговых служб, так и налогоплательщиков использование современных компьютерных технологий.  

Для более успешной работы налоговые инспекции должны установить с налогоплательщиками партнерские взаимоотношения. Нужно добиться такого положения, чтобы людям было выгоднее уплатить налоги, чем уклонятся от них, чтобы налоговая инспекция не искала плательщика. Только тогда можно рассчитывать на налоговую дисциплину. Тогда, возможно даже отпадет нужда в налоговых проверках. 

Анализ системы налогообложения России позволяет выявить ряд направлений совершенствования налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются следующие:

1. Создание экономичной и эффективной  налоговой системы с упрощенной  законодательной базой, охватывающей  всех субъектов налога, которые  несут налоговое бремя на издержки  и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установление контроля за поступлением налогов. Особое значение это имеет в переходный период к рыночной экономике.

2. Создание налоговой системы  с учетом конкретно складывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы могут выступать:

– своевременная отмена или ввод в действие новых платежей (налогов, сборов);

– своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;

– изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, которые обеспечат необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти;

– своевременное введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога;

– совершенствование (упрощение) налогового законодательства, в том числе регулирующего использование природных ресурсов;

– создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в соответствующий бюджет территориального образования.

Обозначенные выше направления совершенствования налоговой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере в зависимости от используемых механизмов и примененных в налоговой системе принципов могут значительно уменьшить противоречия и получить оптимальную, экономичную и достаточно эффективную налоговую систему, удовлетворяющую многим требованиям, предъявляемым к современным системам налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе я достаточно подробно рассмотрела вопрос о системе налогообложения Российской Федерации: структуру налоговой системы, классификацию налогов, налоговую систему РФ на современном этапе, а также проблемы налоговой системы России.

В процессе исследования я решила  следующие задачи:

  • Рассмотрела в теоретическом аспекте понятие и сущность налога;
  • Проанализировала функции и виды налогов в РФ;
  • Показала механизмы действия системы налогообложения РФ;
  • Рассмотрела проблемы функционирования  налоговой системы РФ.

В заключении, мне бы хотелось сделать выводы и подвести итоги своей работы.

  • Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.
  • В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
  • Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 Нестабильность наших налогов, постоянный  пересмотр ставок, количества  налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Части первая и вторая. – М.2006

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации. – М., 2005

3. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть вторая. – М., 2001

4.Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения  и налогового права: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.

5. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов – 2-е изд.: В 2кн. Кн.1. – М.: ГУМАНИСТ, изд. центр ВЛАДОС, 2009.

6. Экономика предприятия: Учебник  для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. – 3-е издание. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 718 с.

7. Экономическая теория (политическая экономия): учеб.пособие /Под ред. Г.А. Шагиняна. - Ростов на Дону: Рост. гос. эконом. университет (РИНХ), 2009 г.

8. Братчикова Н.В. Налоговый кодекс: порядок уплаты единого социального  налога (взноса).//Право и экономика - № 12. – 2012 г. – с.7.

9. Братчикова Н.В. Особенности начисления  и уплаты подоходного налога в 2009 году. //Право и экономика - №9. – 2000г. – с.29.

10.  Налоговый кодекс Российской  Федерации: Части первая и вторая  – М.: Юрайт-М, 2001. – 276 с.

11. «Вопросы экономики» № 10/1997г.: ежемесячный научно-практический журнал.

12.Журнал «Деньги и Кредит»  № 5/2001г.: ежемесячный научно-практический  журнал. Учредитель Банк России. - М.:Финансы и статистика.

13. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть первая. //Библиотечка «Российской газеты» - № 17. – 2000г. – с.6.

14. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть вторая. //Библиотечка  «Российской газеты» - № 17. – 2000г. – с.99.

15. Паскачев А.Б. О поступлении  налогов и задачах, стоящих перед  налоговыми органами России.// Российский налоговый курьер – №1 – 1998г. – с.6.

16. . Черник Д.Г. К вопросу о  налоговой реформе. //Российский  налоговый курьер – №4 – 1999г. – с.2.

17. Черник Д.Г. О роли налоговой  системы в стабилизации экономики// Российский налоговый курьер – №1 – 1998г. – с.12.

18. Шаронова Е. Комментарий к  главе 23 «Налог на доходы физических  лиц» части второй Налогового кодекса РФ. //АКДИ «Экономика и жизнь» - №10. – 2000г. – с.12

19. www.akdi.ru/Nalog/news/3_com3.htm

20. www. base.consultant.ru

21. www.budgetrf.ru

22. Internet-библиотеки: http://www.conseco.ru,

23. www.eko.ru/0003/art1/502003art1-2.htm

24. www.erudition.ru

25. www.mosnalog.ru

26. www.nalog.ru

27. www. referat.cis2000.ru/books

28. www. ugis.ufacom.ru/saoch_otd/met_kredit.html

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Налоговая система России: современное состояние, проблемы дальнейшего развития