Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Данная тема сложна, интересна и в тоже время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность налогов и налоговой системы России
1.1 История развития налоговой системы России 5
1.2 Особенности налоговой системы России 7
Глава 2. Федеральная налоговая служба как центральное контролирующее звено налоговой системы России
2.1 Федеральная налоговая служба РФ: цели, задачи, нормативно-правовое регулирование 10
2.2 Организационная структура Федеральной налоговой службы РФ 13
Глава 3. Совершенствование налоговой системы РФ
3.1 Концепции развития налогообложения в России 18
3.2 Налоговая политика России на 2013-2015 годы 21
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курс макро.docx

— 623.12 Кб (Скачать файл)

В рамках реализации мероприятий  по налоговой реформе помимо совершенствования  отдельных налогов, будет достигнуто сокращение количества налогов и  сборов, действующих в Российской Федерации.

Кроме того, будут установлены  специальные налоговые режимы: система  налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; упрощенная система  налогообложения; система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности, которые также предусматривают  пониженные налоговые ставки, что  стимулирует развитие предпринимательской  деятельности. Однако такие специальные  налоговые режимы не могут применяться  в отношении представительств иностранных  организаций на территории Российской Федерации.

Одним из механизмов стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков является новый порядок амортизационных  отчислений, определенный в главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.

В рамках данного порядка  предусмотрена возможность выбора налогоплательщиком способа начисления амортизации - линейный и нелинейный способы. Одновременно предусмотрены  возможности для налогоплательщиков применения повышающих коэффициентов  к основной норме амортизационных  отчислений в определенных случаях.

С целью стимулирования инвестиций при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций  не учитываются, в частности, средства целевого финансирования в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при  условии использования их в течение  одного календарного года с момента  получения.

Кроме того, по налогу на прибыль  организаций законодательством  Российской Федерации предусмотрено  право субъектов Российской Федерации  понижения для отдельных категорий  налогоплательщиков налоговой ставки в отношении сумм налога, зачисляемых  в бюджеты субъектов Российской Федерации на 4 процентных пункта.

В 2012 году принят ряд нововведений, реализация которых позволит обеспечить совершенствование налогового администрирования  с одной стороны, а также снижение налоговой нагрузки и, следовательно, стимулирование создания условий для  притока инвестиций в реальный сектор экономики, с другой стороны.

Так, по налогу на прибыль  организаций с 2012 года вводится новый  порядок налогового учета определенных видов расходов. В частности, разрешено  единовременно признавать расходами  в целях налогообложения 10% стоимости  введенных в эксплуатацию объектов основных средств.

Начиная с 2013 года в составе  расходов, учитываемых при расчете  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций, в полной сумме будут  учитываться затраты на осуществление  опытно-конструкторских и научно-исследовательских  работ (НИОКР), не давших положительного результата. Одновременно срок, в течение  которого относятся на расходы затраты  на НИОКР, результаты которых используются в производственной деятельности, уменьшится с 3 до 2 лет.

Среди наиболее важных направлений  дальнейшего совершенствования  российской налоговой системы, определенных в проекте Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2013-2014 годы), является совершенствование  налогового администрирования.

В качестве основного перспективного направления функционирования и  развития ФНС России определяет совершенствование  работы налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе предоставление качественных услуг налогоплательщикам. Применение стандартов обслуживания налогоплательщиков налоговыми органами является новым прогрессивным шагом в работе с налогоплательщиками.

Однако, несмотря на некоторое  повышение уровня соблюдения налоговой  дисциплины, число налогоплательщиков, нарушающих (или не соблюдающих) налоговое  законодательство, еще достаточно велико и этот факт говорит о необходимости  продолжать и совершенствовать налоговый  контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам.

 

 

 

3.2 Налоговая политика  России на 2013-2015 годы

В конце апреля текущего года на сайте Министерства финансов Российской Федерации был опубликован  проект Основных направлений налоговой  политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а 2 мая текущего года данный документ был одобрен на заседании  Правительства Российской Федерации.

Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, данный документ является основополагающим для подготовки изменений в законодательство о налогах и сборах соответствующими органами власти и внесения их в  Правительство Российской Федерации, что объективно способствует увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой  политики государства.

Нельзя не отметить роль данного документа для субъектов  предпринимательской деятельности и граждан.

Структура документа состоит  из двух блоков: в первом разделе  подводятся основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем  периоде, включающем текущий год  и двухлетний плановый период за ним, а во втором - содержится анализ предполагаемых мер в области налоговой политики, планируемых на следующий год  и следующий за ним двухлетний период.

Если говорить о будущем  состоянии налоговой системы  в периоде 2013-2015 гг., то согласно Основным направлениям приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной  и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе; поддержка инвестиций, стимулирование инновационной деятельности; поддержание сбалансированности бюджетной  системы Российской Федерации с  сохранением на прежнем уровне налоговой  нагрузки по секторам экономики.

Достижению вышеуказанных  целей будет способствовать налоговый  маневр, который заключается в  снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и повышении ее на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при  добыче природных ресурсов, а также  в переходе к новой системе  налогообложения недвижимого имущества.

В части мер налогового стимулирования следует особое внимание обратить на изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Поддержка инвестиций  и развития человеческого капитала, затрагивающая:

систему налогообложения  доходов физических лиц - в части  поддержки отдельных категорий  плательщиков налога на доходы физических лиц (освобождение от НДФЛ социально  значимых доходов и систематизация перечня доходов, освобождаемых  от налогообложения согласно ст.217 НК РФ), уточнения порядка предоставления имущественного налогового вычета родителям  при приобретении имущества в  долевую собственность с несовершеннолетними  детьми или в пользу них, а также  в том случае, если налогоплательщик по имуществу, приобретенному в общую  совместную или долевую собственность  не воспользовался своим правом на вычет, то возможность повторного пользования  данным вычетом по другому объекту  будет предоставляться в полном объеме.

налог на прибыль организаций - в части уточнения правил восстановления амортизационной премии при реализации основных средств ранее, чем по истечении  пяти лет с момента введения их в эксплуатацию, и продолжения  процесса сближения правил бухгалтерского и налогового учета.

налог на имущество организаций - предложения об исключении из объекта  обложения данным налогом объектов, относящихся к движимому имуществу (машины, оборудование) и расширении полномочий субъектов Российской Федерации  по установлению налоговой ставки и  в перспективе переход к расчету  налоговой базы на основе кадастровой  стоимости объектов недвижимости.

2. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, а также иных  финансовых операциях.

Работу по этому направлению  предполагается вести в части  совершенствования налогообложения  операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и  выплате дивидендов. В частности, подлежит уточнению порядок определения  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций при совершении операций с депозитарными расписками и  финансовыми инструментами срочных  сделок и ситуация с исчислением  и удержанием налога на прибыль организаций  с процентных доходов иностранных  организаций по еврооблигациям. Предполагается продолжение работы по определению  конкретных услуг, оказываемых профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, которые возможно освободить от НДС, и по совершенствованию процедуры  зачета НДС для профессиональных участников рынка ценных бумаг в  части определения соотношения  облагаемого и необлагаемого  оборота.

3. Совершенствование специальных  налоговых режимов для малого  бизнеса.

Как видно из данного документа, уже сейчас определена дата введения патентной системы налогообложения  для индивидуальных предпринимателей - 1 января 2013 года. Патентная система  налогообложения будет выступать  как самостоятельный специальный  налоговый режим с включением в НК РФ новой главы 26.5 Субъектам  Российской Федерации до конца 2012 года необходимо будет принять законы о введении с 1 января 2013 года на своих  территориях патентной системы  налогообложения по 47 видам деятельности. Применение данного режима также  будет возможно индивидуальными  предпринимателями, привлекающими  наемных работников, средняя численность  которых не превышает 15 человек. Суммы  уплачиваемого патента в размере 90% будут формировать бюджеты  муниципальных образований, а 10% - бюджеты  субъектов Российской Федерации. С  введением нового специального налогового режима, как было уже официально объявлено и ранее, переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  с 2013 года станет добровольным, а по мере расширения сферы применения патентной  системы налогообложения данный режим будет отменен (предварительно с 2018 года). По упрощенной системе налогообложения, единому сельскохозяйственному  налогу, единому налогу на вмененный  доход для определенных видов  деятельности предполагается принятие мер, направленных на упрощение процедуры  перехода на них, а также на совершенствование  порядка исчисления и уплаты налогов, исключения двойного ведения бухгалтерского и налогового учета.

4. Развитие взаимосогласительных  процедур в налоговых отношениях.

Данное направление предполагает, прежде всего, внедрение комплекса  мер на развитие досудебного порядка  рассмотрения налоговых споров. В  частности, введение обязательной досудебной процедуры для всех актов налоговых  органов, действий или бездействия  должностных лиц налоговых органов; увеличение срока на подачу налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в  привлечении) к ответственности  за совершение налогового правонарушения с 10 дней до одного месяца; предоставление возможности кассационного обжалования  в Федеральную налоговую службу решений, вступивших в силу, при этом подача кассационной жалобы не лишает права налогоплательщика на подачу заявления в суд. Начатый в  последние годы процесс интенсификации информационного взаимодействия между  налоговыми органами и налогоплательщиками  будет продолжен в разрезе  дальнейшего развития доступной  информационной поддержки, системы  электронного документооборота и построения новых интерактивных Интернет-сервисов "Создай свой бизнес", представляющий собой пошаговую инструкцию по созданию и ведению бизнеса с точки  зрения налогообложения, а также "Личный кабинет налогоплательщика для  юридического лица" как продолжение  действующего в настоящее время  сервиса ""Личный кабинет налогоплательщика  для физических лиц".

В части мер, предусматривающих  повышение доходов бюджетной  системы Российской Федерации, планируется  внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Налогообложение природных  ресурсов.

2. Акцизное налогообложение.

3. Введение налога на  недвижимость.

4. Сокращение неэффективных  налоговых льгот и освобождений.

5. Совершенствование налога  на прибыль организаций.

6. Совершенствование налогового  администрирования.

7. Противодействие уклонению  от налогообложения с использованием  низконалоговых юрисдикций.

8. Страховые взносы на  обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование.

Рассмотрим наиболее значимые изменения в этой группе мер.

Прежде всего необходимо сказать, что в сфере налогообложения  природных ресурсов готовится внедрение  новых механизмов налогообложения  добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций как наиболее эффективной форме изъятия ренты  с экономической точки зрения и применяемой в налоговых  системах ряда развитых нефтедобывающих  стран. И еще одно важнейшее из планируемых нововведений для налогоплательщиков добывающей отрасли - это установление ставок НДПИ в зависимости от мировых  цен на соответствующие полезные ископаемые, доля экспорта которых  превышает 50 процентов.

Информация о работе Налоговая система России