Налоговая система страны, её структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выяснить сущность налоговой системы, определить её функции, виды налогов и проанализировать эффективность налоговой системы и пути её совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Определить сущность налоговой системы, её функции и структуру;
- Классифицировать налоги по видам;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................…………………………………………….5
1.Сущность налоговой системы, её функции и структура……………7
2.Налоги как элемент налоговой системы и их виды………………...13
3.Анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь и пути совершенствования………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Налоговая система РБ.docx

— 85.11 Кб (Скачать файл)

 

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

                                                           «К защите допускаю»

Кафедра

Экономической теории                               _______________

и мировой экономики                                «__»___________2008 г.

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Макроэкономика»

 

на тему: «Налоговая система страны, её структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси»

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

Минск

2008

 

РЕФЕРАТ

курсовой работы

«Налоговая система страны, её структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси»

Объём работы 36 страниц, в том числе 3 таблицы, 2 рисунка, 7 наименований литературы.

Ключевые слова: налог, налоговые отношения, функции налога, классификация налогов, налоговая служба, налогообложение, налоговая система.

 

В курсовой работе исследуется сущность налоговой системы, её структура, функции, анализ её эффективности и пути совершенствования.

В результате проведённого анализа сделаны следующие выводы:

  1. Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
  2. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Существуют следующие функции налогов: фискальная, стимулирующая, распределительная (перераспределительная), регулирующая.
  3. Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Налоги делятся по следующим признакам: объект налогообложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм, по принадлежности к уровню власти, в зависимости от источника уплаты, в зависимости от субъектов уплаты и др.
  4. Государством уже сегодня проведена значительная работа по созданию условий для формирования благоприятного инвестиционного климата и снижению налоговой нагрузки, которая в дальнейшем будет продолжена.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                ВВЕДЕНИЕ................…………………………………………….5

1.Сущность налоговой системы, её функции и структура……………7

2.Налоги как элемент налоговой системы и их виды………………...13

3.Анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь и пути совершенствования………………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………36

 

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

НДС – налог на добавленную стоимость

МНС – министерство по налогам и сборам

УСН – упрощённая система налогообложения

ИП – индивидуальный предприниматель

СЭЗ – свободная экономическая зона

ФСЗН – фонд социальной защиты населения

НК – налоговый кодекс

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема совершенствования налоговой системы, упрощения налогообложения, реформирования административных процедур – весьма популярная, злободневная и часто обсуждаемая.

Что сегодня представляет в целом система налогообложения в Беларуси, куда необходимо двигаться и, наконец, каковы место и влияние налогов в общеэкономическом механизме?

Иногда, исходя из некоторых публикаций и интервью в СМИ, складывается впечатление, что наше налоговое законодательство, система администрирования налогов настолько экзотичны и самобытны, что невольно задаёшься вопросом: как же мы ещё с кем-то торгуем, умудряемся что-то экспортировать, привлекать инвестиции, существовать в международной системе разделения труда?

Структура налогов в Беларуси имеет совершенно адаптированный к общеевропейской характер. Откажемся от последнего «оборотного» платежа, наведём порядок в системе взимания местных налогов и сборов, реформируем налог на недвижимость – чем уж тогда наша система налогообложения будет принципиально отлична от систем налогообложения большинства стран?

Предстоит немало поработать над улучшением налогового администрирования, приданием этому процессу ясности и прозрачности: платить налоги должно быть удобно.

Налоги должны быть публичны, удобны в уплате и справедливы, но не до примитивизма, это нереально, ведь экономика (а налоги – её часть) – весьма сложная и многогранная, где-то парадоксальная отрасль знаний.

Таким образом, стремиться надо к тому, чтобы налоговая система была справедливой, удобной для плательщиков, но одновременно эффективной и управляемой со стороны государства.

Целью курсовой работы является выяснить сущность налоговой системы, определить её функции, виды налогов и проанализировать  эффективность налоговой системы и пути её совершенствования.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- Определить сущность  налоговой системы, её функции  и структуру;

- Классифицировать налоги  по видам;

-Проанализировать эффективность  налоговой системы Республики  Беларусь;

- Определить пути совершенствования  налоговой системы в Республике Беларусь.

 

  1. Сущность налоговой системы, её функции и структура

Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы, принципы.

Налоговая система – совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях (Рис. 1)


 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    

 

Рис. 1. Налоговая система.

       Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

  • Порядок установления и ввода в действие налогов;
  • Виды налогов или система налогов; классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
  • Порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
  • Налоговые органы;
  • Права и обязанности налогоплательщиков;
  • Права и обязанности налоговых органов;
  • Ответственность участников налоговых отношений;
  • Защита прав и интересов налогоплательщиков;
  • Налоговое законодательство.

Каждое государство имеет свою систему налогов, или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В целях сравнимости и достижения единообразия в построении налоговых систем, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации. Республика Беларусь перешла в 1998г. на международные стандарты в области бюджетной классификации.

Участники налоговых отношений наделяются государством определённым объёмом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством.

Налоговый механизм – совокупность организационно-правовых норм, методов, форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.)

В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволял бы конкретно определить: обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; границы требований государства относительно имущества плательщика.

Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают, (Рис.2):

    • Субъект налога,
    • Предмет и объект налогообложения,
    • База налогообложения,
    • Источники выплаты налоговых платежей,
    • Ставка налога,
    • Налоговые льготы,
    • Налоговый и отчётный период,
    • Санкции,
    • Порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчётов в государственную инспекцию.

Совокупность инструментов налоговой системы, которая представляет собой налоговое обязательство, выражает взаимосвязь и взаимозависимость составляющих элементов налога как экономико-правового явления. В структуре налогового обязательства налоговая норма (налоговый закон, нормативный акт) определяет общие правила в налоговой сфере. Она устанавливается и утверждается в определённом порядке. Именно налоговая норма регулирует возникновение, изменение, исполнение и прекращение налоговых обязательств. Без налоговой нормы обязанность уплачивать налог не может считаться установленной в законном порядке и в рыночной экономике не влечёт за собой финансовых последствий для субъектов хозяйствования.

 






 









 











 

 

Рис. 2. Инструменты налоговой системы.

 

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс.

С 1 января 2004 г. вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Беларуси. В налоговом кодексе Республики Беларусь отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь (см. табл. 1)

 

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

  1. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными НК РБ признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РБ либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией, НК РБ, актами Президента.
  1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признаётся плательщиком.
  1. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
  1. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК РБ и таможенным законодательством.
  1. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате:
    • наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь;
    • наносящих ущерб политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство республики;
    • наносящих ущерб её территориальной целостности;
    • ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Беларуси;
    • создающих в нарушение Конституции и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещённой законодательными актами.

 

Табл.1. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

          Согласно НК (статья 42) «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).  В случаях, установленных Кодексом, на плательщиков (иных обязанных лиц) может возлагаться обязанность по уплате налога или сбора в течение налогового периода».

Согласно НК РБ (статья 63) «налоговой декларацией (расчётом) признаётся письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществлённых расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).  

Налоговая декларация (расчёт) представляется:

  • Каждым плательщиком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, если иное не установлено налоговым законодательством;
  • По установленной форме в налоговый орган по месту постановки на учёт плательщика (иного обязанного лица) в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством».

Согласно НК РБ (статья 36) «налоговым обязательством признаётся обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определённый налог, сбор (пошлину). Основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок и условия исполнения налогового обязательства определяются налоговым законодательством, а в отношении таможенных платежей – также и таможенным законодательством.

Налоговое обстоятельство:

  • Возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины);
  • Прекращается его исполнением плательщиком (иным обязанным лицом) либо с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине)».

Налоговое бремя – обобщённая характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространённым показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП. В развитых странах доля налогов в ВВП колеблется от 30 до 55%.

Информация о работе Налоговая система страны, её структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси