МИНСКИЙ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
«К защите допускаю»
Кафедра
Экономической теории
_______________
и мировой экономики
«__»___________2008 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Макроэкономика»
на тему:
«Налоговая система страны, её структура,
принципы построения и направления совершенствования
в Беларуси»
Минск
2008
РЕФЕРАТ
курсовой
работы
«Налоговая
система страны, её структура, принципы
построения и направления совершенствования
в Беларуси»
Объём работы 36 страниц, в том
числе 3 таблицы, 2 рисунка, 7 наименований
литературы.
Ключевые слова: налог, налоговые
отношения, функции налога, классификация
налогов, налоговая служба, налогообложение,
налоговая система.
В курсовой работе исследуется
сущность налоговой системы, её структура,
функции, анализ её эффективности и пути
совершенствования.
В результате проведённого
анализа сделаны следующие выводы:
- Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организацией и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления денежных средств
в республиканский и (или) местные бюджеты.
- Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения
его свойств. Существуют следующие функции налогов: фискальная, стимулирующая, распределительная (перераспределительная), регулирующая.
- Классификация налогов – это группировка налогов по различным
признакам. Налоги делятся по следующим
признакам: объект налогообложения, особенности
ставки, полнота прав соответствующих
бюджетов в использовании поступающих
налоговых сумм, по принадлежности к уровню
власти, в зависимости от источника уплаты,
в зависимости от субъектов уплаты и др.
- Государством уже сегодня проведена
значительная работа по созданию условий
для формирования благоприятного инвестиционного
климата и снижению налоговой нагрузки,
которая в дальнейшем будет продолжена.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................…………………………………………….5
1.Сущность
налоговой системы, её функции и структура……………7
2.Налоги
как элемент налоговой системы и их виды………………...13
3.Анализ
эффективности налоговой системы Республики
Беларусь и пути совершенствования………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………36
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ
ОБОЗНАЧЕНИЙ
НДС – налог на добавленную
стоимость
МНС – министерство по налогам
и сборам
УСН – упрощённая система налогообложения
ИП – индивидуальный предприниматель
СЭЗ – свободная экономическая
зона
ФСЗН – фонд социальной защиты
населения
НК – налоговый кодекс
ВВЕДЕНИЕ
Тема совершенствования налоговой
системы, упрощения налогообложения, реформирования
административных процедур – весьма популярная,
злободневная и часто обсуждаемая.
Что сегодня представляет в
целом система налогообложения в Беларуси,
куда необходимо двигаться и, наконец,
каковы место и влияние налогов в общеэкономическом
механизме?
Иногда, исходя из некоторых
публикаций и интервью в СМИ, складывается
впечатление, что наше налоговое законодательство,
система администрирования налогов настолько
экзотичны и самобытны, что невольно задаёшься
вопросом: как же мы ещё с кем-то торгуем,
умудряемся что-то экспортировать, привлекать
инвестиции, существовать в международной
системе разделения труда?
Структура налогов в Беларуси
имеет совершенно адаптированный к общеевропейской
характер. Откажемся от последнего «оборотного»
платежа, наведём порядок в системе взимания
местных налогов и сборов, реформируем
налог на недвижимость – чем уж тогда
наша система налогообложения будет принципиально
отлична от систем налогообложения большинства
стран?
Предстоит немало поработать
над улучшением налогового администрирования,
приданием этому процессу ясности и прозрачности:
платить налоги должно быть удобно.
Налоги должны быть публичны,
удобны в уплате и справедливы, но не до
примитивизма, это нереально, ведь экономика
(а налоги – её часть) – весьма сложная
и многогранная, где-то парадоксальная
отрасль знаний.
Таким образом, стремиться надо
к тому, чтобы налоговая система была справедливой,
удобной для плательщиков, но одновременно
эффективной и управляемой со стороны
государства.
Целью курсовой работы является
выяснить сущность налоговой системы,
определить её функции, виды налогов и
проанализировать эффективность налоговой
системы и пути её совершенствования.
Для достижения поставленной
цели в работе ставятся следующие задачи:
- Определить сущность
налоговой системы, её функции
и структуру;
- Классифицировать налоги
по видам;
-Проанализировать эффективность
налоговой системы Республики
Беларусь;
- Определить пути совершенствования
налоговой системы в Республике
Беларусь.
Сущность налоговой системы,
её функции и структура
Понятие «налоговая система»
является дальнейшим развитием и конкретизацией
понятия «налоги». Если налоги рассматриваются
как финансовые отношения налогоплательщиков
с бюджетом по поводу формирования централизованных
фондов финансовых ресурсов и их концентрации
в госбюджете и во внебюджетных фондах,
то налоговая система развивает и конкретизирует
этот процесс, определяя задачи, формы,
методы, принципы.
Налоговая система – совокупность
налогов, пошлин, сборов, взимаемых на
территории государства в соответствии
с налоговым законодательством, а также
совокупность норм и правил, форм и методов,
определяющих правомочие и систему ответственности
сторон, участвующих в налоговых правоотношениях
(Рис. 1)
Рис. 1. Налоговая
система.
Экономическая
и юридическая наука выделяют следующие
общие характеристики налоговой системы:
- Порядок установления и ввода в действие
налогов;
- Виды налогов или система налогов; классификация
налогов в соответствии с национальной
бюджетной классификацией;
- Порядок распределения налогов между
звеньями бюджетной системы;
- Налоговые органы;
- Права и обязанности налогоплательщиков;
- Права и обязанности налоговых органов;
- Ответственность участников налоговых
отношений;
- Защита прав и интересов налогоплательщиков;
- Налоговое законодательство.
Каждое
государство имеет свою систему налогов,
или перечень законодательно установленных
налогов. Их количество варьирует в зависимости
от многих обстоятельств экономического
и исторического характера. В целях сравнимости
и достижения единообразия в построении
налоговых систем, к чему обязывают интеграционные
процессы и нормы международного финансового
права, все налоги подразделяются по критериям
бюджетной классификации. Республика
Беларусь перешла в 1998г. на международные
стандарты в области бюджетной классификации.
Участники
налоговых отношений наделяются государством
определённым объёмом прав и обязанностей.
Они закрепляются налоговым законодательством.
Налоговый механизм – совокупность
организационно-правовых норм, методов,
форм государственного управления налогообложением
через систему надстроечных инструментов
(налоговых ставок, налоговых льгот, способов
обложения и др.)
В законе
о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий
набор сведений, который позволял бы конкретно
определить: обязанное лицо, размер обязательства
и порядок его исполнения; границы требований
государства относительно имущества плательщика.
Инструментами
налогового механизма или элементами
налоговой системы выступают, (Рис.2):
- Субъект налога,
- Предмет и объект налогообложения,
- База налогообложения,
- Источники выплаты налоговых платежей,
- Ставка налога,
- Налоговые льготы,
- Налоговый и отчётный период,
- Санкции,
- Порядок уплаты и сроки перечисления
налоговых платежей и предоставления
отчётов в государственную инспекцию.
Совокупность инструментов
налоговой системы, которая представляет
собой налоговое обязательство, выражает
взаимосвязь и взаимозависимость составляющих
элементов налога как экономико-правового
явления. В структуре налогового обязательства
налоговая норма (налоговый закон, нормативный
акт) определяет общие правила в налоговой
сфере. Она устанавливается и утверждается
в определённом порядке. Именно налоговая
норма регулирует возникновение, изменение,
исполнение и прекращение налоговых обязательств.
Без налоговой нормы обязанность уплачивать
налог не может считаться установленной
в законном порядке и в рыночной экономике
не влечёт за собой финансовых последствий
для субъектов хозяйствования.
Рис.
2. Инструменты налоговой системы.
Налоговая система Республики
Беларусь была сформирована в 1992 г. в условиях
разрыва экономических связей между республиками,
входившими ранее в единый народнохозяйственный
комплекс.
С 1 января 2004 г. вступила в силу
Общая часть Налогового кодекса Республики
Беларусь, которая составляет основу налоговой
системы Беларуси. В налоговом кодексе
Республики Беларусь отражены основные
принципы налогообложения Республики
Беларусь (см. табл. 1)
Основные принципы налогообложения в
Республике Беларусь |
- Ни на кого не может быть возложена обязанность
уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также
обладающие установленными НК РБ признаками
налогов, сборов (пошлин) иные взносы и
платежи, не предусмотренные НК РБ либо
установленные в ином порядке, чем это
определено Конституцией, НК РБ, актами
Президента.
|
- Каждое лицо обязано уплачивать законно
установленные налоги, сборы (пошлины),
по которым это лицо признаётся плательщиком.
|
- Налогообложение в Республике Беларусь
основывается на признании всеобщности
и равенства.
|
- Допускается установление особых видов
таможенных пошлин либо дифференцированных
ставок таможенных пошлин в зависимости
от страны происхождения товаров в соответствии
с НК РБ и таможенным законодательством.
|
- Не допускается установление налогов,
сборов (пошлин) и льгот по их уплате:
- наносящих ущерб национальной безопасности
Республики Беларусь;
- наносящих ущерб политической и экономической
стабильности, в том числе нарушающих
единое экономическое пространство республики;
- наносящих ущерб её территориальной
целостности;
- ограничивающих свободное передвижение
физических лиц, перемещение товаров (работ,
услуг) или финансовых средств в пределах
территории Беларуси;
- создающих в нарушение Конституции и
принятых в соответствии с ней законодательных
актов иные препятствия для осуществления
предпринимательской и другой деятельности
организаций и физических лиц, кроме запрещённой
законодательными актами.
|
Табл.1. Основные
принципы налогообложения в Республике
Беларусь
Согласно НК (статья 42) «под налоговым
периодом понимается календарный год
или иной период времени, определяемый
применительно к каждому конкретному
налогу, сбору (пошлине), по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется
сумма этого налога, сбора (пошлины).
В случаях, установленных Кодексом, на
плательщиков (иных обязанных лиц) может
возлагаться обязанность по уплате налога
или сбора в течение налогового периода».
Согласно НК РБ (статья 63) «налоговой
декларацией (расчётом) признаётся письменное
заявление плательщика (иного обязанного
лица) на бланке установленной формы о
полученных доходах и осуществлённых
расходах, источниках доходов, налоговых
льготах и исчисленной сумме налога, сбора
(пошлины) и (или) других данных, необходимых
для исчисления и уплаты налога, сбора
(пошлины).
Налоговая декларация (расчёт)
представляется:
- Каждым плательщиком (иным обязанным
лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине),
в отношении которых он признан плательщиком,
если иное не установлено налоговым законодательством;
- По установленной форме в налоговый орган
по месту постановки на учёт плательщика
(иного обязанного лица) в порядке и сроки,
установленные налоговым законодательством».
Согласно НК РБ (статья 36) «налоговым
обязательством признаётся обязанность
плательщика (иного обязанного лица) при
наличии обстоятельств, установленных
налоговым законодательством, уплатить
определённый налог, сбор (пошлину). Основания
возникновения, изменения и прекращения,
а также порядок и условия исполнения
налогового обязательства определяются
налоговым законодательством, а в отношении
таможенных платежей – также и таможенным
законодательством.
Налоговое обстоятельство:
- Возлагается на плательщика (иное обязанное
лицо) с момента возникновения обстоятельств,
предусматривающих уплату соответствующего
налога, сбора (пошлины);
- Прекращается его исполнением плательщиком
(иным обязанным лицом) либо с возникновением
обстоятельств, с которыми налоговое законодательство
связывает прекращение налогового обязательства
по данному налогу, сбору (пошлине)».
Налоговое бремя – обобщённая характеристика
действия налогов, указывающая на долю
изъятий в совокупном доходе государства,
а также в доходах отдельных категорий
плательщиков. Наиболее распространённым
показателем налогового бремени является
доля налогов в ВВП. В развитых странах
доля налогов в ВВП колеблется от 30 до
55%.