Налоговая система страны, её структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выяснить сущность налоговой системы, определить её функции, виды налогов и проанализировать эффективность налоговой системы и пути её совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Определить сущность налоговой системы, её функции и структуру;
- Классифицировать налоги по видам;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................…………………………………………….5
1.Сущность налоговой системы, её функции и структура……………7
2.Налоги как элемент налоговой системы и их виды………………...13
3.Анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь и пути совершенствования………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Налоговая система РБ.docx

— 85.11 Кб (Скачать файл)

В течение 1997 - 2001 гг. были осуществлены следующие крупные преобразования налоговой системы:

с 1997 г. отменен сбор на содержание государственной пожарной службы и налоги на валютную выручку, отчисления в фонд содействия конверсии военного производства;

Декретом Президента Республики Беларусь от 10.03.1997 N 6 "Об упорядочении предоставления льгот юридическим и физическим лицам Республики Беларусь по налогам и таможенным платежам" установлен единый унифицированный порядок предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот, направленный на ограничение их применения;

В течение 1998 - 2001 гг. практически все внебюджетные фонды (за исключением Фонда социальной защиты населения) были преобразованы в целевые бюджетные фонды, ставка чрезвычайного налога снижена до 4%;

С начала 1998 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь "Об акцизах", предусматривающая введение ставок по ряду подакцизных товаров и применение общепринятых механизмов взимания акцизных сборов;

С 1999 г. введен налог с продаж автомобильного топлива, зачисляемый в дорожные фонды, с одновременной отменой отчислении от доходов по эксплуатации автомобильного транспорта;

С начала 1999 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь "О подоходном налоге с физических лиц", в соответствии с которой осуществлен переход к исчислению этого налога исходя из совокупного годового дохода и введено всеобщее декларирование доходов, существенно либерализована шкала ставок этого налога (максимальная предельная ставка снижена до 30%);

С 1 января 2000 г. новой редакцией Закона Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" введена общепринятая в мировой практике зачетная система взимания налога на добавленную стоимость;

Одновременно с введением новой системы взимания налога на добавленную стоимость Декретом Президента Республики Беларусь от 23.12.1999 N 43 изменен порядок налогообложения банков, страховых и других финансовых организаций, а также доходов юридических лиц от операций с ценными бумагами. Вместо налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для них был введен специальный налог на доходы, уплачиваемый банками, страховыми и другими финансовыми организациями в размере 30% с налоговой базы, включающей помимо прибыли расходы на оплату труда, амортизацию и износ нематериальных активов. Ставка налога на доходы юридических лиц по операциям с ценными бумагами установлена в размере 40%.

В результате всех проведенных преобразований в республике к началу 2001 г. была сформирована новая структура налогообложения, практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, которая, несмотря на ее объемность, позволяла плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств. Тем не менее уже на данном этапе явно просматривалась необходимость дальнейшего сокращения количества налогов, рационализации их структуры, оптимизации налогооблагаемой базы, упрощения механизма исчисления и процедуры взимания.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 08.08.2001 N 427 "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы" начался второй этап реформирования налоговой системы республики. В частности, были поставлены задачи реформирования не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь.

Достижение поставленных целей намечалось посредством:

  • введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • совершенствования структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращения количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
  • существенной модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как налог на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;
  • выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций;
  • установления оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечения эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

Кроме того, данным программным документом было определено, что реформирование налоговой системы должно быть направлено на обеспечение устойчивого экономического роста, снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства.

Первым результатом работы в обозначенном направлении стало принятие и введение в действие с 1 января 2004 г. Общей части Налогового кодекса. В данном акте законодательства были систематизированы и законодательно закреплены основные понятия, термины, категории, составляющие фундамент налоговых отношений, а также определен исчерпывающий перечень республиканских и местных налогов, сборов и пошлин, установлены единые принципы налогообложения.

Введение в действие Общей части Налогового кодекса явилось одним из ключевых моментов унификации налоговых законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации. Наметились реальные возможности для осуществления перехода к единой налоговой политике, единым принципам взимания налогов вне зависимости от местонахождения налогоплательщиков на территории Союзного государства, в том числе в вопросах порядка установления налогов, учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением налогового законодательства.

Работа над Особенной частью Налогового кодекса, где будут определены конкретные механизмы исчисления и уплаты каждого налога и сбора, продолжается в настоящее время.

Кроме этого  в Республике Беларусь значительное внимание уделялось вопросам совершенствования введенного в 2000 г. зачетного метода исчисления налога на добавленную стоимость, а также велась работа по переходу на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения в торговых взаимоотношениях с Российской Федерацией. Вся сложность решения этого вопроса заключалась в том, что между Республикой Беларусь и Российской Федерацией как членов Союзного государства отсутствуют пограничный и таможенный контроль, а значит, нужно было создавать особый механизм контроля за движением товарных потоков между государствами и уплатой косвенных налогов.

Заключительным этапом в этой работе явилось подписание 15 августа 2004 г. Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг и создание механизма контроля за взиманием косвенных налогов с участием налоговых органов обоих государств. В соответствии с Соглашением при экспорте товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и освобождение от акцизов при условии подтверждения факта экспорта.

Значимость этого события заключалась в том, что Российская Федерация является основным внешнеторговым партнером Республики Беларусь и взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, как показывали расчеты, должно было привести к росту поступлений данных налогов в бюджет республики. Расчеты подтвердились: в результате перехода на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения во взаимной торговле с Российской Федерацией наметился устойчивый прирост поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет республики Беларусь.

Помимо вышеуказанного в течение 2001 - 2005 гг. были осуществлены следующие крупные преобразования в налоговой сфере:

  • расширена база налогообложения действующих платежей в бюджет посредством сокращения льгот по налоговым платежам как индивидуального, так и категориального характера;
  • снижены ставки налога на прибыль с 30 до 24%, единого налога с производителей сельскохозяйственной продукции с 5 до 2% , налога на добавленную стоимость с 20 до 18% ;
  • вместо взимания налога на приобретение бензина и дизельного топлива и налога с продаж автомобильного топлива увеличены на эквивалентную сумму акцизы на автомобильное топливо;
  • отменены сборы на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в результате чего общая ставка целевых платежей с выручки уменьшена с 3,9 до 3%;
  • отменены сборы с физических лиц в пунктах пропуска при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь.

В результате данных преобразований на начало 2006 г. сформировалась новая структура налогообложения. При этом, подводя итоги 15-летнего развития налоговой системы Республики Беларусь, можно с уверенностью сказать, что на данном этапе она приобрела такие важные черты, как выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов.

С 2006 г. работа по дальнейшему совершенствованию налоговой системы приобрела более активный характер. В целях выполнения поручения Главы государства по радикальному упрощению налоговой системы постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2006 N 741 создана рабочая группа для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь, основной задачей которой является выработка предложений стратегического и стимулирующего характера об обеспечении стабильности налоговой политики, исключении множественности документов в сфере налогообложения, а также принятие реальных мер по упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки на экономику.

Предложения по совершенствованию налогового законодательства были направлены на упрощение как налоговой системы Республики Беларусь в целом, так и порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, а также на решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства.

В целях дополнительного придания налоговым законам характера законодательных актов прямого действия и обеспечения на этой основе более простого, четкого и стабильного регулирования соответствующих вопросов налогообложения с 1 января 2007 г. в законы были включены нормы, установленные инструктивными документами Министерства по налогам и сборам и иными подзаконными актами. В наибольшей степени такие дополнения были внесены в Законы Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах" и "О налогах на доходы и прибыль".

В результате количество нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь сокращено на 87. Работа в этом направлении будет завершена в полном объеме с принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Кроме того, Министерством финансов учтены предложения Министерства по налогам и сборам, и с 1 января 2007 г. отменены чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости, республиканский сбор за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств, налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов (дивиденды включаются в прибыль и облагаются налогом на прибыль), сбор на организацию заготовки и использования стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья (включен в состав экологического налога). Упрощен порядок взимания экологического налога, отменено взимание акцизов на ювелирные изделия.

Радикального упрощения требует порядок взимания экологического налога.

В настоящее время согласно Закону Республики Беларусь "О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)" экологический налог состоит из 8 видов платежей, по которым плательщики заполняют 12 налоговых деклараций.

На плательщика практически возложена обязанность распределять экологический налог между бюджетами по отдельным направлениям и статьям расходов (на переработку стекла, картона, пластмассы и т.п.).

Таким образом, исчисление экологического налога все больше усложняется, в то время как поступления от него в бюджет составляют только 2,4% поступлений, контролируемых налоговыми органами.

В условиях постоянного усложнения экологического налога меры, принимаемые по упрощению взимания других налогов и сборов, не в состоянии привести к упрощению налоговой системы в целом.

В целях радикального упрощения взимания экологического налога, освобождения плательщиков от выполнения несвойственных им обязанностей регулирования межбюджетных отношений Министерство предлагает вместо экологического налога взимать с плательщиков сбор на восстановление окружающей среды в процентах от себестоимости произведенной продукции (работ, услуг), а в торговле - от покупной стоимости товаров. Такой подход представляется справедливым, так как чем больше предприятие производит продукции (работ, услуг), реализует товаров, тем больше потребляет природных ресурсов и загрязняет окружающую среду.

Этот налог должен поступать единым платежом в фонд охраны природы и использоваться по направлениям, определяемым Министерством финансов совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Следует отметить, что определение размера выбросов вредных веществ в окружающую среду требует специальных знаний технологии производства и должно проводиться технологическими, а не бухгалтерскими службами организаций. Соответственно и государственный контроль за соблюдением установленных лимитов выбросов целесообразно поручить не налоговым органам, в составе которых нет соответствующих специалистов, а органам охраны окружающей среды.

Это позволит, с одной стороны, упростить налоговое законодательство, а с другой стороны -создать комплексную и всестороннюю систему мониторинга и охраны окружающей среды под руководством Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Постоянно ставится вопрос ограничения количества прочих налогов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь.

Так, с 1 января 2008 г. отменён ещё ряд платежей (налог с пользователей автомобильных дорог, отчисления в фонд развития строительной науки, местные сборы за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за осуществление строительства объектов на территории таких единиц и за размещение наружной рекламы на иностранных языках).

Информация о работе Налоговая система страны, её структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси