Налоговая система страны, её структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выяснить сущность налоговой системы, определить её функции, виды налогов и проанализировать эффективность налоговой системы и пути её совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Определить сущность налоговой системы, её функции и структуру;
- Классифицировать налоги по видам;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................…………………………………………….5
1.Сущность налоговой системы, её функции и структура……………7
2.Налоги как элемент налоговой системы и их виды………………...13
3.Анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь и пути совершенствования………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Налоговая система РБ.docx

— 85.11 Кб (Скачать файл)

        В последние годы появился особый вид межгосударственных     налогов. В Европейском сообществе действует единый налог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества.

Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закреплённых и регулирующих.

Закреплённые налоги представляют собой налоги, которые полностью в твёрдо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги – налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утверждённым в установленном порядке на очередной финансовый год.

Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от трёх способов налогоизъятия.

Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от её качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры ведутся государственными органами.

На таких же принципах построен и используется для исчисления платежей за землю земельный кадастр в Беларуси. В нём представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определённые недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при налогообложении подушным налогам.

Второй способ (декларационный) предусматривает подачу плательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта налогообложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.

Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника выплаты дохода. Таким способом уплачиваются подоходный налог, налог с доходов иностранной организации. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится предприятием – налоговым агентом в бюджет. В современных условиях тот способ сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы уплаты  налога:

  • Наличный платёж, когда плательщик вносит в бюджет государства определённую сумму денег в наличной форме;
  • Безналичный платёж, когда происходит перечисление через банк со счёта плательщика на счёт бюджета;
  • Гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.
  1. Анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь и пути её совершенствования

          Есть основание говорить об эффективности налоговой системы в широком и в узком смысле слова.

В широком смысле слова эффективность налоговой системы обнаруживается через её способность выполнять возложенные на неё  функции. При таких оценках прежде всего обращают внимание на исключение «утечек» налоговых поступлений и на размеры административных расходов, связанных с содержанием налоговой системы.

Так как ситуация непрерывно изменяется, то существует необходимость постоянного совершенствования налоговой системы с учётом перспектив развития национальной экономики.

Безусловно, налоговая система оказывает значительное воздействие на экономические процессы. Но не станем переоценивать преобразующий потенциал налоговой системы, приписывать ей несвойственные «оздоровительные» функции. К примеру, отсутствие эффективного собственника невозможно компенсировать лишь реформированием налоговой системы. Здесь нужны иные действия – реформирование экономических отношений. К тому же само отсутствие такого рачительного хозяина значительно сдерживает модернизацию существующей налоговой системы. Даже проблему ухода в тень определённой части предпринимательства невозможно решить лишь за счёт уменьшения налоговой нагрузки.

В узком смысле слова эффективность налоговой системы определяется наличием оптимальных внутрисистемных характеристик, исключением внутренних противоречий. Например, таких как наличие оптимального соотношения прямых и косвенных налогов, налогов с юридических и физических лиц, масштаб налоговых льгот, характер применяемых штрафных санкций, уровень сложности расчёта налогооблагаемой базы, а также наличия лазеек для ухода от налогообложения.

Следует отметить, что действующий в нашей республике налоговый механизм не полностью отвечает рыночным требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов ограничивает их финансовые возможности обеспечения роста производства. Частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное воздействие на экономику: ослабляет эффективность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций. Отрицательно сказывается на деятельности  предприятий  в Республике Беларусь нестабильность политической и экономической ситуации в стране, частые изменения нормативной базы, противоречивость документов по одному и тому же вопросу, несогласованность действий различных государственных органов.

В современных условиях задачами налоговой политики Беларуси являются: обеспечение государства финансовыми ресурсами; создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом и региональном разрезах; сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Основу налоговой политики и налогового механизма государства составляет стратегическая концепция. Правильность концепции проверяется практикой.

Сложились два основных вида фискальной политики, оценка которых происходит при сравнении планируемых стратегий сбора налоговых поступлений и государственных расходов с фактическими результатами: 1) сдерживающая, или жёсткая; 2) стимулирующая, или мягкая.

Рассмотрим вариант стимулирующей налоговой политики. Правительство проводит ряд мер по уменьшению количества налогов . В первую очередь на предприятии снижается доля косвенных налогов, включаемых в цену. Следовательно, увеличиваются и выручка от реализации продукции, и количество продаж, но с более высоким темпом по сравнению со снижением налогов. Тем самым опять возрастает доля налогов, перечисляемых предприятием в бюджет. В то же время при увеличении выручки уменьшается доля условно-постоянных затрат на единицу продукции в себестоимости, при неизменности цены. Значит, у предприятия появляется возможность увеличить заработную плату как за счёт роста производства, так и за счёт экономии условно-постоянных затрат на единицу продукции.

Следовательно, растут доходы как предприятий, так и располагаемый доход населения. В результате растут поступления в бюджет налогов как прямых, так и косвенных. Причём фактические налоговые поступления приводят к сбалансированному бюджету намного раньше по времени, чем плановые показатели.

При сдерживающей политике наблюдаются обратные результаты: за счёт увеличения налогов падают как доходы предприятий, так и располагаемый доход населения. Покупательская способность снижается, а значит, снижаются и поступления в бюджет. В результате наблюдается дефицит бюджета, причём фактические налоговые поступления приводят к сбалансированному бюджету намного позже, чем плановые показатели. Такая ситуация характерна для Республики Беларусь.

В реальных условиях  экономики страны в условиях переходного периода не представляется возможным свести к оптимальному уровню заимствования не только из налоговых, но и из других источников. Следует иметь ввиду и давление на государственные  финансы постоянно увеличивающегося государственного долга, что типично для многих посткоммунистических государств. Столкнувшись с проблемой разбалансированности государственных финансов, проявляющейся в превышении расходов над доходами, поступающими преимущественно в виде налогов, правительство прибегает к заимствованию у банковского сектора. И это происходит в условиях довольно высокого уровня инфляции. В Республике Беларусь сохраняется достаточно большая доля  государственного сектора в экономике. Правительство вынуждено искать всевозможные способы финансовой поддержки низкорентабельных и убыточных производств, оказавшимися таковыми вследствие объективных и субъективных факторов, не останавливаясь перед давлением на коммерческие банки. Те же вынуждены предоставлять предприятиям невыгодные для себя кредиты. Убыточные для банков кредиты, государственный долг, отрицательное сальдо  платежного баланса стимулируют снижение курса национальной валюты. Налоги поступают в бюджет в обесцененных деньгах, в то время как расходы надо производить уже по новым, более высоким ценам.

В сложившихся сложных экономических условиях очень важно совершенствовать налоговую систему. Ведь, изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Цель такого регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных и региональных направлений движения капитала. О том, что конкретно предпринималось нашим  государством в этом направлении будет изложено ниже.

Очень часто вывод о наличии в стране «хорошей» или «плохой» налоговой системы определяется в первую очередь с учётом степени налоговой нагрузки. Во многих процветающих странах уровень налогового бремени выше, чем в Беларуси, в некоторых – ниже. Например, в 2002г., в США, Японии, уровень налогов не достигает 27 % к ВВП, во Франции, Финляндии, Австрии, Бельгии и Италии – 42-48 %, а в Дании и Швеции -48-50%.

Официальная статистика оценивает тяжесть налогового бремени на макроуровне как отношение общей суммы налогов и сборов к ВВП (табл.3)

 

Годы

Темпы роста ВВП

Налоговая нагрузка без учёта ФСЗН

Налоговая нагрузка с учётом ФСЗН

1993

92,4

39,9

49,6

1994

87,4

40,1

50,3

1995

89,6

32,1

46,9

1996

102,8

28,5

46,7

1997

11,4

31,2

41,9

1998

108,4

31,4

41,1

1999

103,4

31,2

42,4

2000

106,0

33,4

42,2

2001

104,1

30,2

41,5

2002

104,7

28,3

39,7

2003

106,8

29,3

40,7

2004

105,4

31,7

-

2005

108,5

34,3

-

2006

108,6

34,0

-


 

Табл.3. Налоговая нагрузка по Республике Беларусь за 1993 – 2006гг.(% ВВП)

 

В динамике налоговой нагрузки на экономику республики в 2001 г. произошли позитивные изменения: она снизилась с 42,2 до 41,5% ВВП. Это довольно заметное снижение, которое произошло в первую очередь за счёт уменьшения платежей из выручки и применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте продукции в дальнее зарубежье.

В 2002г.  отмечается также падение нагрузки с 41,5 до 39,5% ВВП, однако в 2003г. налоговая нагрузка возросла до 40,7% ВВП.

     Наиболее наглядно очертить контуры реформирования налоговой системы нашей страны и показать наиболее прогрессивные направления ее совершенствования можно только сквозь призму истории, так как именно в ее контексте можно четче увидеть все то, что уже сделано, и понять то, что еще необходимо сделать.

Первый этап реформирования созданной в 1992 - 1994 гг. налоговой системы начался с принятия Указа Президента Республики Беларусь от 14.11.1996 N 464, которым были утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы, предусматривающие конкретные меры по преобразованию налоговой системы страны. Главными ориентирами служили классические принципы построения налоговых систем, но с учетом особенностей развития национальной экономики на текущем этапе. В частности, указанным документом были определены следующие основные задачи:

совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений в различного рода целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

  • введение общепринятых правовых норм и принципов налогообложения;
  • существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;
  • пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам для расширения их налоговой базы с целью обеспечения возможности снижения ставок и дальнейшего количества налогов и сборов;
  • поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

Кроме того, при рассмотрении этих проблем требовалось найти такое решение, которое бы смогло обеспечить рациональное сочетание общегосударственных и местных интересов.

Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно. В качестве основной формы решения была избрана подготовка проекта Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного по основным принципам и положениям с аналогичным документом, уже действующим в Российской Федерации. С введением кодекса планировалось реально повысить эффективность налоговой системы: с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой - снизить налоговое давление на экономику и ограничить негативное воздействие налогов на рост производства, инвестиций и экспорта.

Информация о работе Налоговая система страны, её структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси