Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 11:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является выяснить сущность налоговой системы, определить её функции, виды налогов и проанализировать эффективность налоговой системы и пути её совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Определить сущность налоговой системы, её функции и структуру;
- Классифицировать налоги по видам;
ВВЕДЕНИЕ................…………………………………………….5
1.Сущность налоговой системы, её функции и структура……………7
2.Налоги как элемент налоговой системы и их виды………………...13
3.Анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь и пути совершенствования………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………36
В последние годы появился особый вид межгосударственных налогов. В Европейском сообществе действует единый налог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества.
Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закреплённых и регулирующих.
Закреплённые налоги представляют собой налоги, которые полностью в твёрдо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.
Регулирующие налоги – налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утверждённым в установленном порядке на очередной финансовый год.
Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от трёх способов налогоизъятия.
Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от её качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры ведутся государственными органами.
На таких же принципах построен и используется для исчисления платежей за землю земельный кадастр в Беларуси. В нём представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определённые недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при налогообложении подушным налогам.
Второй способ (декларационный) предусматривает подачу плательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта налогообложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.
Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника выплаты дохода. Таким способом уплачиваются подоходный налог, налог с доходов иностранной организации. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится предприятием – налоговым агентом в бюджет. В современных условиях тот способ сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы уплаты налога:
Очень часто вывод о наличии в стране «хорошей» или «плохой» налоговой системы определяется в первую очередь с учётом степени налоговой нагрузки. Во многих процветающих странах уровень налогового бремени выше, чем в Беларуси, в некоторых – ниже. Например, в 2002г., в США, Японии, уровень налогов не достигает 27 % к ВВП, во Франции, Финляндии, Австрии, Бельгии и Италии – 42-48 %, а в Дании и Швеции -48-50%.
Годы |
Темпы роста ВВП |
Налоговая нагрузка без учёта ФСЗН |
Налоговая нагрузка с учётом ФСЗН |
1993 |
92,4 |
39,9 |
49,6 |
1994 |
87,4 |
40,1 |
50,3 |
1995 |
89,6 |
32,1 |
46,9 |
1996 |
102,8 |
28,5 |
46,7 |
1997 |
11,4 |
31,2 |
41,9 |
1998 |
108,4 |
31,4 |
41,1 |
1999 |
103,4 |
31,2 |
42,4 |
2000 |
106,0 |
33,4 |
42,2 |
2001 |
104,1 |
30,2 |
41,5 |
2002 |
104,7 |
28,3 |
39,7 |
2003 |
106,8 |
29,3 |
40,7 |
2004 |
105,4 |
31,7 |
- |
2005 |
108,5 |
34,3 |
- |
2006 |
108,6 |
34,0 |
- |
Табл.3. Налоговая нагрузка по Республике Беларусь за 1993 – 2006гг.(% ВВП)
В динамике налоговой нагрузки на экономику республики в 2001 г. произошли позитивные изменения: она снизилась с 42,2 до 41,5% ВВП. Это довольно заметное снижение, которое произошло в первую очередь за счёт уменьшения платежей из выручки и применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте продукции в дальнее зарубежье.
В 2002г. отмечается также падение нагрузки с 41,5 до 39,5% ВВП, однако в 2003г. налоговая нагрузка возросла до 40,7% ВВП.
Наиболее наглядно очертить контуры реформирования налоговой системы нашей страны и показать наиболее прогрессивные направления ее совершенствования можно только сквозь призму истории, так как именно в ее контексте можно четче увидеть все то, что уже сделано, и понять то, что еще необходимо сделать.
Первый этап реформирования созданной в 1992 - 1994 гг. налоговой системы начался с принятия Указа Президента Республики Беларусь от 14.11.1996 N 464, которым были утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы, предусматривающие конкретные меры по преобразованию налоговой системы страны. Главными ориентирами служили классические принципы построения налоговых систем, но с учетом особенностей развития национальной экономики на текущем этапе. В частности, указанным документом были определены следующие основные задачи:
совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений в различного рода целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
Кроме того, при рассмотрении этих проблем требовалось найти такое решение, которое бы смогло обеспечить рациональное сочетание общегосударственных и местных интересов.
Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно. В качестве основной формы решения была избрана подготовка проекта Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного по основным принципам и положениям с аналогичным документом, уже действующим в Российской Федерации. С введением кодекса планировалось реально повысить эффективность налоговой системы: с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой - снизить налоговое давление на экономику и ограничить негативное воздействие налогов на рост производства, инвестиций и экспорта.