Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:33, реферат

Описание работы

В методологии прогнозирования и планирования налоговых доходов и налоговых поступлений в бюджетную систему важная роль принадлежит налоговому потенциалу. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют обеспечить обоснованное планирование налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы.

Файлы: 1 файл

Налоговый потенциал.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

"Налоги и налогообложение", 2008, N 7

 

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЛАНИРОВАНИИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

 

В методологии прогнозирования  и планирования налоговых доходов  и налоговых поступлений в  бюджетную систему важная роль принадлежит налоговому потенциалу. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют обеспечить обоснованное планирование налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы. В настоящей статье на основе современного представления о сущности налогового потенциала, его видах, факторах, под влиянием которых он формируется, особое внимание уделено методическим подходам к оценке налогового потенциала субъектов Федерации и организаций - крупнейших налогоплательщиков.

 

Теоретические аспекты налогового потенциала

 

Исследованию теоретических  и методологических аспектов налогового потенциала за последние годы посвящено  большое количество публикаций <1>. Многие авторы, изучающие налоговый потенциал и как экономическую категорию, и как экономическое явление, справедливо считают, что налоговый потенциал - это прежде всего возможность налогов, используя налогооблагаемые ресурсы, приносить доходы в бюджет. Под налогооблагаемыми ресурсами понимаются ресурсы, которые согласно налоговому законодательству государства подпадают под объект налогообложения и являются основой для исчисления налоговой базы того или иного налога.

--------------------------------

<1> См., напр.: Паскачев А.Б., Садыгов  Ф.К., Мишин В.И., Саакян Р.С. и  др. Анализ и планирование налоговых  поступлений: теория и практика / Под ред. Ф.К. Садыгова. - М.: Издательство  экономико-правовой литературы, 2004. 232 с.;

Улыбина Л.В. Формирование налогового потенциала региона и закономерности его развития: Автореф. дис. ...к. э. н. - Чебоксары, 2006;

Саранова С.Н. Развитие налогового потенциала в системе государственной  региональной политики: Автореф. дис. ...к. э. н. - Волгоград, 2007.

 

Как инструмент налогового регулирования  налоговый потенциал используется для решения следующих задач:

- корректировка пропорций расширенного  воспроизводства; оптимизация уровня  налоговой нагрузки на экономику;

- оценка степени эффективности существующих и планируемых к введению налогов;

- определение состава и структуры  системы налогообложения;

- разработка направлений налоговой  политики.

В широком смысле налоговый потенциал - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов, средних трансакционных налоговых издержек. Это та часть доходов территории, которая изымается посредством налогов в бюджет в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Понятие "налоговый потенциал  региона" используют для определения  размера мобилизации потенциально возможных доходов в соответствующие  бюджеты и межбюджетного (финансового) выравнивания по регионам. В узком  смысле "налоговый потенциал региона" представляет максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

Налоговый потенциал следует  различать по ряду критериев:

- по уровням бюджетной  и налоговой системы: налоговый  потенциал страны, налоговый потенциал субъекта Федерации (региональный налоговый потенциал), налоговый потенциал муниципального образования;

- по отраслям экономики,  видам экономический деятельности: налоговый потенциал нефтяного,  газового секторов экономики,  налоговый потенциал обрабатывающих производств, налоговый потенциал финансового сектора экономики и др.;

- по группам налогов:  налоговый потенциал федеральных,  региональных, местных налогов, налоговый  потенциал специальных налоговых  режимов;

- по видам налогов:  налоговый потенциал по налогу на прибыль, НДС, НДПИ, ЕСН, НДФЛ, налогу на имущество и др.;

- по видам субъектов  хозяйствования: налоговый потенциал  крупнейших налогоплательщиков; налоговый  потенциал субъектов малого предпринимательства;  налоговый потенциал организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и др.;

- по временному горизонту:  текущий и перспективный (стратегический) налоговый потенциал;

- по объему: фактический и оптимальный  налоговый потенциал <2>.

--------------------------------

<2> Вачугов И.В. Теоретические  основы и пути повышения налогового  потенциала региона: Автореф.  дис. ...к. э. н. - Нижний Новгород, 2003.

 

Фактический налоговый потенциал - это возможный объем налоговых поступлений за определенный период (финансовый год) при заданных условиях (качественных характеристиках) экономики, налогового законодательства, уровня налоговой культуры.

Оптимальный налоговый потенциал - это потенциал с учетом эффективных налоговых усилий, предусматривающих оптимальное соотношение темпов экономического роста и выполнения социальных программ.

В целях прогнозирования налоговых  доходов и налоговых поступлений  используется понятие "налоговый потенциал" в узком смысле как экономический показатель - максимально возможная сумма мобилизации налоговых доходов в бюджетную систему.

 

Факторы, определяющие уровень налогового потенциала

 

На формирование структуры налогового потенциала страны оказывает влияние комплекс факторов, их примерный состав можно представить следующим образом:

Экономические факторы. К внутренним факторам относятся: налоговая политика, уровень развития экономики, деловой  активности, отраслевая структура экономики, инвестиционный климат, уровень занятости населения, уровень инфляции и др. К внешним факторам следует отнести: объем внешнеэкономической деятельности России - объем экспорта (импорта) и их товарную структуру, уровень цен на мировых товарных рынках и др.

Факторы налогового администрирования:

- эффективность налогового контроля (количество проверок, выявивших  недоимки/общее количество проверок, средняя сумма доначислений недоимки);

- уровень профессиональной подготовки  работников налоговых органов  (наличие специального образования, повышение квалификации);

- уровень методического обеспечения  администрирования.

Правовые факторы: налоговое, бюджетное  законодательство, вносимые в них  изменения. Налоговое законодательство определяет механизм исчисления налогов  и сборов, его элементы. Бюджетное законодательство регулирует распределение налоговых отчислений по уровням бюджетной системы.

Социальные факторы:

- уровень социальной  ответственности налогоплательщика;

- состояние налоговой  культуры.

Каждая из перечисленных  групп факторов и отдельные факторы оказывают различное влияние, иногда разнонаправленное, на налоговый потенциал. Это обстоятельство следует учитывать при количественной оценке.

Особую сложность при  оценке налогового потенциала представляет влияние такого фактора, как налоговая политика, "представляющая собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и налоговыми органами" <3>.

--------------------------------

<3> Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.

 

Экономические факторы, учитываемые  при прогнозировании налогового потенциала, находят проявление в  конкретных экономических показателях:

- тенденции развития  экономики региона по видам экономической деятельности (например, среднегодовые темпы роста производства);

- динамике уровня использования  основных фондов предприятия;

- изменении численности  занятого в экономике населения;

- среднедушевом показателе  валового регионального продукта;

- среднегодовом уровне  дохода населения и др.

Налоговый потенциал организации  находится также под влиянием большого количества различных по содержанию факторов, что наглядно представлено на рис. 1.

 

Группы факторов, определяющих налоговый  потенциал

организации

 

                   ┌───────────────────────────────────┐

                   │        Налоговый  потенциал        │

                   │            организации            │

                   └─────────────────┬─────────────────┘

                                    /│\

┌────────────────┬───┬─────────────┬─┴─┬──────────────┬───┬───────────────┐

│    Ресурсно-   │   │  Трудовой   │   │  Финансовый  │   │ Инновационный │

│производственный│   │  потенциал  │   │   потенциал  │   │   потенциал   │

│    потенциал   │   │             │   │              │   │               │

└───────┬────────┘   └──────┬──────┘   └───────┬──────┘   └───────┬───────┘

       /│\                 /│\                /│\                /│\

        └───────────────────┴────────┬─────────┴──────────────────┘

        ┌────────────────────────────┴─────────────────────────────┐

        │      Стратегия организации, маркетинговая  политика,      │

        │                        бизнес-план                       │

        └──────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 1

 

Воздействие на налоговый потенциал  групп факторов можно определить с помощью конкретных экономических, финансовых и производственных факторов, к примеру:

- ценовая политика;

- длительность эксплуатации и степень износа основных средств;

- ограничения в финансовых и  материальных ресурсах;

- применяемые технологии;

- уровень квалификации производственного  персонала;

- качество продукции;

- размер собственного капитала.

 

Оценка налогового потенциала территорий

 

В российской экономической литературе широко обсуждаются два направления  оценки налогового потенциала территории: субъектов Федерации и муниципальных  образований. При этом налоговый  потенциал в широком смысле определяется как совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через систему налогообложения. Это максимум налоговых поступлений, которые может (при идеальных условиях) обеспечить территория. Налоговый потенциал в узком смысле представляет собой финансовые ресурсы, которые через систему налогообложения и в соответствии с действующим законодательством должны поступить в соответствующие бюджеты.

Справедливо подчеркивается также, что  при оценке налогового потенциала необходимо учитывать его тесную взаимосвязь  с налоговым бременем. Это продиктовано двойственной природой оценки налогового потенциала. С одной стороны, она направлена на определение объема финансовых ресурсов, которые могут трансформироваться в поток налоговых платежей, а с другой стороны, она предполагает выявление предельно допустимой налоговой нагрузки для субъектов налоговых отношений, локализованных на данной территории. Другими словами, налоговый потенциал так или иначе корреспондирует с налоговым бременем <4>. Для оценки налогового потенциала субъектов Федерации используется показатель соотнесения размеров налогового потенциала с ВРП (валовой региональный продукт), отражающий определенную дифференциацию налоговой обремененности ВРП по регионам.

--------------------------------

<4> Кузьменко В.В., Ефимец Е.А.  Институциональный подход к исследованию  налогового потенциала и налогового  бремени // Сборник научных трудов  СевКавГТУ. Серия "Экономика", 2005. N 1.

 

Планирование налоговых  поступлений в регионе - комплекс мер по определению объемов, структуры  и этапов мобилизации налоговых  изъятий в региональный бюджет в  соответствии с программами экономического, политического и социального  развития региона.

В качестве экономической  основы разработки планов налоговых  поступлений рассматривается налоговый  потенциал региона, под которым  понимается возможный объем налоговых  поступлений за определенный период (финансовый год) с учетом наличных ресурсов, тенденций экономического развития региона, проводимой налоговой политики в регионе, возможностей механизма налоговых изъятий и динамики теневой экономики.

Информация о работе Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений