Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:33, реферат
В методологии прогнозирования и планирования налоговых доходов и налоговых поступлений в бюджетную систему важная роль принадлежит налоговому потенциалу. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют обеспечить обоснованное планирование налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы.
"Налоги и налогообложение", 2008, N 7
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЛАНИРОВАНИИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ
В методологии прогнозирования и планирования налоговых доходов и налоговых поступлений в бюджетную систему важная роль принадлежит налоговому потенциалу. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют обеспечить обоснованное планирование налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы. В настоящей статье на основе современного представления о сущности налогового потенциала, его видах, факторах, под влиянием которых он формируется, особое внимание уделено методическим подходам к оценке налогового потенциала субъектов Федерации и организаций - крупнейших налогоплательщиков.
Теоретические аспекты налогового потенциала
Исследованию теоретических и методологических аспектов налогового потенциала за последние годы посвящено большое количество публикаций <1>. Многие авторы, изучающие налоговый потенциал и как экономическую категорию, и как экономическое явление, справедливо считают, что налоговый потенциал - это прежде всего возможность налогов, используя налогооблагаемые ресурсы, приносить доходы в бюджет. Под налогооблагаемыми ресурсами понимаются ресурсы, которые согласно налоговому законодательству государства подпадают под объект налогообложения и являются основой для исчисления налоговой базы того или иного налога.
------------------------------
<1> См., напр.: Паскачев А.Б., Садыгов
Ф.К., Мишин В.И., Саакян Р.С. и
др. Анализ и планирование
Улыбина Л.В. Формирование налогового потенциала региона и закономерности его развития: Автореф. дис. ...к. э. н. - Чебоксары, 2006;
Саранова С.Н. Развитие налогового потенциала в системе государственной региональной политики: Автореф. дис. ...к. э. н. - Волгоград, 2007.
Как инструмент налогового регулирования
налоговый потенциал
- корректировка пропорций
- оценка степени эффективности существующих и планируемых к введению налогов;
- определение состава и
- разработка направлений
В широком смысле налоговый потенциал - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов, средних трансакционных налоговых издержек. Это та часть доходов территории, которая изымается посредством налогов в бюджет в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Понятие "налоговый потенциал
региона" используют для определения
размера мобилизации
Налоговый потенциал следует различать по ряду критериев:
- по уровням бюджетной
и налоговой системы:
- по отраслям экономики,
видам экономический
- по группам налогов:
налоговый потенциал
- по видам налогов: налоговый потенциал по налогу на прибыль, НДС, НДПИ, ЕСН, НДФЛ, налогу на имущество и др.;
- по видам субъектов
хозяйствования: налоговый потенциал
крупнейших налогоплательщиков; налоговый
потенциал субъектов малого
- по временному горизонту:
текущий и перспективный (
- по объему: фактический и оптимальный налоговый потенциал <2>.
------------------------------
<2> Вачугов И.В. Теоретические
основы и пути повышения
Фактический налоговый потенциал - это возможный объем налоговых поступлений за определенный период (финансовый год) при заданных условиях (качественных характеристиках) экономики, налогового законодательства, уровня налоговой культуры.
Оптимальный налоговый потенциал - это потенциал с учетом эффективных налоговых усилий, предусматривающих оптимальное соотношение темпов экономического роста и выполнения социальных программ.
В целях прогнозирования
Факторы, определяющие уровень налогового потенциала
На формирование структуры налогового потенциала страны оказывает влияние комплекс факторов, их примерный состав можно представить следующим образом:
Экономические факторы. К внутренним факторам относятся: налоговая политика, уровень развития экономики, деловой активности, отраслевая структура экономики, инвестиционный климат, уровень занятости населения, уровень инфляции и др. К внешним факторам следует отнести: объем внешнеэкономической деятельности России - объем экспорта (импорта) и их товарную структуру, уровень цен на мировых товарных рынках и др.
Факторы налогового администрирования:
- эффективность налогового
- уровень профессиональной
- уровень методического
Правовые факторы: налоговое, бюджетное законодательство, вносимые в них изменения. Налоговое законодательство определяет механизм исчисления налогов и сборов, его элементы. Бюджетное законодательство регулирует распределение налоговых отчислений по уровням бюджетной системы.
Социальные факторы:
- уровень социальной
ответственности
- состояние налоговой культуры.
Каждая из перечисленных групп факторов и отдельные факторы оказывают различное влияние, иногда разнонаправленное, на налоговый потенциал. Это обстоятельство следует учитывать при количественной оценке.
Особую сложность при оценке налогового потенциала представляет влияние такого фактора, как налоговая политика, "представляющая собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и налоговыми органами" <3>.
------------------------------
<3> Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.
Экономические факторы, учитываемые при прогнозировании налогового потенциала, находят проявление в конкретных экономических показателях:
- тенденции развития экономики региона по видам экономической деятельности (например, среднегодовые темпы роста производства);
- динамике уровня использования основных фондов предприятия;
- изменении численности
занятого в экономике
- среднедушевом показателе
валового регионального
- среднегодовом уровне дохода населения и др.
Налоговый потенциал организации находится также под влиянием большого количества различных по содержанию факторов, что наглядно представлено на рис. 1.
Группы факторов, определяющих налоговый потенциал
организации
┌─────────────────────────────
│ Налоговый потенциал │
│ организации │
└─────────────────┬───────────
/│\
┌────────────────┬───┬────────
│ Ресурсно- │ │ Трудовой │ │ Финансовый │ │ Инновационный │
│производственный│ │ потенциал │ │ потенциал │ │ потенциал │
│ потенциал │ │ │ │ │ │ │
└───────┬────────┘ └──────┬──────┘ └───────┬──────┘ └───────┬───────┘
/│\ /│\ /│\ /│\
└───────────────────┴────────┬
┌────────────────────────────┴
│
Стратегия организации,
│
бизнес-план
└─────────────────────────────
Рис. 1
Воздействие на налоговый потенциал групп факторов можно определить с помощью конкретных экономических, финансовых и производственных факторов, к примеру:
- ценовая политика;
- длительность эксплуатации и степень износа основных средств;
- ограничения в финансовых и материальных ресурсах;
- применяемые технологии;
- уровень квалификации
- качество продукции;
- размер собственного капитала.
Оценка налогового потенциала территорий
В российской экономической литературе
широко обсуждаются два направления
оценки налогового потенциала территории:
субъектов Федерации и
Справедливо подчеркивается также, что при оценке налогового потенциала необходимо учитывать его тесную взаимосвязь с налоговым бременем. Это продиктовано двойственной природой оценки налогового потенциала. С одной стороны, она направлена на определение объема финансовых ресурсов, которые могут трансформироваться в поток налоговых платежей, а с другой стороны, она предполагает выявление предельно допустимой налоговой нагрузки для субъектов налоговых отношений, локализованных на данной территории. Другими словами, налоговый потенциал так или иначе корреспондирует с налоговым бременем <4>. Для оценки налогового потенциала субъектов Федерации используется показатель соотнесения размеров налогового потенциала с ВРП (валовой региональный продукт), отражающий определенную дифференциацию налоговой обремененности ВРП по регионам.
------------------------------
<4> Кузьменко В.В., Ефимец Е.А.
Институциональный подход к
Планирование налоговых поступлений в регионе - комплекс мер по определению объемов, структуры и этапов мобилизации налоговых изъятий в региональный бюджет в соответствии с программами экономического, политического и социального развития региона.
В качестве экономической
основы разработки планов налоговых
поступлений рассматривается