Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:33, реферат

Описание работы

В методологии прогнозирования и планирования налоговых доходов и налоговых поступлений в бюджетную систему важная роль принадлежит налоговому потенциалу. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют обеспечить обоснованное планирование налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы.

Файлы: 1 файл

Налоговый потенциал.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

При оценке налогового потенциала региона предложено использовать широко известную в финансовых кругах Методику распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ <5> (далее в тексте - Методика), разработанную В. Христенко и А. Лавровым. В данной методике применяется показатель валовых налоговых ресурсов субъекта - оценка потенциальных налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта в прогнозируемом году, основанная на объеме и структуре сумм добавленных стоимостей отраслей народного хозяйства; индекс налогового потенциала, характеризующий относительные (в расчете на душу населения по сравнению со среднероссийским уровнем) возможности экономики регионов генерировать налоговые доходы.

--------------------------------

<5> Христенко В., Лавров А.  Методика распределения трансфертов  ФФПР // http://www.recep.ru/phase4/en/pp/khristr.pdf.

 

Методика имеет целевую направленность - выравнивание бюджетных доходов. По сути она является следующим этапом после обоснования проектов налоговых поступлений от налогоплательщиков региона.

Вначале проводятся расчеты налоговых  поступлений на базе исчисления налогового потенциала региона методом прямых вычислений по каждому налогу в целом  по региону, в ряде случаев в отдельности для различных отраслей народного хозяйства и по крупнейшим налогоплательщикам. При этом учитываются объекты налогообложения, льготы и налоговые ставки, а также ошибки налоговых органов, потери в результате некорректности налогового законодательства и другие факторы.

Для оценки проектировок налогового потенциала применяют индексы, отражающие соотношение налогового потенциала региона к средненациональному (среднегрупповому) показателю. Индексные показатели более  объективно свидетельствуют о реальном положении дел, поскольку в меньшей степени зависят от несовершенства применяемых методов расчета и позволяют в значительной мере уменьшить влияние инфляционного фактора. Для межрегиональных сопоставлений величины налоговых потенциалов используются, как правило, соответствующие показатели в расчете на душу населения.

Но вернемся к наиболее распространенному  методу оценки налогового потенциала региона, основанному на расчете  налоговой базы по каждому виду налогов  в региональном разрезе с учетом экономической специфики территории.

Налоговые органы России осуществляют формирование системы показателей, являющихся основой для объективного определения налоговой базы субъектов  Российской Федерации и расчета  налогового потенциала, представленной в Налоговом паспорте региона.

Заслуживают внимания и другие методы оценки налогового потенциала. Наиболее известной является следующая формула:

 

    НПР = Ф   + З   + Л  + Д  + П ,

           нп    нп    н    н    н

 

где НПР - налоговый потенциал региона;

    Ф   - фактические налоговые поступления;

     нп

    З   - прирост задолженности  по налоговым платежам за период;

     нп

    Л  - сумма налогов,  приходящаяся на льготы,  предоставляемые  налоговым

     н

и бюджетным законодательством;

    Д   -  суммы   налогов,   дополнительно   начисленных   по  результатам

     н

контрольной работы налоговых  органов;

    П  - налоговые  потери по теневому сектору  экономики.

     н

Данный метод, по нашему мнению, целесообразно  использовать также для определения  показателя уровня мобилизации налогов на территории региона. Его можно исчислить по следующей формуле:

 

    НПРум = (Ф   + Д ) / (НПР - Л ),

              нп    н            н

 

где НПРум - уровень мобилизации  налогов на территории региона.

Значение данного показателя интерпретируется таким образом: чем ближе его значение к единице, тем более высокий уровень мобилизации налогов.

Иной подход исчисления налогового потенциала, предлагаемый в экономической литературе <6>, выражен в формуле следующего вида:

 

         i=n

    НП = SUM (Нб  x Нс ) x К  x К  x ... x К ,

                i     i     1    2          i

 

где НП - налоговый потенциал;

Нб - налоговая база по i-му налогу;

Нс - налоговая ставка по i-му налогу;

    К  x К  x ... x К  - коэффициенты, определяющие заданные условия.

     1    2          i

--------------------------------

<6> Вачугов И.В. Налоги и  налоговый потенциал региона. - Н.  Новгород: Изд-во Гладкова О.В., 2003. 70 с.

 

При этом следует подчеркнуть, что  Нб - налоговая база по i-му налогу - это  прогнозируемая величина, и определяется она в зависимости от развития экономики региона, ее отраслевых особенностей, производственной базы, результатов деятельности хозяйствующих субъектов, доходов населения и других показателей, являющихся потенциальными объектами налогообложения.

Перечень коэффициентов, отражающих заданные условия исследования, может быть различен. Он зависит от факторов, оказывающих влияние на величину налогового потенциала. Например, это уровень инфляции, индекс потребительских цен.

Данный подход в большей степени  соответствует задаче планирования налоговых поступлений как по отдельным налогам, так и в целом по субъекту Российской Федерации. Следует отметить, что обоснованность расчетов налогового потенциала зависит от совершенства применяемых методов прогнозирования налоговых баз по отдельным налогам.

Планирование налоговых поступлений по муниципальным образованиям также базируется на использовании показателя налогового потенциала. Однако следует подчеркнуть, что налоговый потенциал используется для расчетов бюджетного обеспечения муниципальных образований. Известно, что налоговые базы по территории субъектов Федерации распределены неравномерно <7>.

--------------------------------

<7> По данным аналитической записки "Оценка дифференциации налогового потенциала и расходных потребностей, равномерности размещения налоговой базы по Нижегородской области", опубликованной на официальном сайте администрации Нижегородской области.

 

К примеру, в результате формирования межбюджетных отношений по Нижегородской области на 2008 г. ситуация с дифференциацией налогового потенциала выглядит следующим образом:

- у 48 муниципальных районов (городских  округов) Нижегородской области  индекс налогового потенциала ниже среднего по области (то есть ниже 1);

- у 4 муниципальных районов (городских  округов) индекс выше среднего  по области.

Высокий индекс у промышленно развитых территорий, а низкий индекс - в основном у сельских районов области.

Для выравнивания налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований используются индексы бюджетной обеспеченности соответствующих муниципальных районов (городских округов), рассчитываемые путем деления индекса налогового потенциала на индекс бюджетных расходов.

Индекс налогового потенциала показывает различия между муниципальными образованиями по возможности получения налоговых доходов в очередном финансовом году в расчете на одного жителя. При расчете индекса налогового потенциала применяются показатели налоговой базы территорий по следующим налогам, зачисляемым в местные бюджеты:

- налог на доходы физических  лиц;

- налог на имущество организаций;

- налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности;

- налог на имущество физических  лиц;

- земельный налог.

На разных уровнях управления экономикой специалистами используются разнообразные методические подходы к обоснованию налогового потенциала. В определенной мере это продиктовано специфическими особенностями формирования налогового потенциала различных субъектов налогово-бюджетных отношений. В то же время мы поддерживаем точку зрения об актуальности обоснования неких общих, сквозных методических подходов к оценке налогового потенциала страны, региона, муниципалитета, предприятия, их формализации в налоговом паспорте. Такая процедура обеспечит большую сбалансированность доходных и расходных полномочий различных ветвей власти, укрепит их финансовый суверенитет, позволит полнее оценить налоговые возможности <8>.

--------------------------------

<8> Саранова С.Н. Развитие  налогового потенциала в системе  государственной региональной политики: Автореф. дис. ...к. э. н. - Волгоград, 2007.

 

Оценка налогового потенциала организаций

 

Оценку налогового потенциала организаций  мы рассматриваем как этап планирования налоговых поступлений от организаций - крупнейших налогоплательщиков. Однако переход к такому планированию нуждается  в разработке соответствующего методического обеспечения, к которому, по нашему мнению, следует отнести формирование и использование в практической деятельности Межрегиональных налоговых инспекций ФНС России критериев соответствия налогового потенциала налогоплательщика показателям налоговой отчетности, представленной в налоговые органы.

Разработка названных критериев  нами осуществлена в соответствии с  объективным состоянием в ряде отраслей народного хозяйства соотношения  налогового потенциала (НПО), реальных результатов экономической деятельности организации (РПЭДН) и налоговых баз, отраженных в налоговой отчетности (НБНО), характерным для современного этапа экономических отношений налогоплательщиков и государства. Учтены также экспертные оценки состояния "теневого сектора" экономики, масштабов уклонения от налогообложения, применения различных схем по минимизации, оптимизации налоговых выплат налогоплательщиками.

Теоретически все три группы показателей должны быть примерно равны  как по отдельным организациям, так  и по видам экономической деятельности - и в конечном итоге в целом по стране, но реальное содержание взаимосвязи данных групп показателей совершенно иное.

В исследовании настоящего вопроса  мы также исходили из постулата о  возможности проявления на практике различных вариантов соответствия (несоответствия) рассматриваемых групп показателей.

 

    НПО = РПЭДН = НБНО.                                                 (1)

 

Вариант равенства всех взаимосвязанных  экономических составляющих (формула 1). В современных условиях таким  равенством можно охарактеризовать поведение определенной части налогоплательщиков, которые заслуживают доверия налоговых органов. Однако, объективно говоря, данное уравнение представлено как идеальное поведение налогоплательщика, которое в действительности редко встречается. Скорее всего, формула 1 позволяет определить лишь гипотетический вариант соотношения элементов уравнения. В реальной практической деятельности эти показатели, как было отмечено выше, не совпадают.

Альтернативным по отношению к  рассмотренному варианту является вариант, представленный на рис. 2 и в виде формулы 2.

 

Схема взаимосвязи налогового потенциала, реальных

экономических показателей экономической деятельности

и налоговых баз в налоговой  отчетности в целом по стране

 

┌───────────\

│            \    ┌─────────────────\

│             \   │Реальные          \   ┌──────────────┐

│Налоговый     \  │показатели         \  │Налоговые базы│

│потенциал      \ │экономической       \ │в налоговой   │

│организации    / │деятельности        / │отчетности    │

│(НПО)         /  │налогоплательщика  /  │(НБНО)        │

│             /   │(РПЭДН)           /   └──────────────┘

│            /    └─────────────────/

└───────────/

 

Рис. 2

 

    НПО > РПЭДН > НБНО.                                                 (2)

 

С помощью масштаба геометрических фигур на рис. 2 отражено возможное несоответствие всех показателей, характерное для определенной части налогоплательщиков.

Из формулы 2 явствует, что налоговый потенциал по каким-либо причинам не реализован, а налоговые базы меньше реальных результатов экономической деятельности. В этой ситуации первая часть неравенства свидетельствует об упущенных возможностях в развитии экономики предприятия (объективного и субъективного характера), а вторая, как правило, является результатом планомерной деятельности налогоплательщика по минимизации налоговых баз.

В свою очередь, формула 3 отражает большую  степень вариативности взаимосвязей между тремя рассматриваемыми группами экономических показателей.

 

    НПО >= РПЭДН >= НБНО.                                               (3)

 

Причиной тому - влияние разных внешних и внутренних факторов на различных этапах деятельности организации.

По формуле 4 можно рассмотреть  вариант, когда налоговый потенциал  значительно выше, чем результаты экономической деятельности.

 

    НПО > РПЭДН = НБНО.                                                 (4)

 

Это вполне возможно по объективным причинам. Например, налоговый потенциал не реализован из-за изменения конъюнктуры рынка на покупную продукцию, а также собственную продукцию. В ситуации, когда результаты экономической деятельности полностью трансформировались в налоговые базы, можно говорить о законопослушности налогоплательщика. В российской практике определенная доля налогоплательщиков относится именно к такой категории.

Информация о работе Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений