Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 11:51, курсовая работа
Актуальность курсовой работы - необходимость условия выполнения планов по производству продукции, снижению её себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьём и материалами необходимого ассортимента и качества.
В процессе финансово-экономического анализа работы предприятия осуществляется поиск резервов снижения материальных затрат и увеличения на этой основе объёмов производства и конечных результатов:
Цель курсовой работы – выявление организационно-экономических предпосылок повышения эффективности использования материальных ресурсов в современных экономических условиях.
Введение………………….…………………………………………………….....5
1. Теоретические основы анализа использования материальных ресурсов предприятия……………………………………………………….. …………7
1.1. Экономическая сущность материальных ресурсов предприятия.........…...7
1.2. Цели и задачи анализа материальных ресурсов …………………………...8
1.3. Система показателей, характеризующих эффективность использования материальных ресурсов на предприятии …..……………………………...12
2. Характеристика деятельности «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «ВБД»…..……………………………………………………15
2.1 Общие сведения о предприятии…………………………………………….15
2.2 Организационная структура управления предприятием……………...…..17
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей………………….22
2.4 Методика расчета показателей эффективности использования материальных ресурсов……………………………………………..………..26
3. Направления по улучшению эффективности использования материальных ресурсов……………………………………………..…………………………34
Заключение………………………………………………..……………………...37
Список используемой литературы…
Функциональные обязанности директора по правовым вопросам: обеспечение соблюдения законности в деятельности «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «ВБД» и защиты его правовых интересов; осуществление правовой экспертизы проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, подготавливаемых в «Тимашевском молочном комбинате» филиале ОАО «ВБД», участие в случае необходимости в подготовке этих документов; организация оказания юридической помощи, консультирования работников «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «ВБД» по правовым вопросам; руководство работниками юридического отдела.
Функциональные обязанности директора по снабжению и закупкам: осуществление работы по обеспечению «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «ВБД» всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами (сырьем, материалами, полуфабрикатами, спецодеждой, хозяйственным инвентарем и др.) и их рациональному использованию; разработка проектов перспективных и годовых планов материально-технического обеспечения филиала; проведение оперативного учета движения материальных ресурсов, наличия неиспользованных производственных запасов; руководство отделом поставки сырого молока и отделом снабжения.
Функциональные обязанности директора по работе с персоналом включают: выполнение задач по формированию оптимального кадрового потенциала, созданию работоспособных подразделений «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «ВБД»; осуществление руководства отделом по работе с персоналом, канцелярией, здравпунктом, отделом по обслуживанию автотранспорта и цехом питания.
Функциональные обязанности директора департамента продаж включают: изучение спроса и предложения на рынке кисломолочной продукции; осуществление поиска потенциальных покупателей, установление с ними деловых контактов; ознакомление покупателей с продаваемой продукцией; взаимодействие со складом, заключение договоров, контроль отгрузки, руководство департаментом продаж.
Функциональные обязанности директора департамента маркетинга: осуществление разработки маркетинговой политики в «Тимашевском молочном комбинате» филиале ОАО «ВБД» на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры; изучение мнения потребителей о выпускаемой «Тимашевским молочным комбинатом» филиалом ОАО «ВБД» продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества; осуществление надзора за правильностью хранения, транспортировки и использования продукции, руководство департаментом маркетинга.
Рассмотрим функциональные обязанности руководителя службы логистики. Руководитель службы логистики занимается изучением сферы обращения продукции, управлением товарными запасами, созданием инфраструктуры товародвижения. В подчинении руководителя находится служба логистики.
Таким образом, организационная структура управления «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «ВБД» является линейно-функциональной.
Рассмотрим основные показатели, характеризующие деятельность ОАО «Тимашевского молочного комбината» за период 2010-2012 годы.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции и её реализации, и рассчитываются базисные и цепные темпы роста, при этом объем производства должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цена базисного года.
Таблица 2.1- Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Объем реализации |
Темп роста, % | ||
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные | |||
2010 |
106900 |
100 |
100 |
102012 |
100 |
100 |
2011 |
146777 |
137,3 |
137,3 |
141056 |
138,3 |
138,3 |
2012 |
151637 |
141,8 |
103,3 |
150829 |
147,8 |
106,9 |
Из таблицы 2.1 видно, что за три года объем производства возрос на 41,8%, а объем реализации на 3,3%. Если за 2010 и за 2011 гг. темпы роста производства и реализации продукции примерно совпадали, то за последний год темпы роста реализации значительно выше темпов производства, что свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции на складах предприятия.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства, их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции. В таблице 2.2 приведены данные о структуре выпуска основной продукции комбината.
По данным таблицы видно, что в 2011 году объем производства масла уменьшился на 92 тонны, вследствие чего товарная продукция уменьшилась на 1648 тыс. руб., в 2012 году объем производства масла увеличился на 149 тонн, вследствие чего товарная продукция увеличилась на 10108 тыс. руб.
Таблица 2.2 - Анализ состава и структуры выпуска основной продукции
Вид продук-ции |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||||||||||||||||
Тон. |
% |
тыс. руб. |
% |
Тон. |
% |
Тыс. руб |
% |
Тон. |
% |
Тыс. руб |
% | |||||||||
Масло |
1260 |
83,3 |
70560 |
91,2 |
1168 |
81,4 |
68912 |
89,6 |
1317 |
81,7 |
79020 |
89,3 | ||||||||
Сметана |
252 |
16,7 |
6804 |
8,8 |
267 |
18,6 |
8010 |
10,4 |
295 |
18,3 |
9440 |
10,7 | ||||||||
Итого |
1512 |
100 |
77364 |
100 |
1435 |
100 |
76922 |
100 |
1612 |
100 |
88460 |
100 | ||||||||
Вид продук-ции |
отклонение 2011 / 2010 |
отклонение 2012 / 2011 | ||||||||||||||||||
Тон. |
% |
тыс. руб. |
% |
Тон. |
% |
тыс.руб. |
% | |||||||||||||
Масло |
-92 |
-1,9 |
-1648 |
-1,6 |
149 |
0,3 |
10108 |
-0,3 | ||||||||||||
Сметана |
15 |
1,9 |
1206 |
1,6 |
28 |
-0,3 |
1430 |
0,3 | ||||||||||||
Итого |
-77 |
– |
-442 |
– |
177 |
– |
11538 |
– |
Основными факторами, способствующими увеличению выпуска продукции на предприятии, также являются: увеличение производства товарных видов продукции, уменьшение потерь и прочих расходов, недопущение излишних остатков на конец года, экономное расходование продукции на внутрихозяйственные нужды.
Общую оценку финансового состояния предприятия и его изменений за отчетный период проводим по данным актива и пассива баланса-нетто на основании бухгалтерского баланса ОАО «Тимашевский молочный комбинат».
Все, что имеет стоимость, принадлежит предприятию и отражается в активе баланса называется его активами. Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности. Размещение средств предприятий имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности.
В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. На основе налога на прибыль формируются доходы на прибыль. Поэтому прибыль является конечным результатом деятельности предприятия.
Анализ начинают с изучения динамики и состава прибылей различного уровня (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Анализ состава и динамики прибыли
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011 / 2010 гг. |
2012 / 2011 гг. |
Выручка от реализации продукции |
122721 |
174917 |
168561 |
52196 |
-6356 |
Прямые производственные затраты |
87824 |
110877 |
113117 |
23053 |
2240 |
Валовая прибыль |
34897 |
64040 |
55444 |
29143 |
-8696 |
Управленческие расходы |
31339 |
48219 |
54110 |
16880 |
5891 |
Коммерческие расходы |
1615 |
2758 |
1886 |
1143 |
-872 |
Прибыль от реализации |
1943 |
13063 |
-552 |
11120 |
-13615 |
Прочие операционные доходы |
14562 |
2780 |
3886 |
-11782 |
1106 |
Прочие операционные расходы |
16009 |
2859 |
3426 |
-13150 |
567 |
Внереализационные доходы |
222 |
185 |
270 |
-37 |
85 |
Внереализационные расходы |
233 |
471 |
436 |
238 |
-35 |
Балансовая прибыль |
485 |
12698 |
-258 |
12213 |
-12956 |
Чистая прибыль |
400 |
10158 |
– |
9758 |
-10158 |
Анализ данных, приведенных в таблице 2.3 показывает, что наилучшим по финансовым результатам был 2011 год. В данный период валовая прибыли предприятия возросла на 29,1 млн. руб., прибыль от реализации – на 11,1 млн. руб. В связи с ростом внереализационных доходов, балансовая прибыль возросла в 2011 году на 12,2 млн. руб., чистая прибыль – на 9758 тыс. руб. В 2012 году на фоне некоторого снижения объема реализуемой продукции, в результате роста постоянных расходов, прибыль от реализации сократилась на 12956 тыс. руб. В данный период внереализационные расходы предприятия превысили внереализационные доходы и в 2012 году предприятие имело 258 тыс. руб. балансового убытка.
Данные таблицы 2.3 показывают, что валовая прибыль предприятия уменьшилась в 2011 году на 8696 тыс. руб., прибыль от реализации – на 13615 тыс. руб. Уменьшение прибыли от реализации продукции за рассматриваемый период деятельности предприятия обусловлен превышением затрат на производство и реализацию продукции над объемом продаж.
Кроме абсолютного размера прибыли показателем эффективности предприятия выступает рентабельность. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Представленные в таблице 2.4 данные подтверждают снижение эффективности работы предприятия в 2012 году по сравнению с 2010 годом.
Таблица 2.4 - Динамика показателей рентабельности
Показатели |
Формула |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
рентабельность производства |
|
0,0038 |
0,084 |
– |
рентабельность продаж |
|
0,0039 |
0,0726 |
– |
рентабельность всего капитала |
|
0,0013 |
0,29 |
– |
рентабельность собственного капитала |
|
0,016 |
0,073 |
– |
рентабельность заемного капитала |
|
0,066 |
1,79 |
– |
Информация о работе Направления по улучшению эффективности использования материальных ресурсов