Направления по улучшению эффективности использования материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы - необходимость условия выполнения планов по производству продукции, снижению её себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьём и материалами необходимого ассортимента и качества.
В процессе финансово-экономического анализа работы предприятия осуществляется поиск резервов снижения материальных затрат и увеличения на этой основе объёмов производства и конечных результатов:
Цель курсовой работы – выявление организационно-экономических предпосылок повышения эффективности использования материальных ресурсов в современных экономических условиях.

Содержание работы

Введение………………….…………………………………………………….....5
1. Теоретические основы анализа использования материальных ресурсов предприятия……………………………………………………….. …………7
1.1. Экономическая сущность материальных ресурсов предприятия.........…...7
1.2. Цели и задачи анализа материальных ресурсов …………………………...8
1.3. Система показателей, характеризующих эффективность использования материальных ресурсов на предприятии …..……………………………...12
2. Характеристика деятельности «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «ВБД»…..……………………………………………………15
2.1 Общие сведения о предприятии…………………………………………….15
2.2 Организационная структура управления предприятием……………...…..17
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей………………….22
2.4 Методика расчета показателей эффективности использования материальных ресурсов……………………………………………..………..26
3. Направления по улучшению эффективности использования материальных ресурсов……………………………………………..…………………………34
Заключение………………………………………………..……………………...37
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Функциональные обязанности директора по правовым вопросам: обеспечение соблюдения законности в деятельности «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «ВБД» и защиты его правовых интересов; осуществление правовой экспертизы проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, подготавливаемых в «Тимашевском молочном комбинате» филиале ОАО «ВБД», участие в случае необходимости в подготовке этих документов; организация оказания юридической помощи, консультирования работников «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «ВБД» по правовым вопросам; руководство работниками юридического отдела.

Функциональные обязанности директора по снабжению и закупкам: осуществление работы по обеспечению «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «ВБД» всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами (сырьем, материалами, полуфабрикатами, спецодеждой, хозяйственным инвентарем и др.) и их рациональному использованию; разработка проектов перспективных и годовых планов материально-технического обеспечения филиала; проведение оперативного учета движения материальных ресурсов, наличия неиспользованных производственных запасов; руководство отделом поставки сырого молока и отделом снабжения.

Функциональные обязанности директора по работе с персоналом включают: выполнение задач по формированию оптимального кадрового потенциала, созданию работоспособных подразделений «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «ВБД»; осуществление руководства отделом по работе с персоналом, канцелярией, здравпунктом, отделом по обслуживанию автотранспорта и цехом питания.

Функциональные обязанности директора департамента продаж включают: изучение спроса и предложения на рынке кисломолочной продукции; осуществление поиска потенциальных покупателей, установление с ними деловых контактов; ознакомление покупателей с продаваемой продукцией; взаимодействие со складом, заключение договоров, контроль отгрузки, руководство департаментом продаж.

Функциональные обязанности директора департамента маркетинга: осуществление разработки маркетинговой политики в «Тимашевском молочном комбинате» филиале ОАО «ВБД» на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры; изучение мнения потребителей о выпускаемой «Тимашевским молочным комбинатом» филиалом ОАО «ВБД» продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества; осуществление надзора за правильностью хранения, транспортировки и использования продукции, руководство департаментом маркетинга.

Рассмотрим функциональные обязанности руководителя службы логистики. Руководитель службы логистики занимается изучением сферы обращения продукции, управлением товарными запасами, созданием инфраструктуры товародвижения. В подчинении руководителя находится служба логистики.

Таким образом, организационная структура управления «Тимашевского молочного комбината» филиала ОАО «ВБД» является линейно-функциональной.

 

 

 

2.3 Анализ основных технико-экономических показателей

 

Рассмотрим основные показатели, характеризующие деятельность ОАО «Тимашевского молочного комбината» за период 2010-2012 годы.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции и её реализации, и рассчитываются базисные и цепные темпы роста, при этом объем производства должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цена базисного года.

Таблица 2.1- Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем производства продукции, тыс. руб.

Темп роста, %

Объем реализации

Темп роста, %

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

2010

106900

100

100

102012

100

100

2011

146777

137,3

137,3

141056

138,3

138,3

2012

151637

141,8

103,3

150829

147,8

106,9


 

Из таблицы 2.1 видно, что за три года объем производства возрос на 41,8%, а объем реализации на 3,3%. Если за 2010 и за 2011 гг. темпы роста производства и реализации продукции примерно совпадали, то за последний год темпы роста реализации значительно выше темпов производства, что свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции на складах предприятия.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства, их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции. В таблице 2.2 приведены данные о структуре выпуска основной продукции комбината.

По данным таблицы видно, что в 2011 году объем производства масла уменьшился на 92 тонны, вследствие чего товарная продукция уменьшилась на 1648 тыс. руб., в 2012 году объем производства масла увеличился на 149 тонн, вследствие чего товарная продукция увеличилась на 10108 тыс. руб.

 

 

Таблица 2.2 - Анализ состава и структуры выпуска основной продукции

Вид продук-ции

2010 год

2011 год

2012 год

Тон.

%

тыс. руб.

%

Тон.

%

Тыс. руб

%

Тон.

%

Тыс. руб

%

Масло

1260

83,3

70560

91,2

1168

81,4

68912

89,6

1317

81,7

79020

89,3

Сметана

252

16,7

6804

8,8

267

18,6

8010

10,4

295

18,3

9440

10,7

Итого

1512

100

77364

100

1435

100

76922

100

1612

100

88460

100

Вид продук-ции

отклонение 2011 / 2010

отклонение 2012 / 2011

Тон.

%

тыс. руб.

%

Тон.

%

тыс.руб.

%

Масло

-92

-1,9

-1648

-1,6

149

0,3

10108

-0,3

Сметана

15

1,9

1206

1,6

28

-0,3

1430

0,3

Итого

-77

-442

177

11538


 

Основными факторами, способствующими увеличению выпуска продукции на предприятии, также являются: увеличение производства товарных видов продукции, уменьшение потерь и прочих расходов, недопущение излишних остатков на конец года, экономное расходование продукции на внутрихозяйственные нужды.

Общую оценку финансового состояния предприятия и его изменений за отчетный период проводим по данным актива и пассива баланса-нетто на основании бухгалтерского баланса ОАО «Тимашевский молочный комбинат».

Все, что имеет стоимость, принадлежит предприятию и отражается в активе баланса называется его активами. Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности. Размещение средств предприятий имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности.

В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. На основе налога на прибыль формируются доходы на прибыль. Поэтому прибыль является конечным результатом деятельности предприятия.

Анализ начинают с изучения динамики и состава прибылей различного уровня (табл. 2.3).

Таблица 2.3 - Анализ состава и динамики прибыли

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2011 / 2010 гг.

2012 / 2011 гг.

Выручка от реализации продукции

122721

174917

168561

52196

-6356

Прямые производственные затраты

87824

110877

113117

23053

2240

Валовая прибыль

34897

64040

55444

29143

-8696

Управленческие расходы

31339

48219

54110

16880

5891

Коммерческие расходы

1615

2758

1886

1143

-872

Прибыль от реализации

1943

13063

-552

11120

-13615

Прочие операционные доходы

14562

2780

3886

-11782

1106

Прочие операционные расходы

16009

2859

3426

-13150

567

Внереализационные доходы

222

185

270

-37

85

Внереализационные расходы

233

471

436

238

-35

Балансовая прибыль

485

12698

-258

12213

-12956

Чистая прибыль

400

10158

9758

-10158


 

Анализ данных, приведенных в таблице 2.3 показывает, что наилучшим по финансовым результатам был 2011 год. В данный период валовая прибыли предприятия возросла на 29,1 млн. руб., прибыль от реализации – на 11,1 млн. руб. В связи с ростом внереализационных доходов, балансовая прибыль возросла в 2011 году на 12,2 млн. руб., чистая прибыль – на 9758 тыс. руб. В 2012 году на фоне некоторого снижения объема реализуемой продукции, в результате роста постоянных расходов, прибыль от реализации сократилась на 12956 тыс. руб. В данный период внереализационные расходы предприятия превысили внереализационные доходы и в 2012 году предприятие имело 258 тыс. руб. балансового убытка.

Данные таблицы 2.3 показывают, что валовая прибыль предприятия уменьшилась в 2011 году на 8696 тыс. руб., прибыль от реализации – на 13615 тыс. руб. Уменьшение прибыли от реализации продукции за рассматриваемый период деятельности предприятия обусловлен превышением затрат на производство и реализацию продукции над объемом продаж.

Кроме абсолютного размера прибыли показателем эффективности предприятия выступает рентабельность. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Представленные в таблице 2.4 данные подтверждают снижение эффективности работы предприятия в 2012 году по сравнению с 2010 годом.

 

Таблица 2.4 - Динамика показателей рентабельности

Показатели

Формула

2010 г.

2011 г.

2012 г.

рентабельность производства

0,0038

0,084

рентабельность продаж

0,0039

0,0726

рентабельность всего капитала

0,0013

0,29

рентабельность собственного капитала

0,016

0,073

рентабельность заемного капитала

0,066

1,79

Информация о работе Направления по улучшению эффективности использования материальных ресурсов