Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:26, курсовая работа
Международная торговля — торговля через границы между странами, обмен товарами и услугами. Разница между странами в их конкурентных преимуществах (или сравнительных преимуществах) при производстве различных продуктов приводит к международному разделению труда (расположение производства) и определяет поток экспорта и импорта между странами. Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности.
1.1 Сущность и формы международной торговли
Международная торговля — торговля через границы между странами, обмен товарами и услугами. Разница между странами в их конкурентных преимуществах (или сравнительных преимуществах) при производстве различных продуктов приводит к международному разделению труда (расположение производства) и определяет поток экспорта и импорта между странами. Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности. Международная торговля позволяет странам потреблять некоторые товары и услуги дешевле за счет импортирования, а также получить некоторые ресурсы и продукты из других стран, которые были бы недоступны другим способом, поскольку внутренние производители не в состоянии поставить их на рынок (например, редкое сырье или высокотехнологичный продукт). Международная торговля поощряет эффективность производства при помощи перераспределения ресурсов от тех регионов, которые лучше обслуживать при помощи импортирования в те отрасли промышленности, где страна имеет конкурентное преимущество по отношению к торговым партнерам. Вариации в конкурентном преимуществе разных стран отражаются в их различных структурах затрат (т.е. конкурентоспособной цены), а также в различном уровне квалификации (конкурентоспособность по дифференциации продукта). Они в свою очередь в большей мере определяются большими базовыми факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, капиталом) и степенью экономической зрелости (уровень дохода на душу населения, общие уровни издержек и цен, научная и техническая квалификация и т.д.). Наличие ресурсов и квалификации определяет выбор продуктов, которые страна сможет технически производить, в то время как относительные издержки, цена и дифференциация продукции определяет экономическую выгоду от производства продуктов, в которых она имеет относительное преимущество перед другими странами.
Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.
1. По специфике регулирования:
обычная международная торговля: осуществление регулирования в полном объеме в соответствии с национальным законодательством;
дискриминационная международная торговля: введение ограничений государством на экспортно-импортные операции;
преференциальная торговля: торговля, при осуществлении которой, применяются льготы.
2. По специфике предмета торговли:
торговля сырьем;
торговля топливом;
торговля продовольствием;
торговля полуфабрикатами;
торговля готовыми изделиями: производственного назначения, непроизводственного назначения;
торговля услугами: производственными, транспортными, экспедиторскими, консультационными, консигнационными, посредническими, туристическими, маркетинговыми, учетными и др.
3. По специфике взаимодействия субъектов:
традиционная торговля: экспорт-импорт товаров и услуг;
торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений
встречная торговля: бартер, операции с давальческим сырьем, операции на компенсационной основе.
Международная торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков - экспорта и импорта товаров. При этом понятиям «экспорт» и «импорт» сопутствуют понятия реэкспорта и реимпорта.
Технологический жизненный цикл товара проходит в международной торговле пять основных этапов. На первом этапе новый товар выходит на внутренний рынок. В процессе его завоевания качество товара совершенствуется. На втором этапе спрос на внутреннем рынке полностью удовлетворяется, и товары начинают экспортировать. На этом этане государство-производитель (или фирма-производитель) обладает временной монополией в выпуске и реализации товара на мировом рынке. На третьем этапе возможности отработки технологии для производства товара внутри страны исчерпаны, большинство потенциальных покупателей на внутреннем рынке удовлетворили потребность в данном товаре. Перспективы повышения эффективности просматриваются в перенесении производства с унифицированной технологией в экономику других стран, имеющих более дешевые факторы производства, например, более дешевую рабочую силу. На этом этапе товар начинает выпускаться другими государствами по лицензии для их внутреннего рынка. На четвертом этапе увеличивается выпуск товара в странах, в которые было перенесено производство. Удовлетворив спрос на внутреннем рынке, они начинают завоевание рынков в других странах и, в частности, национального рынка страны-разработчика. Дешевизна рабочей силы обусловливает более низкие издержки производства в стране, воспринявшей товар, поэтому разворачивается ценовая конкуренция на национальном рынке страны-разработчика. Победа в этой борьбе остается за страной с более низкими издержками производства, и страна-разработчик вынуждена свернуть производство и прекратить экспорт. На пятом этапе страна-разработчик полностью прекращает производство товара, а оставшиеся потребности удовлетворяет за счет ею импорта. В этих условиях она вынуждена заняться разработкой принципиально нового товара.
В международной торговле практикуются варианты технологического жизненного цикла товара с последовательным или одновременным началом как в стране-разработчике, так и в стране, воспринимающей технологию производства нового товара. Циклы с одновременным внедрением эффективны для товаров с коротким жизненным циклом, так как именно он диктует повышенную скорость коммерческого маневра. Товары с длительным жизненным циклом продвигаются в национальную экономику других государств последовательно, согласно традиционным вариантам технологического жизненного цикла товара.
Участие страны в международной торговле обусловлено уровнем её экономического развития, размерами территории, численностью населения, степенью обеспеченности природными ресурсами, емкостью внутреннего рынка, задачами и целями экономической политики.
Экспорт - вывоз за границу товаров для их реализации на внешнем рынке. Импорт - ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт - вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт - обратный ввоз из-за границы в страну не подвергшихся обработке отечественных товаров. Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства.
При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли. Первый из них (номинальный объем) представляет собой стоимость международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной торговли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам. Реальный объем международной торговли - это ее номинальный объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.
Номинальный объем международной торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные годы, в целом имеет общую тенденцию к росту. Она отражает, прежде всего, тенденцию роста физического объема международной торговли (поставок товаров в натуральном исчислении). Однако, учитывая тот факт, что и цены в международной торговле имеют в целом тенденцию к росту, то в результате стоимостный объем международной торговли растет быстрее, чем ее физический объем.
Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране, как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставления. Однако имеются и примеры отдельных стран (прежде всего это страны, для которых характерна высокая инфляция), где экспорт и импорт рассчитывают сразу же в долларах США.
Помимо показателей экспорта и импорта во внешнеторговой статистике используется показатель внешнеторгового сальдо, представляющего собой стоимостную разницу между экспортом и импортом. Сальдо может быть положительным (активным) или отрицательным (пассивным) в зависимости от того, превышает ли экспорт по своей величине импорт или, наоборот, импорт превышает экспорт (соответственно, существуют понятия активного и пассивного внешнеторгового баланса).
В целях международной сопоставимости экспорт рассчитывается на основе мировых цен на момент пересечения товаром таможенной границы на базе цен FOB, а импорт - на базе цен CIF. Эти цены традиционно используются в связи с тем, что основная часть товаров во внешней торговле перевозится морским транспортом. Они являются элементами общей системы торговых обычаев или базисных условий поставки товаров Инкотермс, последняя редакция которых была принята в 2000 г. Учитывая то обстоятельство, что в цены CIF входят помимо стоимости перевозки еще и затраты на страховку и фрахт судна (чего нет в ценах FOB), то стоимость мирового экспорта по этой причине оказывается меньше стоимости мирового импорта (на величину страховки, фрахта судна, а также и на величину некоторых портовых сборов).
Сумма по стоимости экспорта и импорта конкретной страны представляет собой ее внешнеторговый оборот. Однако для оценки внешнеторгового оборота в рамках мировой экономики в целом данная методика подсчета (путем суммирования экспорта и импорта) неприменима. Причина состоит в том, что экспорт одних стран автоматически является импортом для других, т.е. возникает так называемый «повторный счет». Поэтому в соответствии с международными договоренностями и со сложившейся практикой под мировым внешнеторговым оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира.
Импортно-экспортные квоты (контингент) — наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контингентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты. В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю. Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И, наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики. Квотирование осуществляется путем выдачи лицензий.
1.3 Направления внешнеторговой политики РФ
К основным направлениям внешнеэкономической деятельности в работе отнесены внешняя торговля (товарами) и инвестиционное сотрудничество, как имеющие наибольшее влияние на экономическое развитие отдельных отраслей. Благодаря обновлению макроэкономических инструментов воздействия произошла существенная трансформация народного хозяйства РФ.
Во-первых, под контролем и с участием государства создан каркас рыночного механизма, что стимулировало социально-экономическое развитие, постепенно устраняло недостатки прежнего бюрократического централизма, поощряло положительные стороны конкуренции, придавало экономике динамичность.
Во-вторых, сложилось многоукладное
товарное хозяйство с капиталистической
ориентацией и на этой основе достигнуты
качественные сдвиги во всех секторах
экономики: укрепился и утвердил свою
ведущую роль государственный сектор,
обновился и реорганизуется коллективный
сектор, развивается частный сектор, а
государственно-
В-третьих, экономика становится все более открытой как для отечественных, так и для иностранных предпринимателей, идет диверсификация внешнеэкономической деятельности, для развития страны интенсивно привлекаются прямые иностранные инвестиции и кредиты.
В-четвертых, на основе экономической трансформации шаг за шагом обновляется и демократизируется политическая система общества, сохраняется стабильность в стране, повышается управленческая способность государственного аппарата.
РФ вступила в 90-е годы в обстановке острого социально-экономического кризиса к перестройке прежней системы мирохозяйственных связей, что отрицательно сказалось на темпах развития страны.
2 Экономическая характеристика экспортного
2.1 Содержание и сущность экспортного потенциала России
Понятие «потенциал» произошло от латинского слова potentia, что означает скрытая возможность, мощь. Экспортный потенциал является составной частью экономического потенциала, который также включает в себя производственный, научно-технический, трудовой, инвестиционный, информационный потенциалы. Экспортный потенциал - способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам. От экспортного потенциала необходимо отличать экспортные ресурсы. Наиболее распространенным является следующее определение этого понятия, а именно, экспортные ресурсы - это виды и объемы экономических продуктов или финансовых ресурсов, предназначенных для продажи на внешних рынках. Кроме того, экспортные ресурсы более узкое понятие, это часть экспортного потенциала страны, предназначенная для текущей реализации.
Информация о работе Направления регулирования внешней торговли в России