Направления регулирования внешней торговли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля — торговля через границы между странами, обмен товарами и услугами. Разница между странами в их конкурентных преимуществах (или сравнительных преимуществах) при производстве различных продуктов приводит к международному разделению труда (расположение производства) и определяет поток экспорта и импорта между странами. Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности.

Файлы: 1 файл

cursabaya 1.doc

— 48.64 Кб (Скачать файл)

Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он развивается по тем же законам и в тех же условиях, как и весь народнохозяйственный комплекс страны. Экспортный потенциал может дать не только дополнительные ресурсы, которые при их целенаправленном и эффективном использовании могли бы стимулировать экономический рост. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста в целях преодоления разрыва с развитыми государствами по основным социально-экономическим параметрам. В этой связи профилирующей и наиболее сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны. Это - главное, что будет определять траекторию количественного и качественного роста внешней торговли в перспективе, масштабы и эффективность участия России в международном разделении труда в условиях быстро развивающегося процесса глобализации мировой экономики и мирохозяйственных связей.

  Экспортный потенциал можно было бы определить, как способность национальной экономики, ее секторов, отраслей, предприятий и компаний производить конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги путем использования как сравнительных национальных преимуществ (масштабные природные ресурсы, благоприятные географические, инфраструктурные и другие факторы, высокая производительность труда и т.д.), так и новых конкурентных преимуществ, основанных не достижениях науки и научно-технического прогресса. Россия располагает набором как сравнительных национальных преимуществ, так и новых, технологических преимуществ, представленных накопленным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, хотя и серьезно ослабленным за прошедшие годы рыночных преобразований. В реальной экономике на обозримую перспективу, как представляется, складываются два основных направления развития экспортного потенциала и двухуровневая товарная структура экспорта, базирующаяся на использовании статичных по своему характеру сравнительных национальных преимуществ в природно-ресурсной сфере при курсе на облагораживание вывозимой продукции и динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях и инновациях на всех стадиях производственного цикла - от создания товара до продвижения его к зарубежному потребителю. Экспортный потенциал и его фактическая реализация являются основными индикаторами конкурентоспособности и служат подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства.

 

 

 

 

2.2 Место и роль государства в формировании экспортного потенциала России

Изучив содержание и сущность экспортного потенциала страны, можно перейти к рассмотрению вопроса о месте и роли государства в формировании экспортного потенциала России.

Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке. Необходимость укрепления экспортного потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Российская Федерация заинтересована в оказании поддержки российским организациям-экспортерам, так как это обеспечивает увеличение объемов отечественного производства, рост налоговых поступлений в бюджет и создание дополнительных рабочих мест. Исчерпание экстенсивных факторов роста российского экспорта товаров сырьевой группы, сокращение удельного веса машинотехнической продукции в национальном экспорте, а также постоянное ужесточение степени международной конкуренции на внешних рынках на фоне активной государственной поддержки экспорта за рубежом и применения развитыми странами защитных мер в интересах собственных отраслевых производств, подтверждает необходимость мер со стороны государства в области содействия развитию прогрессивной качественной структуры экспортного потенциала России.

Для повышения заинтересованности производителей экспортной продукции в развитии экспортного потенциала и его практической реализации государственная поддержка осуществляется методами тарифного и нетарифного регулирования, льготного налогообложения и кредитования, государственного страхования экспортных операций и другими средствами государственного регулирования.

 

В настоящее время в Российской Федерации государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции определяется приоритетами международного сотрудничества, осуществляется в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространяется в основном на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества. К основным факторам, сдерживающим развитие отечественного экспорта промышленной продукции, относятся : высокие риски финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций; невыгодные условия кредитования экспортных операций. В Российской Федерации в целях совершенствования кредитования и гарантирования внешнеэкономических операций создано закрытое акционерное общество "Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк" (ЗАО "Росэксимбанк"), которое является агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции. Масштабы капитализации и финансовой деятельности отечественного Росэксимбанка значительно уступают ЭКА как развитых, так и многих развивающихся стран. Его уставный капитал составляет около 40 млн долл., а, например, Эксимбанка Китая — 408 млн долл.

Другим методом государственной поддержки экспорта является использование системы налогового кредитования экспортеров по НДС. Существует два основных механизма освобождения экспортеров от бремени НДС — система налогового кредитования экспортеров по НДС и система возмещения уплаченного НДС. При использовании системы налогового кредитования экспортеров по НДС все зарегистрированные предприятия-экспортеры получают налоговый кредит в размере НДС, уплаченного ими при закупках на внутреннем рынке. В конце каждого отчетного периода экспортеры суммируют весь объем НДС, уплаченного при покупке расходных материалов и комплектующих у местных поставщиков, вычитают эту сумму из общего объема налоговых платежей за данный отчетный период, а затем выплачивают государству лишь полученную разницу. В рамках системы возмещения уплаченного экспортерами НДС для поддержания стабильного функционирования предприятий-экспортеров, а также с целью минимизации бюджетных расходов экспортеры обязаны вести специальные регистры НДС, уплаченного при покупке материалов и комплектующих, которые были использованы при производстве товаров на экспорт. Данные регистры подтверждают их право на возмещение НДС.

Особого внимания требует вопрос нетарифного регулирования экспорта, к которому относится квотирование и лицензирование. Квотирование – регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения вывоза отечественной продукции определенным количеством или суммой на установленный период времени. Квоты делятся на: глобальные и индивидуальные. Глобальное квотирование – на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который экспортируют вне зависимости от страны экспортера. Такой вид квотирования используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров. Индивидуальное квотирование – устанавливается в рамках глобальной квоты; существует разделение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т.е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Лицензирование является основной формой осуществления экспортного контроля, т.е. контроля за экспортом товаров военного и двойного назначения(товаров, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях), экспорт которых может угрожать национальной и международной безопасности. Кроме того, лицензирование используется в экологических целях для сохранения редких видов животных и растительного мира. Так, лицензионный контроль установлен за экспортом диких животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов, коллекционных материалов по минералогии и биологии.

Другой альтернативой реализации государственной поддержки экспорта является метод тарифного регулирования. При осуществлении экспортной операции таможенному обложению подлежат вывозимые из России товары во все без исключения государства, причем ставки экспортных пошлин едины для всех стран мира. Экспортный тариф России представляет перечень товаров с указанием ставок пошлин, а также перечень товаров, вывозимых из страны беспошлинно. Цель экспортного тарифа: регулирование внутрихозяйственной экономической политики и приспособление к мировой конъюнктуре. Вывозные пошлины удорожают экспорт, а иногда делают его менее выгодным, чем продажу товаров на внутреннем рынке. Это может привести к сокращению экспорта. Не все субъекты платят экспортные пошлины. Так предприятие, в уставном фонде которого содержится не менее 30% иностранного капитала, имеет права экспортировать продукцию собственного производства без уплаты пошлин. Особые (льготные) таможенные пошлины в настоящее время действуют также в нефтяной и газовой промышленности.

Ситуация, сложившаяся к настоящему времени в экспортном секторе экономики России, свидетельствует, что ни объем, ни форма государственной поддержки экспортоориентированных производств не могут считаться удовлетворительными и достаточными для формирования предпосылок осуществления активной экспортной экспансии на внешних рынках. Решение данной проблемы как важнейшей составляющей развития национального хозяйства в целом представляет для России крайне важное значение. Расходы на содействие развитию экспортного потенциала в России не только значительно ниже тех, что имеют место в промышленно развитых и ряде развивающихся странах, но и ниже утвержденных показателей в собственных программах развития национального экспорта.

 

 

2.3

Экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент - либерализация внешней торговли - определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками на перспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер.

Россия на протяжении длительного времени была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв.

Существенные изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней.

Отличительными чертами внешней торговли в конце XIX - начале XX вв. являлись, с одной стороны, ускоренное развитие капитализма, а с другой - эволюция мировой экономики, которые предопределили существенное расширение масштабов российского экспорта, изменение его структуры, специфики торговых рынков в мире. Кроме того, активизация внешней торговли России на мировом рынке происходила в условиях обострившейся конкуренции между ведущими державами за рынки сбыта. Российская внешнеторговая политика осуществлялась в соответствии с экономической доктриной С.Ю. Витте, в основе которой было стремление обеспечить отечественную промышленность рынками сбыта. Важно также подчеркнуть, что внешняя торговля приобрела еще большее значение для казны после денежной реформы 1895 - 1897 гг., когда русский рубль стал конвертируемым и в России, как и в других странах, установилась система золотого монометаллизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности формирования и развития экспортного потенциала России

3.1 Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России

Рассмотрев в первой главе экономическую характеристику экспортного потенциала страны, следует проанализировать особенности формирования и развития экспортного потенциала России и в первую очередь место и роль сырьевого комплекса в данном процессе.

Российская Федерация обладает значительным ресурсно-производственным потенциалом, достаточным в целом не только для самообеспечения России, но и для динамичного развития в системе мирового разделения труда. Топливно-сырьевой комплекс составляет основу российского экспорта, что свидетельствует о его высокой конкурентоспособности на мировом рынке. В настоящее время состояние ведущих экспортоориентированных отраслей (топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности, лесопромышленного комплекса и др.) характеризуется следующими показателями:

- постепенное истощение старых месторождений и рост затрат на разведку и развитие технологий для повышения эффективности добычи, необходимость строительства новых трубопроводов (прежде всего, нефтяная и газовая отрасли);

- необходимость модернизации основных фондов (характерна для всех отраслей);

- высокие транспортные издержки (для большинства экспортоориентированных отраслей).

Особого внимания требует рассмотрение топливно-энергетического комплекса, который тесно связан со всей промышленностью страны. Добыча и потребление топливно-энергетических ресурсов, пришедших в начале века на смену дереву и углю, растет с каждым годом. В наше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки играет не последнюю роль в определении геополитической ситуации той или иной страны. ТЭР являются одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего машинотехнических, в своем экспорте. Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и следовательно, основным источником финансирования импорта. Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров.

Информация о работе Направления регулирования внешней торговли в России