Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:26, курсовая работа
Международная торговля — торговля через границы между странами, обмен товарами и услугами. Разница между странами в их конкурентных преимуществах (или сравнительных преимуществах) при производстве различных продуктов приводит к международному разделению труда (расположение производства) и определяет поток экспорта и импорта между странами. Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности.
Таким образом, ТЭР - это богатство России. Топливно-энергетическая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на ТЭР всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей топливно-энергетической промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.
Прогнозные запасы природного газа в России оцениваются в 236 трлн куб. м., а достоверные — в 29—48 трлн куб. м, или 27% всех мировых запасов. Эти цифры гипнотизируют многих. Однако запасы из недр еще нужно извлечь и транспортировать до потребителей. И то и другое требует огромных вложений в газовую инфраструктуру. В оценках перспектив добычи газа согласия намного меньше, чем в отношении нефти. Прогнозы различаются от сохранения нынешнего уровня добычи до увеличения ее до 702-722 млрд куб. м в 2010 г. и 720-780 млрд куб. м - в 2020 г. Современная добыча газа в России базируется на трех месторождениях-гигантах, из которых Медвежье уже вошло в стадию падающей добычи, Уренгой близко к этому состоянию, а Ямбург пока работает на пике своих возможностей. Инвестиции в газовую отрасль на 80% направляются на возмещение выбытия мощностей, их ремонт и реконструкцию, чтобы обеспечить достигнутый уровень добычи и транспорта. Континентальный шельф арктических морей России общей площадью 3,9 млн. км2 содержит 100 млрд. т углеводородов. Неразведанные ресурсы природного газа в 2,3 раза превышают добытые, текущие, разведанные и предварительно выявленные запасы.
Из других энергоносителей наиболее крупными являются запасы каменного угля. Неразведанные запасы угля уникальны (порядка 5 трлн. т). Возможности наращивания добычи угля значительны, но его темпы ограничены. В этой отрасли работают преимущественно частные компании, способные увеличивать добычу вслед за ростом спроса на уголь. Проблемы развития угольной отрасли в основном связаны с низким спросом, обостряющейся нехваткой кадров и ростом числа аварий. Ожидается умеренный рост добычи до 328—343 млн т. в 2010 г. На перспективу до 2020 г. предполагается, что добыча угля будет определяться спросом.
Вышеприведенные данные свидетельствуют о высокой надежности долговременного развития ТЭК России с учетом удовлетворения собственных потребностей и экспорта. Главная проблема состоит в привлечении инвестиций, внедрении современных технологий и организации работ на всех этапах геологоразведки, добычи и переработки нефти и газа.
Важным пунктом является рассмотрение рынков сбыта российских углеводородов. Основным рынком для российских энергоресурсов выступают страны Западной, Центральной и Восточной Европы, для которых доля России в суммарном импорте составляет более 50% по сетевому газу и порядка 23% по нефти и нефтепродуктам. Газовая промышленность России, обладающая крупнейшими в мире ресурсами природного газа на суше и море, а также мощной Единой системой газоснабжения, связывающей Россию со странами СНГ и Европы, и имеющая большое геополитическое значение для евроазиатского региона, объективно призвана оказать глубокое стратегическое воздействие на формирование международных энергетических отношений на рубеже XXI столетия. Европа не в состоянии полностью обеспечить свои потребности в природном газе за счет собственных источников. Дефицит газа в Германии, Франции, Италии составляет более 50% и в значительной мере покрывается поставками ОАО «Газпром». Российский газ имеет более низкую себестоимость, чем сырье из Алжира и Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в сжиженном состоянии танкерами. Доля России (ОАО «Газпром») в западноевропейском импорте – 47%. Страны Восточной и Центральной Европы являются для России также важными рынками сбыта энергоносителей и источниками получения свободно конвертируемой валюты. На долю топливно-энергетических ресурсов приходиться 78% российского экспорта в этот регион, здесь потребляется около 35% экспортируемого в дальнее зарубежье российского газа. Основные рынки сбыта российской нефти – это Великобритания и Ирландия (четверть экспорта в дальнее зарубежье), Восточная Европа (доля РФ в импорте нефти Болгарии составляет примерно 90%, Польши 40-50%), Средиземноморье (Италия, Греция, Кипр, Турция), «материковые страны» Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Лихтенштейн – от 18 до 20%), США и Канада – 7%.
3.2
Россия поддерживает
дипотношения со всеми 33 государствами
Латинской Америки и Карибского бассейна
(ЛАКБ). В 2002-2004 гг. восстановлены отношения
с Гренадой, установлены - с Сент-Винсентом
и Гренадинами, Сент-Кристофером и Невисом,
Багамскими островами, Сент-Люсией.
Проводится линия на укрепление дружественных
связей с государствами региона, наращивание
взаимодействия на мировой арене, развитие
торгово-экономического, инвестиционного,
научно-технического и культурного сотрудничества.
Развивается политический диалог.
Венесуэла, Боливия, Никарагуа, Куба, Эквадор,
Аргентина форсируют интеграционные проекты
в Латинской Америке. В то же время Россия
в настоящее время успешно восстанавливает
свое экономико-политическое присутствие
в Латинской Америке после длительного
периода недооценки этого континента
во внешнеполитических и внешнеэкономических
приоритетах России.
Многие эксперты отмечают, что современные
интересы России совпадают с сутью латиноамериканской
интеграции и ее целями. А в более широком
контексте - с формированием нового международного
экономического порядка, который уменьшит
экономическую зависимость от американского
доллара и, стало быть, от интересов транснациональных
финансовых структур. Именно такой порядок
формируют латиноамериканские страны:
Венесуэла, Бразилия, Боливия, Никарагуа,
Куба, Эквадор и Аргентина недавно договорились
создать общий рынок товаров, услуг, капиталов
и рабочей силы. А также создать единую
валюту, не привязанную исключительно
к доллару США.
Основные выгоды
сотрудничества России со странами Латинской
Америки:
Первое: Россия и Латинская Америка, взаимодействуя
в нефтегазовой сфере, смогут более активно
влиять на мировой нефтяной рынок - прежде
всего в плане повышения мировых цен, жизненно
необходимого для РФ и "нефтяных"
латиноамериканских стран (Боливия, Венесуэла,
Эквадор). Потому что их общие ресурсы
- это почти четверть мировых нефтяных
запасов мира.
Второе: продукты тропического сельского
хозяйства (тростниковый сахар-сырец,
кофе, какао, фрукты), рыбную и мясную латиноамериканскую
продукцию РФ сможет покупать напрямую,
а не через "западных" посредников.
Которые взинчивают цены на ту же продукцию,
самое меньшее, на четверть.
Третье: российская промышленность будет
загружена долгосрочными заказами по
разнообразному оборудованию и смежным
товарам, в коих нуждается Латинская Америка.
А это для нашей промышленности - стабильные
рабочие места, высокий спрос на квалифицированную
рабочую силу, научно-технических работников.
Четвертое: у многих российских компаний,
работающих по латиноамериканским заказам,
появится долгосрочный стимул не уводить
деньги в оффшорные страны и зоны (большинство
из которых находится в Центральной Америке),
а вкладывать их в латиноамериканские
отрасли, причем с крупной и гарантированной
прибылью
Проанализировав влияние сырьевого и несырьевого комплекса на формирование экспортного потенциала России, можно перейти к рассмотрению путей развития экспортного потенциала нашей страны.
Развитие экспортного потенциала России является исключительно важным и актуальным процессом на современном этапе экономического развития России. На сегодняшний день, российский экспорт является крупным сектором национального хозяйства, через который реализуется до 2/5 ВВП страны. Развитие экспорта позволит обеспечить увеличение валютных ресурсов для импорта жизненно важных для России товаров и погашения внешней задолженности.
Нынешняя структура торговли, в которой преобладает продукция топливно-сырьевых отраслей, не может обеспечить дальнейший рост экономики как из-за ограниченности ряда природных ресурсов, так и из-за относительной узости рынков их сбыта и нестабильности конъюнктуры на этих рынках, ведущей к колебаниям цен. Учитывая все сказанное, можно предполагать, что прирост российского экспорта энергоресурсов, сырья и материалов, составляющих сегодня его основу, вырастет за ближайшие 15 лет не более чем на 15—20%. При этом имеется в виду сохранение относительно стабильного уровня цен. Изменение цен на эти товары российского экспорта может несколько увеличить или уменьшить размеры прироста в стоимостном выражении. Нестабильность мировых цен на основные товары российского экспорта — самая уязвимая черта современной российской экономики. В этой ситуации российскому бизнесу и государству предстоит осуществить выбор структуры дальнейшего развития экономики. Несмотря на очевидную бесперспективность односторонней ориентации на добычу нефти, газа и производство сырья и материалов, верхушка российского бизнеса пока склонна заниматься только добывающими отраслями. В этом заинтересован и западный бизнес, который видит в России источник энергоресурсов, сырья и материалов, т.е. хотел бы сохранить за Россией в мировой экономике положение, которое занимают развивающиеся страны. В практическом плане это проявляется в том, что иностранный капитал идет в Россию преимущественно в добычу нефти и газа, а в промышленно развитых странах под разными предлогами, главным образом путем обвинения в демпинге, сдерживаются поставки продукции обрабатывающей промышленности из России.
Современная Россия в силу недостаточной конкурентоспособности большинства отечественных обрабатывающих отраслей выступает в международном обмене в роли поставщика сырья и потребителя готовой продукции.
Оставаясь сырьевой страной, Россия не сможет использовать то прогрессивное начало, которое несет глобальная экономика, способствующая научно-техническому прогрессу и росту эффективности производства. Сырьевые отрасли весьма капиталоемкие. На них приходится более половины капиталовложений в производственные отрасли, что сдерживает развитие наукоемких отраслей. Но российское правительство пока вообще не делало реальных шагов для проведения промышленной политики, направленной на форсированное развитие современных наукоемких отраслей, прежде всего машиностроения, экспорт продукции которых способен коренным образом изменить структуру российского экспорта и способствовать ускорению его роста. Вообще устойчивый рост российской экономики, независимый от мировой конъюнктуры на несколько сырьевых товаров, возможен лишь при развитии конкурентоспособной многоотраслевой структуры промышленности, прежде всего наукоемких отраслей машиностроения (на него приходится сейчас свыше 40% мирового экспорта). Россия должна предпринять серьезные усилия для развития этой отрасли, если она хочет занять в мировом хозяйстве место высокоразвитой современной державы и выйти на мировые рынки, как и другие развитые страны, с машиностроительной продукцией. Конечно, при современном многообразии выпускаемой техники и углублении МРТ Россия не может и не должна ориентироваться на производство всех видов машиностроительной продукции. Однако сегодня МРТ развивается не по линии межотраслевой, а по линии внутриотраслевой специализации и кооперации. Хотя некоторым машиностроительным компаниям удается найти свои ниши на мировом рынке, надеяться на то, что машиностроение без серьезной государственной поддержки выйдет на высокий уровень и займет достойное место в экспорте, не приходится. Главное в решении задачи подъема машиностроения — обеспечение условий для роста капиталовложений в отрасль.
В настоящее время общую ситуацию в мировой экономике и место страны в системе международного разделения труда все в большей степени определяет потенциал наукоемких отраслей промышленности, связанных с использованием высоких технологий. Ключевое значение для совершенствования внешнеторговой специализации России имеет реализация ресурсно-инновационной модели развития отечественной экономики, ориентирующейся на постепенное повышение доли завершающих стадий технологического цикла при одновременном сосуществовании разноуровневых конкурентных преимуществ. В условиях реально функционирующей в России многоукладной конкурентной экономики принципиально возможной и достижимой в обозримой перспективе является инновационная диверсификация экспорта.
Россия располагает определенными возможностями по наращиванию экспорта продуктов интеллектуальной собственности – программного обеспечения, ноу-хау, патентов, лицензий, товарных знаков и др. Но из-за пробелов в законодательстве многие российские научные разработки бесконтрольно уходят за границу, страна теряет крупные валютные доходы. Так, в конце 90-х годов в США было получено 800 патентов на технологии, фактически произведенные в России. Причем в самих США интеллектуальная собственность и разработки тщательно охраняются законом и их нельзя передать за границу без разрешения властей.
Россия, обладая большими запасами ресурсов, является крупным потенциальным конкурентом другим странам. Поэтому все мирохозяйственные отношения с Россией осуществляются сложно. Каждая национальная экономика стремится обезопасить себя от потенциального конкурента. В современных условиях внешнеэкономические действия России очень часто подвержены самым различным запретам. Любой более-менее конкурентоспособный производитель России испытывает затруднения при выходе на мировой рынок. При этом выдвигаются не только экономические, но и политические преграды, усложняющие внешнеэкономические контакты предприятий России, страны в целом. Количество санкций против России, начиная с 1992 года, постоянно растет. В 1992 году было всего 13 различных санкций, которым подвергалась внешнеэкономическая деятельность страны. В 2001 году их было уже 150. В 2007 году количество различных санкций во внешнеэкономической деятельности России со стороны других стран не уменьшилось. Признание России рыночной страной не намного улучшило экономические взаимоотношения с Россией в мирохозяйственных процессах. От России закрывают некоторые рынки Южная Корея, Индия, Египет, Колумбия, Польша, Украина, Перу и другие страны хотя бы раз в год стремятся ввести против нашей национальной экономики какие-либо санкции. Эти санкции, с одной стороны, защищают экономику этих стран от мощного потенциального конкурента. С другой стороны, наносят нашей экономике серьезный ущерб. На внешнем рынке санкции против нашей страны формируют ущерб в 2 млрд. долл. в год.
Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере остается вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров.
Присоединение к ВТО — это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития. Присоединение России к ВТО создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.
Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.
Информация о работе Направления регулирования внешней торговли в России