Научно – техническое развитие Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Настоящая Концепция научной и научно - технической политики Республики Казахстан разработана применительно к решению задач предстоящих 5 - 10 лет переходного периода и направлена на обеспечение стабильного развития научно - технической сферы, формирование научно - технического потенциала, отвечающего современным требованиям инновационного развития экономики и ее ресурсным возможностям, обеспечивающего создание конкурентоспособной национальной экономики и ее устойчивого развития.
Технологическое развитие – это совокупность взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на способность экономики страны обеспечить разработку, внедрение, эффективное использование и широкое распространение новых способов производства товаров и услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………......…2
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНОЙ И НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………….….….4
1.1. Основные принципы научной и научно - технической политики…….....4
1.2. Основные цели и задачи в области научной и научно-технической политики……………………………………………………………………….…4
2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОГО И НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ……………………..……7
2.1. Инновационная деятельность в области науки и научно - технической деятельности…………………………………………………………………......9
2.2. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в области науки и научно - технической деятельности……………………………….....11
2.3. Развитие научных исследований в регионах……………………………..12
2.4. Научно - техническая политика в оборонной области…………………...14
3. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ……………………………………………….…16
3.1. Региональные аспекты управления наукой……………………………….19
3.2.Научные организации: статус и управление научно-технической деятельностью…………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Мировой опыт показывает, что для этих целей должны быть выработаны и реализованы специальные способы и механизмы развития производительной инфраструктуры. При этом, чем менее связанной является новая экономика с сырьевым экспортом, тем больше у нее шансов стать самостоятельной ветвью в экономике страны со способностью конкурировать с зарубежными производителями не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

В связи с этим, Правительством Республики Казахстан рассмотрена  и одобрена Концепция инновационной  деятельности в Республике Казахстан.

Финансово - экономический потенциал Казахстана не оставляет возможности реализовать задачи, поставленные в Концепции в кратчайшие сроки, тем более, что они должны охватывать широкие сферы научных, производственных, образовательных структур, подготовка которых не может быть обеспечена в течение двух - трех лет.

Поскольку инновационная  деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных  научных исследований и разработок либо иных научно - технических достижений в новый или усовершенствованный  продукт, реализуемый на рынке, в новый технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки, то инновационный процесс должен охватывать широкий круг задач в области промышленности, образования и науки.

В этой связи, первоочередные меры в инновационной деятельности в области науки и научно - технической  деятельности должны быть ориентированы  на:

максимальное тиражирование  завершенных разработок и реализацию их на рынке;

непрерывное создание и поддержку малых производств, реализующих инновации на имеющихся научно - технологических и производственных базах, в основном на уровне улучшающих технологий;

закуп зарубежных патентов и лицензий, необходимых для развития в республике передовых наукоемких технологий; адаптацию их к местным условиям, проведению исследований по совершенствованию приобретенных технологий на перспективу либо созданию на их основе новых, более совершенных;

формирование кадровой базы.

В то же время, обязательным является проведение перспективных исследований по созданию новых наукоемких технологий и производств.

Основная часть работ  должна проводиться через базовые  научно - технологические центры подготовки технологий к внедрению или экспорту.

По мере утверждения  рыночных отношений в производственно - экономической сфере и реализации предложенных мер можно будет перейти к реализации инновационной деятельности в рамках современной технологии управления инвестиционными и другими проектами (проектного менеджмента). Все это позволит не только расширить сферу научного поиска, использовать более гибкие формы организации научных и технологических исследований, но и даст возможность привлечь дополнительные средства для реализации государственной научно - технической политики.

 

2.2 Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в области науки и научно - технической деятельности

 

Важнейшим и необходимым  структурным элементом рыночной системы хозяйствования является обеспечение  устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе и в области науки и научно - технической деятельности. В условиях нашей страны это обусловит, с одной стороны, рост числа рабочих мест, а с другой, предотвратит утечку научно - технических кадров и разрушение имеющейся научно - технической базы. На период становления инновационного малого и среднего бизнеса в научно - технической сфере ему, как показывает мировой опыт, необходима государственная поддержка.

Современные формы малого и среднего предпринимательства  будут способствовать созданию широкого рынка научно - технической продукции и услуг с соответствующими ему инфраструктурой и менталитетом. На их базе предполагается создание своего рода узла, на входе которого - идеи, изобретения, патенты, а на выходе - товары. Следует отметить, что малое и среднее инновационное предпринимательство может формироваться и развиваться как на базе ликвидируемых научных организаций, так и путем реструктуризации и приватизации объектов научно - технической сферы с выделением "ядра" научной организации, отвечающего за фундаментальные, стратегически важные исследования, и подразделений, отвечающих за внедренческо - прикладные исследования.

Связываемое с развитием  малого и среднего бизнеса возрождение  предпринимательства в Казахстане должно осуществляться на более совершенной технической базе. Речь идет о необходимости обновления производственной базы и создания собственной инфраструктуры, чтобы малое предпринимательство в полной мере проявило присущие ему гибкость, способность быстро реагировать на изменения спроса. Специфика малых форм бизнеса подразумевает соответствующую поддержку (включая прямое финансирование, в том числе рисковое, льготное, кредитование коммерческими банками, создание инвестиционных компаний, ориентированных на малый бизнес). Многие международные программы поддержки рыночных преобразований в странах СНГ предусматривают создание специальных фондов помощи малым и средним предприятиям. Часть средств будет поступать в форме так называемой технической помощи (услуги экспертов, консультантов).

Чтобы поддержка малого и среднего бизнеса достигала  поставленных целей, особое значение приобретает  стимулирующая функция налогово - финансовой политики.

 

2.3. Развитие научных исследований в регионах

 

Неотъемлемой частью государственной научно - технической политики должно стать содействие укреплению научно - технического потенциала регионов, который в силу тесного соприкосновения с производством на местах может быть более эффективным и жизнеспособным. Региональные аспекты следует учитывать при создании новых и реорганизации существующих научно - технических организаций и определении головных региональных и межрегиональных научных организаций.

Наука в регионах должна строиться на базе требований развития местного промышленного и агропромышленного  комплексов, а также специфических социально - экономических и экологических проблем. Региональные научные организации должны также стать центрами развития инновационной деятельности. В областных бюджетах следует возродить статью, предусматривающую ассигнования на науку.

Важную роль в развитии и активизации научных исследований в регионах могут и должны сыграть  местные вузы. Необходимо в полной мере использовать их научно - технический  потенциал в процессах преобразований в экономической и социальной сфере регионов, они должны стать центрами научно - инновационного развития

Государственный орган  управления научно - технической сферой и руководство регионов должны сосредоточить  свои усилия на следующих направлениях научной и научно - технической  политики:

поиске активных точек экономического роста в регионах и форм их научно - технической поддержки;

участии в определении приоритетных научно - технологических аспектов развития региона;

содействии развитию новых форм организации и поддержки научно - технической деятельности в регионах. Со стороны государства необходимо обеспечивать:

разработку системных принципов  и методов региональной политики, научное прогнозирование стратегического  развития регионов;

научно - техническое  сопровождение проектов комплексного развития регионов;

научное обоснование (экспертизу) при формировании эффективных межрегиональных, трансрегиональных и приграничных взаимодействий;

увязку региональных научно - технических программ с задачами научно - технического развития как составной части социально - экономического развития страны.

2.4. Научно - техническая политика в оборонной области

 

Неотъемлемой частью государственной научно - технической  политики является научно - техническая политика в оборонной области, основными целями которой определены:

развитие, поддержка оборонных  предприятий и обеспечение ремонта, модернизации и производства наиболее приоритетных для Казахстана отдельных  видов вооружения и военной техники;

обеспечение приоритетного развития и технического оснащения войск связи, разведки, радиоэлектронной борьбы, противовоздушной обороны, транспортной авиации.

Приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких производств рассматривается в  качестве важнейшего ресурса обеспечения национальной безопасности и предотвращения военной угрозы для страны.

Интересы обеспечения  военной безопасности требуют достижения необходимого развития устойчивости и  надежности технологической базы оборонных  отраслей производства. Для этого  необходимо обеспечить способность страны в кратчайшие сроки компенсировать импортные поставки собственными аналогами.

При осуществлении научно - технической политики в оборонной  области особое внимание должно быть уделено реализации основных положений  Военной доктрины, развитию и конверсии военно - промышленного производства.

Для ее успешного выполнения необходимо:

разработать стратегию  и методологию развития и конверсии  оборонного комплекса, утилизации вооружения и военной техники;

создать условия для  выхода товаров, реализуемых в результате конверсии и утилизации, на международный рынок;

развивать международное  сотрудничество в сфере научно - технического взаимодействия по проблемам  конверсии и разработки технологий двойного применения;

осуществлять координацию работ предприятий промышленности и научно - исследовательских институтов по вопросам развития и конверсии.

Конверсию оборонных  предприятий страны целесообразно  проводить с учетом:

социальной значимости результатов конверсии;

обеспечения экономической и военно - технической эффективности конверсионных мероприятий;

сохранения научно - технического потенциала по приоритетным направлениям развития технологий;

обеспечения военной  безопасности государства;

поддержки квалифицированных  научных и инженерных кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УПРАВЛЕНИЕ  НАУКОЙ

 

С точки зрения административного  права наука включает в себя деятельность познающих субъектов, отношения, возникающие  в процессе получения и использования  научного знания, сами знания, зафиксированные  на установленных информационных носителях.

Научная деятельность направлена на получение, распространение и  использование новых знаний, и  для ее управления необходимы собственные  усилия самой научной общественности. Но без организующей роли государства  в лице его органов управления обойтись невозможно.

Конституция Республики Казахстан гарантирует каждому  свободу творчества. Это в полной мере относится и к субъектам  научно-технической деятельности в  процессе осуществления фундаментальных  и прикладных исследований. К фундаментальным исследованиям относят экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды, а к прикладным — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Действующее законодательство о науке определяет принципы государственного регулирования отношений в сфере  науки и техники, программно-целевого обеспечения организации исследований, материально-технического и информационного обеспечения науки, защиты интеллектуальной собственности и международного сотрудничества.

Наука и научное сообщество во многих государствах—странах СНГ  формально утратили конституционное право претендовать на государственную поддержку.

Основные направления  государственной научно-технической  политики определяются Президентом  Республики Казахстан на основе доклада  Правительства Республики Казахстан.

Государственные научно-технические программы, безусловно, отражают отношение государства к приоритетным направлениям развития науки и техники. Но с точки зрения закона каждый субъект научно-технической деятельности сохраняет правовую возможность участия в реализации указанных программ, причем перечень этих субъектов не ограничивается сложившимися формами академических, отраслевых, вузовских научных организаций. Заметна роль общественных объединений научных работников, осуществляющих в качестве основной научно-техническую деятельность (Инженерная академия и др.).

Таким образом, государство  создает равные правовые условия  для функционирования организационных  структур (организаций), основанных на различных формах собственности, которые  занимаются научно-исследовательской  деятельностью, обучением и повышением квалификации кадров.

Подобная практика государственного управления наукой позволяет основываться на:

1) признании науки  социально значимой отраслью;

Информация о работе Научно – техническое развитие Казахстана