Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:06, курсовая работа
Настоящая Концепция научной и научно - технической политики Республики Казахстан разработана применительно к решению задач предстоящих 5 - 10 лет переходного периода и направлена на обеспечение стабильного развития научно - технической сферы, формирование научно - технического потенциала, отвечающего современным требованиям инновационного развития экономики и ее ресурсным возможностям, обеспечивающего создание конкурентоспособной национальной экономики и ее устойчивого развития.
Технологическое развитие – это совокупность взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на способность экономики страны обеспечить разработку, внедрение, эффективное использование и широкое распространение новых способов производства товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………......…2
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНОЙ И НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………….….….4
1.1. Основные принципы научной и научно - технической политики…….....4
1.2. Основные цели и задачи в области научной и научно-технической политики……………………………………………………………………….…4
2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОГО И НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ……………………..……7
2.1. Инновационная деятельность в области науки и научно - технической деятельности…………………………………………………………………......9
2.2. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в области науки и научно - технической деятельности……………………………….....11
2.3. Развитие научных исследований в регионах……………………………..12
2.4. Научно - техническая политика в оборонной области…………………...14
3. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ……………………………………………….…16
3.1. Региональные аспекты управления наукой……………………………….19
3.2.Научные организации: статус и управление научно-технической деятельностью…………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Мировой опыт показывает, что для этих целей должны быть выработаны и реализованы специальные способы и механизмы развития производительной инфраструктуры. При этом, чем менее связанной является новая экономика с сырьевым экспортом, тем больше у нее шансов стать самостоятельной ветвью в экономике страны со способностью конкурировать с зарубежными производителями не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.
В связи с этим, Правительством Республики Казахстан рассмотрена и одобрена Концепция инновационной деятельности в Республике Казахстан.
Финансово - экономический потенциал Казахстана не оставляет возможности реализовать задачи, поставленные в Концепции в кратчайшие сроки, тем более, что они должны охватывать широкие сферы научных, производственных, образовательных структур, подготовка которых не может быть обеспечена в течение двух - трех лет.
Поскольку инновационная
деятельность - это процесс, направленный
на реализацию результатов законченных
научных исследований и разработок
либо иных научно - технических достижений
в новый или
В этой связи, первоочередные меры в инновационной деятельности в области науки и научно - технической деятельности должны быть ориентированы на:
максимальное тиражирование завершенных разработок и реализацию их на рынке;
непрерывное создание и поддержку малых производств, реализующих инновации на имеющихся научно - технологических и производственных базах, в основном на уровне улучшающих технологий;
закуп зарубежных патентов и лицензий, необходимых для развития в республике передовых наукоемких технологий; адаптацию их к местным условиям, проведению исследований по совершенствованию приобретенных технологий на перспективу либо созданию на их основе новых, более совершенных;
формирование кадровой базы.
В то же время, обязательным является проведение перспективных исследований по созданию новых наукоемких технологий и производств.
Основная часть работ должна проводиться через базовые научно - технологические центры подготовки технологий к внедрению или экспорту.
По мере утверждения рыночных отношений в производственно - экономической сфере и реализации предложенных мер можно будет перейти к реализации инновационной деятельности в рамках современной технологии управления инвестиционными и другими проектами (проектного менеджмента). Все это позволит не только расширить сферу научного поиска, использовать более гибкие формы организации научных и технологических исследований, но и даст возможность привлечь дополнительные средства для реализации государственной научно - технической политики.
2.2 Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в области науки и научно - технической деятельности
Важнейшим и необходимым структурным элементом рыночной системы хозяйствования является обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе и в области науки и научно - технической деятельности. В условиях нашей страны это обусловит, с одной стороны, рост числа рабочих мест, а с другой, предотвратит утечку научно - технических кадров и разрушение имеющейся научно - технической базы. На период становления инновационного малого и среднего бизнеса в научно - технической сфере ему, как показывает мировой опыт, необходима государственная поддержка.
Современные формы малого и среднего предпринимательства будут способствовать созданию широкого рынка научно - технической продукции и услуг с соответствующими ему инфраструктурой и менталитетом. На их базе предполагается создание своего рода узла, на входе которого - идеи, изобретения, патенты, а на выходе - товары. Следует отметить, что малое и среднее инновационное предпринимательство может формироваться и развиваться как на базе ликвидируемых научных организаций, так и путем реструктуризации и приватизации объектов научно - технической сферы с выделением "ядра" научной организации, отвечающего за фундаментальные, стратегически важные исследования, и подразделений, отвечающих за внедренческо - прикладные исследования.
Связываемое с развитием
малого и среднего бизнеса возрождение
предпринимательства в
Чтобы поддержка малого и среднего бизнеса достигала поставленных целей, особое значение приобретает стимулирующая функция налогово - финансовой политики.
2.3. Развитие научных исследований в регионах
Неотъемлемой частью государственной научно - технической политики должно стать содействие укреплению научно - технического потенциала регионов, который в силу тесного соприкосновения с производством на местах может быть более эффективным и жизнеспособным. Региональные аспекты следует учитывать при создании новых и реорганизации существующих научно - технических организаций и определении головных региональных и межрегиональных научных организаций.
Наука в регионах должна
строиться на базе требований развития
местного промышленного и
Важную роль в развитии
и активизации научных
Государственный орган управления научно - технической сферой и руководство регионов должны сосредоточить свои усилия на следующих направлениях научной и научно - технической политики:
поиске активных точек экономического роста в регионах и форм их научно - технической поддержки;
участии в определении приоритетных научно - технологических аспектов развития региона;
содействии развитию новых форм организации и поддержки научно - технической деятельности в регионах. Со стороны государства необходимо обеспечивать:
разработку системных
научно - техническое сопровождение проектов комплексного развития регионов;
научное обоснование (экспертизу)
при формировании эффективных межрегиональных,
трансрегиональных и
увязку региональных научно - технических программ с задачами научно - технического развития как составной части социально - экономического развития страны.
2.4. Научно - техническая политика в оборонной области
Неотъемлемой частью государственной научно - технической политики является научно - техническая политика в оборонной области, основными целями которой определены:
развитие, поддержка оборонных
предприятий и обеспечение
обеспечение приоритетного развития и технического оснащения войск связи, разведки, радиоэлектронной борьбы, противовоздушной обороны, транспортной авиации.
Приоритетное развитие
высокотехнологичных и
Интересы обеспечения военной безопасности требуют достижения необходимого развития устойчивости и надежности технологической базы оборонных отраслей производства. Для этого необходимо обеспечить способность страны в кратчайшие сроки компенсировать импортные поставки собственными аналогами.
При осуществлении научно - технической политики в оборонной области особое внимание должно быть уделено реализации основных положений Военной доктрины, развитию и конверсии военно - промышленного производства.
Для ее успешного выполнения необходимо:
разработать стратегию и методологию развития и конверсии оборонного комплекса, утилизации вооружения и военной техники;
создать условия для выхода товаров, реализуемых в результате конверсии и утилизации, на международный рынок;
развивать международное сотрудничество в сфере научно - технического взаимодействия по проблемам конверсии и разработки технологий двойного применения;
осуществлять координацию работ предприятий промышленности и научно - исследовательских институтов по вопросам развития и конверсии.
Конверсию оборонных предприятий страны целесообразно проводить с учетом:
социальной значимости результатов конверсии;
обеспечения экономической и военно - технической эффективности конверсионных мероприятий;
сохранения научно - технического потенциала по приоритетным направлениям развития технологий;
обеспечения военной безопасности государства;
поддержки квалифицированных научных и инженерных кадров.
3. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ
С точки зрения административного права наука включает в себя деятельность познающих субъектов, отношения, возникающие в процессе получения и использования научного знания, сами знания, зафиксированные на установленных информационных носителях.
Научная деятельность направлена на получение, распространение и использование новых знаний, и для ее управления необходимы собственные усилия самой научной общественности. Но без организующей роли государства в лице его органов управления обойтись невозможно.
Конституция Республики
Казахстан гарантирует каждому
свободу творчества. Это в полной
мере относится и к субъектам
научно-технической
Действующее законодательство
о науке определяет принципы государственного
регулирования отношений в
Наука и научное сообщество во многих государствах—странах СНГ формально утратили конституционное право претендовать на государственную поддержку.
Основные направления
государственной научно-
Государственные научно-технические программы, безусловно, отражают отношение государства к приоритетным направлениям развития науки и техники. Но с точки зрения закона каждый субъект научно-технической деятельности сохраняет правовую возможность участия в реализации указанных программ, причем перечень этих субъектов не ограничивается сложившимися формами академических, отраслевых, вузовских научных организаций. Заметна роль общественных объединений научных работников, осуществляющих в качестве основной научно-техническую деятельность (Инженерная академия и др.).
Таким образом, государство создает равные правовые условия для функционирования организационных структур (организаций), основанных на различных формах собственности, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, обучением и повышением квалификации кадров.
Подобная практика государственного управления наукой позволяет основываться на:
1) признании науки социально значимой отраслью;
Информация о работе Научно – техническое развитие Казахстана