Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:06, курсовая работа
Настоящая Концепция научной и научно - технической политики Республики Казахстан разработана применительно к решению задач предстоящих 5 - 10 лет переходного периода и направлена на обеспечение стабильного развития научно - технической сферы, формирование научно - технического потенциала, отвечающего современным требованиям инновационного развития экономики и ее ресурсным возможностям, обеспечивающего создание конкурентоспособной национальной экономики и ее устойчивого развития.
Технологическое развитие – это совокупность взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на способность экономики страны обеспечить разработку, внедрение, эффективное использование и широкое распространение новых способов производства товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………......…2
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНОЙ И НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………….….….4
1.1. Основные принципы научной и научно - технической политики…….....4
1.2. Основные цели и задачи в области научной и научно-технической политики……………………………………………………………………….…4
2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОГО И НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ……………………..……7
2.1. Инновационная деятельность в области науки и научно - технической деятельности…………………………………………………………………......9
2.2. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в области науки и научно - технической деятельности……………………………….....11
2.3. Развитие научных исследований в регионах……………………………..12
2.4. Научно - техническая политика в оборонной области…………………...14
3. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ……………………………………………….…16
3.1. Региональные аспекты управления наукой……………………………….19
3.2.Научные организации: статус и управление научно-технической деятельностью…………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
2) участии субъектов
научной деятельности при
3) поддержке конкурентного уровня и предпринимательской активности в сфере науки и техники;
4) развитии как сложившихся,
так и нетрадиционных форм
научно-технической
5) укреплении международного
научного и научно-
Особое место в системе центральных исполнительных органов управления наукой занимает Департамент по аттестации научных кадров, являясь структурным подразделением Министерства науки — Академии наук. Степень влияния его на государственную научно-техническую политику определяется тем, что он:
осуществляет от имени
государства и научной
организует проведение
аттестации научных и научно-
проводит экспертизу
научных и технических
Департамент, обеспечивая проведение единой государственной политики в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, может предоставлять и лишать права приема к защите докторских и кандидатских диссертаций, регулирует вопросы создания диссертационных советов в государственных и имеющих лицензии на образовательную деятельность частных высших учебных заведениях, научных организациях в рамках требований "Положения о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий" и "Номенклатур специальностей научных и научно-педагогических работников" от 12 мая 1996 года на основе ходатайств центральных исполнительных органов при наличии следующих юридических оснований:
1) базовое подведомственное
государственное или имеющее
лицензию на образовательную
деятельность частное высшее
учебное заведение, научная
3.1. Региональные аспекты управления наукой
По мнению В. Вернадского, богатство всякой страны создается двумя факторами: 1) научно-исследовательской работой и 2) трудом.
К ним можно добавить, что и организацией управления. В условиях организационных реформ в управлении, когда наметилась тенденция передачи большинства полномочий из центра на региональный уровень и соответственно расширения прав местных органов власти, наиболее вероятным шагом во взаимодействии центральных исполнительных органов с местными исполнительными органами может быть оказание помощи в проведении научных исследований в интересах регионов и внедрении достижений науки и техники для решения региональных проблем.
Подобные задачи нашли отражение в "Концепции региональной политики Республики Казахстан" (одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 1996 года). Местные представительные органы правомочны создавать региональные фонды научных исследований, но, как правило, недостаточно средств, чтобы решать региональные проблемы. Именно по этой причине многие региональные органы не смогли стать координаторами в решении региональных научных проблем.
Работы регионального значения могут финансироваться за счет местных бюджетов, региональных фондов или за счет средств республиканского бюджета и других источников. На местах, в регионах координаторами научной работы могут выступать руководители прошедших отбор и независимую экспертизу научно-технических программ, независимо от их ведомственной принадлежности.
Основными правовыми формами отношений между руководителем научно-технической программы, научными организациями и заказчиком (органом местного государственного управления и самоуправления, хозяйствующим субъектом, министерством, государственным комитетом) являются договоры на создание, передачу и использование научно-технической продукции, оказание научных и научно-консультативных услуг, а также договоры о совместной научно-технической деятельности и распределении прибыли.
3.2. Научные организации: статус и управление научно-технической деятельностью
Особое и центральное место в обеспечении развития науки Республики Казахстан занимают научные организации, входящие в систему Министерства науки — Академии наук. Традиционные академические институты находятся теперь в системе Министерства науки — Академии наук. Кроме научно-исследовательских институтов, в нее входят национальные научные центры, научно-производственные объединения, исследовательские экспедиции, технополисы, технопарки, венчурные, внедренческие, консалтинговые, инжиниринговые фирмы и иные юридические лица, осуществляющие научно-техническую деятельность.
Для развития ключевых направлений научно-технического прогресса созданы следующие центры:
Национальный центр новых и космических технологий на базе научно-технического и производственного комплекса космодрома "Байконур" и других научно-технических организаций;
Национальный центр по радиоэлектронике и связи на базе научно-технического комплекса полигона "Сары-Шаган" и организаций радиотехнического профиля, бывших ранее в подчинении органов СССР;
Национальный центр по информатике и вычислительной технике на базе научных организаций, специализирующихся в этой области;
Национальный центр биотехнологии на базе организаций биотехнологического профиля;
Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья на базе академических и отраслевых научных организаций горнорудного и металлургического профилей.
В состав национальных научных центров входят различные организации (на праве оперативного управления и на праве хозяйственного ведения). Научные центры и иные научные организации могут быть объединены общими управленческими задачами.
Центры, как правило, являются
головными организациями в
Особенность управления
национальными научными центрами заключается
также в том, что, наряду с административными
методами (субординацией и координацией)
Согласно действующему законодательству министр науки одновременно является президентом Национальной академии наук. На эту должность министр-президент назначается с согласия большинства действительных членов академии Президентом по представлению Премьер-министра. Усиление начал государственного управления наукой в Казахстане оправданно, поскольку это позволяет консолидировать ресурсы и кадры, выступать государству заказчиком научно-технической продукции и полноценным участником товарно-денежных отношений на рынке научно-технических достижений. Подобные тенденции в условиях кризисного финансового положения имеют место и в России, где, по мнению академика К. Фролова, на базе Российской академии наук и Госкомитета по науке и технологиям следует создать единый координационный центр, возглавляемый вице-премьером правительства.
Научно-исследовательские институты обеспечивают исследование фундаментальных и прикладных проблем. Принципиальная разница заключается в том, что Министерство науки — Академия наук объявляет конкурс на исследование фундаментальных проблем. Институты, занимающиеся прикладными исследованиями, например НИИ законодательства, как правило, разрабатывает законопроектные работы, на которые имеется соответствующий заказ Правительства, поскольку именно оно вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает их исполнение. Министерство науки — Академия наук утверждает программу НИИ, согласованную с отраслевым министерством — Министерством юстиции, и обеспечивает финансирование этих работ.
Управление ведомственными научно-исследовательскими организациями осуществляется директором института, назначаемым руководителем центрального исполнительного органа, например, министром юстиции, министром финансов и т. д. Он организует управление по обеспечению выполнения научно-исследовательских программ и представляет интересы научного коллектива при оформлении заказов и сдаче результатов научной деятельности, обеспечивает коллектив необходимыми ресурсами. В этой связи необходимо подчеркнуть, что отношения по управлению научной организацией могут быть административными, административно-договорными и имущественными. Законодательство регулирует использование научных результатов и взаимоотношения между заказчиком и исполнителем.
Условия, на которых организация-заказчик может быть законным правопреемником автора (создателя) охраняемого законом научного или научно-технического результата, определяются законодательством Республики Казахстан и не противоречащим ему договором, заключаемым между заказчиком и исполнителем. Так, научный сотрудник (или коллектив) в ходе научной деятельности, предусмотренной служебным заданием или договором с организацией-заказчиком, становится автором (создателем) охраняемого научного или научно-технического результата — объекта интеллектуальной собственности, право на который может возникнуть у организации-заказчика, и сохраняет за собой личные неимущественные права (право на авторство), а также право на соразмерное творческому вкладу вознаграждение в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Научные исследования высших учебных заведений проводятся под руководством администрации вуза, научных организаций при нем, руководителей кафедр в соответствии с правовыми актами, принимаемыми центральным исполнительным органом в сфере образования, и договорами. Исполнителями научной работы в вузе являются профессорско-преподавательский состав, аспиранты и студенты.
Правовой статус научных
работников, научных организаций
вузов, порядок их создания и осуществления
научной деятельности определяются
Законом "О науке и государственной
научно-технической политике" и
актами, регулирующими порядок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная научно-техническая политика Республики Казахстан на долгосрочную и среднесрочную перспективу ориентирована на достижение важнейших национальных задач:
─ обеспечение страны продовольствием;
─ материалами;
─ энергией;
─ гарантирование национальной безопасности;
─ повышение качества здравоохранения;
─ сохранение окружающей среды;
─ стимулирование занятости населения;
─ развитие транспорта и связи;
─ повышение конкурентоспособности экономики на базе разработки и внедрения прорывных технологий в ведущих ее отраслях.
В целом, взвешенное сочетание межгосударственных научно-технических программ, национальных целевых инновационных программ, программ технологического развития, а также отдельных инновационных проектов создаст условия как для насыщения конкурентоспособной продукцией рынков Содружества, так и откроет выходы к мировым рынкам, причем, внутренние потребности страны при этом будут удовлетворены.
Таким образом, в условиях форсированной индустриализации в Казахстане научно-технические инновации выступают важнейшим средством структурного преобразования воспроизводственного потенциала, подчиненного требованиям модернизирующейся национальной экономики. В долгосрочном плане государственная научно-техническая политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного климата для роста инноваций и преодоление законодательных и институциональных ограничений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Думеш Б. Сколько стоит наука? Харламов Б. Есть ли у науки шанс выжить? //Новый мир. 1996. № 2. С. 232-242.
Гордеева Н. А., Соловьева С. В., Филь М. М. К вопросу о развитии современного законодательства о науке //Государство и право. 1995. № 5.
Басин Ю. Г. Юридическое лицо по Гражданскому кодексу Республики Казахстан. Учебное пособие. Алматы: Эдiлет-пресс. 1996. С. 3.
Наряду с данными программами представлены поисковые научно-технические программы, программы Фонда науки. См.: Системная модель научно-технологического развития Казахстана (до конца 90-х годов). Алматы. 1995.
Информация о работе Научно – техническое развитие Казахстана