Научно-техническое развитие как фактор экономического роста России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:15, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении научно-технического развития как основного фактора экономического роста, его взаимосвязи с конкурентоспособностью, особенностей реализации его достижений в России и разработке на этой основе узловых положений рациональной научно-технической региональной политики, стимулирующей инновационные процессы и создающей предпосылки для экономического роста.
Указанная цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих задач:
• изучить сущность научно-технического развития как фактора экономического роста в его взаимосвязи с такой экономической категорией как конкурентоспособность;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
Теоретические основы…………………………………………………………5
Исследование информационно-технологического фактора экономического роста………………………………………………………………………………………………..5
Наука как объект анализа…………………………………….………………………….6
Наука и производство..………………………………………….……………………….7
1.4 Научно-технический прогресс…………………….…………………………………….8
2. Современные взгляды на проблему………………………………………..11
2.1 Ситуация в российской науке.………………………….………………………………11
2.2 Основные черты современного этапа НТП……………………………………………12
3.2 НТП в России…………………………………………………………………………….16
3. Статистические данные………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………………29

Файлы: 1 файл

Научно-техническое развитие как фактор экономического роста России.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Марийский государственный технический университет

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Научно-техническое развитие как фактор экономического роста России»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнила: студентка гр. ВМ-31

Шембулатова З.С.

Проверила:  Татаринова Ю.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2009

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3

  1. Теоретические основы…………………………………………………………5
    1. Исследование информационно-технологического фактора экономического роста………………………………………………………………………………………………..5
    2. Наука как объект анализа…………………………………….………………………….6
    3. Наука и производство..………………………………………….……………………….7

1.4 Научно-технический прогресс…………………….…………………………………….8

2. Современные взгляды на проблему………………………………………..11

2.1 Ситуация в российской науке.………………………….………………………………11

2.2 Основные черты современного этапа НТП……………………………………………12

3.2 НТП в России…………………………………………………………………………….16

3. Статистические данные………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………..27

Список использованной литературы……………………………………………29

 

Введение

Тема научно-технического развития как фактора экономического роста России актуальна в наше время. В современном обществе наука играет далеко не последнюю роль. Нормальное развитие экономики любого государства невозможно без адекватного научного развития. Однозначна и обратная связь – в стране с больной и слабой экономикой наука растет медленно, а деградирует быстро.

Стимулирование экономического роста является важнейшей задачей экономической политики. Динамично меняющаяся экономическая среда накладывает отпечаток и на особенности экономического роста.

Экономический рост в современной России имеет особые черты, требующие изучения. К ним можно отнести и региональную неравномерность экономического развития, и дефицит долгосрочных инвестиций, и необходимость восстановления после длительного периода спада. Анализ экономического роста в современной России осложняется ограниченностью статистической информации, коротким периодом роста, большой долей теневой экономики.

Экономика страны после длительного периода спада требует особого качества роста с целью восстановления утраченных возможностей и перехода на качественно новую ступень развития. Неравномерность развития регионов, наличие депрессивных областей и, наоборот, быстро развивающихся, осложняет регулирование экономических процессов на федеральном уровне.

Значительное внимание исследованию экономических проблем научно-технического развития, влияния на конкурентоспособность экономики, уделено в работах многих российских и зарубежных ученых-экономистов. В их числе: А.И.Анчишкин, МБраун, Е.М.Бухвальд, С.И.Глазьев, Е.Ф.Денисов, Д.С.Львов, М.Портер, Д.Сахал, Э.Мэнсфилд, Ю.П.Морозов, В.А.Насаревский, К.Оппенлендер, Б.Твисс, И.Шумпетер, Ю.В.Яковец, Э.Янч, и другие.

Цель данной работы состоит в изучении научно-технического развития как основного фактора экономического роста, его взаимосвязи с конкурентоспособностью, особенностей реализации его достижений в России и разработке на этой основе узловых положений рациональной научно-технической региональной политики, стимулирующей инновационные процессы и создающей предпосылки для экономического роста.

Указанная цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих задач:

• изучить сущность научно-технического развития как фактора экономического роста в его взаимосвязи с такой экономической категорией как конкурентоспособность;

• определить содержание противоречий реализации категории конкурентоспособности, формы их проявления и влияние на решение проблемы экономического роста;

• выяснить значение научно-технического прогресса и инновационной деятельности для современных рыночных отношений;

• проанализировать опыт работы систем государственного регулирования инновационными процессами в России. 
1. Теоретические основы

    1. Исследование информационно-технологического фактора

экономического роста

В современном мире вклад науки и новых технологий является решающим фактором социального и экономического развития. Значение технологии в развитии экономической системы трудно переоценить, так как технологические отношения буквально пронизывают производственную деятельность субъектов экономики и напрямую связаны с её количественными и качественными параметрами развития. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продуктов, товаров и услуг и их разнообразие. Однако понятие технология, её место и роль в экономической системе изучены незначительно.

Экскурс в историю показывает, что впервые это понятие вошло в научный оборот в начале ХIХв. в работах немецких ученых И. Бекмана, И.Г.М. Поппе и английского ученого Э. Юра. Серьезный политэкономический анализ технологии как способа производства материальных благ мы находим в работах К. Маркса. У Маркса довольно часто встречается рассмотрение технологии как процесса последовательного расчленения производства на отдельные операции, элементы, действия. В работах экономистов конца XIX - начала XX века уже не акцентировалось столько внимания на технологической составляющей экономического развития. В основном в политэкономической литературе наблюдается падение интереса к технико-технологическим исследованиям. Так, в одних работах отмечается лишь, что необходимо видеть взаимосвязь технических наук и политэкономии, так как они изучают хозяйство. Некоторый шаг вперед в познании природы технологии был сделан известным российским ученым М.И. Туган-Барановским. В своем учебнике он указывает на тесную взаимосвязь технологии и политэкономии как двух наук, исследующих хозяйственную деятельность. Технические науки рассматривают человека как «механическую силу», ничем в принципе не отличающегося от других движущих сил производства. Экономические науки рассматривают производство с позиций удовлетворения потребностей человека и гармонического соединения человека и природы. «Этим политическая экономия вполне определенно ограничивается от технологии, для которой человек не противостоит природе, а есть ее составная часть...» Именно благодаря тесной взаимосвязи науки и производства технология становится важнейшей характеристикой экономического роста.

 

1.2 Наука как объект анализа

Кардинальная проблема развития науки состоит в том, в какой мере знание как общемировое достояние может способствовать увеличению национального богатства в его экономическом значении, т.е. росту благосостояния общества в отдельной стране. Воспроизводство научных знаний в определенных пределах осуществляется по законам, сходных с теми, по которым функционирует материальное производство. В общем случае можно утверждать, что научные знания обладают свойством многократного и альтернативного использования: в качестве знания как такового и одновременно в качестве «инструмента» повышения уровня благосостояния общества. Функциональная особенность знания как результата научного процесса состоит в различии возможностей его использования.

Основной результат фундаментального исследования оценивается по величине вклада в прирост существующего запаса знаний. Результат прикладного исследования – по приросту эффективности производства, полученному на конечной стадии внедрения нововведения, основанного на научном открытии. В процессе интеграции науки и производства эти результаты все в большей степени «сопровождают» друг друга.

Наука как сфера человеческой деятельности должна обеспечиваться ресурсами и инфраструктурой; через них она тесным образом взаимосвязана с экономическим потенциалом и может рассматриваться как проекция системы экономических отношений.

 

1.3 Наука и производство

Наряду с экономическими эффектами научная деятельность оказывает воздействие и на социальную сферу. «Межотраслевая поставка» науки в производство реализуется косвенно, путем индукции нововведений, состоящих либо в новой, более продуктивной техники или технологии, либо в создании продукта, имеющего принципиально новые потребительские качества, либо в улучшении условий жизни, условий и организации труда. В большинстве случаев в качестве промежуточного звена между наукой и производством выступает новая техника и технология. Деятельность, охватывающая все стадии процесса нововведения от исследований и разработок до создания и тиражирования новой продукции, является условием развития научно-технического прогресса.

Государство может регулировать инновационный процесс через потребности общества в развитии науки и техники, через предложение новой продукции, техники и технологии со стороны научных организаций и промышленных предприятий и, наконец, через формирование благоприятной «нововведенческой» среды.

Влияние научно-технического потенциала страны на ее международные позиции, усиление фактора знаний в мирохозяйственных связях сейчас наиболее четко прослеживается в политике всех экономически развитых стран. На фоне повышения среднего уровня удельной отраслевой наукоемкости в большинстве развитых стран наблюдается новый тип экономической стратегии, включающей и различные модели экспортного поведения, опирающейся на научно-техническую политику, преимущественное развитие высокотехнологичных отраслей. Происходит свертывание материалоемких и энергоемких отраслей, отказ от «универсального набора отраслей» в пользу узкого набора новейших технологий, реализуемых на мелкосерийном и быстросменяемом производстве.

 

 

1.4 Научно-технический прогресс

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с  понятием  инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается  от  зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Инновация  есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновационная деятельность?”

Инновационная деятельность - деятельность, связанная с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.

Создание условий для активизации инновационной деятельности предусматривает решение следующих тактических задач:

1. Создание условий для повышения  инновационной активности и восприимчивости предприятий и организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям как средству обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции будет способствовать осуществлению структурных преобразований в экономике России, ее модернизации и диверсификации, ослаблению зависимости от экспорта сырьевых и энергетических ресурсов, эффективному позиционированию России в сырьевом и несырьевом секторах мирового рынка, созданию новых рабочих мест для выпуска конкурентоспособной продукции.

2. Обеспечение государственного стимулирования механизмов осуществления инновационной деятельности, создание условий для развития частно-государственного партнерства, разработка и реализация важнейших инновационных проектов (программ) государственного значения направлены на реализацию крупных инновационных программ и проектов, признанных особо важными и перспективными для обеспечения ускоренного промышленного роста и расширения производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, с привлечением российских и иностранных корпораций к их финансированию.

Частно-государственное партнерство в сфере науки позволит эффективнее использовать бюджетные средства, привлечь в эту сферу частные инвестиции и теснее увязать развитие научных исследований и разработок с потребностями реального сектора экономики.

3. Создание инфраструктуры национальной  инновационной системы  предусматривает создание центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, технопарков, фондов стартового финансирования, венчурных, гарантийных и страховых фондов, технико-внедренческих экономических зон, технологических инкубаторов и т.п.

В результате будет обеспечено устойчивое функционирование национальной инновационной системы и эффективное взаимодействие между всеми субъектами инновационной деятельности: научными и проектно-конструкторскими организациями, предприятиями реального сектора экономики, высшими учебными заведениями, инновационными компаниями, в том числе малыми.

Информация о работе Научно-техническое развитие как фактор экономического роста России