Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:15, реферат
Цель данной работы состоит в изучении научно-технического развития как основного фактора экономического роста, его взаимосвязи с конкурентоспособностью, особенностей реализации его достижений в России и разработке на этой основе узловых положений рациональной научно-технической региональной политики, стимулирующей инновационные процессы и создающей предпосылки для экономического роста.
Указанная цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих задач:
• изучить сущность научно-технического развития как фактора экономического роста в его взаимосвязи с такой экономической категорией как конкурентоспособность;
Введение……………………………………………………………….…………..3
Теоретические основы…………………………………………………………5
Исследование информационно-технологического фактора экономического роста………………………………………………………………………………………………..5
Наука как объект анализа…………………………………….………………………….6
Наука и производство..………………………………………….……………………….7
1.4 Научно-технический прогресс…………………….…………………………………….8
2. Современные взгляды на проблему………………………………………..11
2.1 Ситуация в российской науке.………………………….………………………………11
2.2 Основные черты современного этапа НТП……………………………………………12
3.2 НТП в России…………………………………………………………………………….16
3. Статистические данные………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………………29
Несмотря на теоретическое обоснование технологических и экономических процессов, содержание отношений их взаимодействия, так и остается не изученным. Нет концепции развития информационно-технологического фактора. Отсутствует единство и в понимании технологии, а поэтому не изучены вопросы системного видения технологии, анализа ее элементов, связей и структурных уровней и ее взаимодействия с информационным ресурсом. Не уделяется пока должного внимания и анализу жизненного цикла технологий, их диффузии в народном хозяйстве. В полной мере не изучен как понятийный аппарат наукоемких производств и отраслей, так и роль государства в реализации политики обновления технологической базы России.
Существует прямая зависимость между количеством информации, используемой в хозяйственной деятельности, и экономическими результатами, с другой стороны, есть и обратная зависимость между количеством информации и снижением потребности в использовании на производстве традиционных ресурсов.
Информационно-технологический фактор экономического роста отражает изменение условий использования информационных и технологических ресурсов, в связи с переходом от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях, что ведет к формированию единого информационно-технологического фактора. Выявлена зависимость между результативностью информационно-технологического фактора и созданием условий по формированию экономики, основанной на знаниях: чем интенсивнее формируется экономика знаний, тем значительнее доля информационно-технологического фактора в приросте ВВП.
Ускорение развития наукоемких производств в России связано с реализацией целого ряда мероприятий: сохранение и дальнейшее повышение уровня научно-технического и производственного потенциала фирм за счет увеличения вложений в НИОКР; улучшение качества подготовки и повышение уровня квалификации кадров, способных работать на высокотехнологичных производствах; повышение уровня мобильности трудовых ресурсов; ускорение отработки системы социальных гарантий; изменение мотивации предпринимателей в сторону ориентации на долгосрочные цели развития; серьезная финансовая поддержка государством развития венчурного предпринимательства.
Экономический эффект от развития и применения информационных технологий сказывается не столько в самой отрасли, сколько распределен в экономике в целом. То есть развитие сферы информационных технологий приводит к мультипликационному эффекту, когда через определенный момент времени инвестиции в информационные технологии начинают положительно сказываться на прибыльности других производств.
Совершенствование технологической структуры экономики РФ направлено на увеличение масштаба и расширение состава перспективных технологий на срединных и завершающих стадиях технологического цикла, которые обеспечивают повышенный рост добавленной стоимости обработки первичных ресурсов; ликвидацию потерь ресурсов из-за несогласованности между компонентами технологий, которая возможна путем модернизации действующих технологий на основе инноваций, сопряженных с предыдущими и последующими технологиями; изменение экономической и инвестиционной политики в направлении создания большей инвестиционной привлекательности.
Инновационной деятельностью в Российской Федерации в 2007г. занимались 10,8% обследованных организаций добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Уровень инновационной активности организаций, осуществлявших технологические инновации, составил 9,4%, маркетинговые - 2,5%, организационные - 3,5%.
Таблица 1
Уровень инновационной активности организаций
Число организаций, осуществлявших инновационную деятельность (ед.) |
Уровень инновационной активности организаций (%) | |||
2006г. |
2007г. |
2006г. |
2007г. | |
Всего |
2806 |
2841 |
10,6 |
10,8 |
технологические инновации |
2490 |
2485 |
9,4 |
9,4 |
маркетинговые инновации |
615 |
656 |
2,3 |
2,5 |
организационные инновации |
857 |
911 |
3,2 |
3,5 |
Активно внедряют инновационные процессы организации таких видов экономической деятельности, как производство кокса и нефтепродуктов (29,2% обследуемых организаций в 2007г.), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (28,4%), химическое производство (26,5%), производство транспортных средств и оборудования (24,6%). Показатель уровня инновационной активности организаций указанных видов деятельности в 2007г. превысил средний по России в 2,3-2,7 раза.
Самый низкий уровень инновационной активности в 2007г. отмечался в организациях целлюлозно-бумажного производства; издательской и полиграфической деятельности (4,3%), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (5,1%), текстильного и швейного производства (5,6%), обработки древесины и производства изделий из дерева (6,0%).
Среди организаций, осуществлявших различные виды инновационной деятельности, наибольшую долю составляют организации, приобретавшие машины и оборудование, связанные с технологическими инновациями. Актуальность данного вида инновационной деятельности связана с обновлением производственного оборудования. В 2007г. приобретением производственного оборудования занималось 66,7% организаций, из числа осуществлявших технологические инновации, что ниже уровня 2006г. на 1,1 процентного пункта. Возросло число организаций, приобретавших программные средства, на 5,7%. Их доля в числе организаций, осуществлявших технологические инновации в 2007г., составила 28,5%. Треть организаций занимались научными исследованиями и разработками (33,5%), и этот уровень практически не изменился по сравнению с 2006 годом.
В 2007г. 30,1% обследованных организаций занимались производственным проектированием, дизайном и другими разработками (не связанными с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов. Их доля по сравнению с 2006г. снизилась на 0,5 процентного пункта.
В 2007г. только 182 организации (7,3% обследованных организаций, осуществлявших технологические инновации) занимались приобретением прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей.
Основным источником финансирования инновационной деятельности по-прежнему остается самофинансирование. В 2007г. за счет собственных средств организаций было профинансировано 79,6% всех затрат на технологические инновации. В организациях по добыче полезных ископаемых этот показатель составил 98,9% всех затрат на данный вид деятельности; металлургического производства и производства готовых металлических изделий - 88,9%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 81,2%.
Структура затрат на технологические инновации по источникам финансирования (%) | |
2006г. |
2007г. |
25 октября 2006 года была утверждена Федеральн
Основные задачи Программы:
· обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
· обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
· развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях; - содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;
· развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.
· Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
· дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий;
· дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей;
· дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;
· разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;
· внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий;
· внедрение 5 - 8 критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет;
· создание 6 - 12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня;
· создание новых рабочих мест для высококвалифицированных работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;
· привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.
Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:
I этап - 2007 - 2009 годы;
II этап - 2010 - 2012 годы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:
· создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития;
· формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;
· реализация отдельных «прорывных» направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
· расширение круга инновационно - активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы;
· реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;
· обеспечение значимого вклада в создание эффективной инновационной системы; содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;
· обеспечение стимулирующих факторов для развития эффективных научных коллективов; повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок;
· ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта;
· ежегодный прирост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере 0,05 - 0,09 процентного пункта;
· ежегодный прирост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного пункта;
· ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;
· ежегодный прирост доли высокотехнологичной продукции в объеме произведенной промышленной продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного пункта;
· прирост доли исследователей до 39 лет в общем числе исследователей в размере 1,8 процентного пункта;
· доведение коэффициента бюджетной эффективности Программы до 45 - 50 процентов.
Заключение
В данной работе я рассмотрела проблему научно-технического развития как фактора экономического роста, познакомилась с основным теоретическим материалом, представила статистические данные. Цели, поставленные во введении, были достигнуты.
Информация о работе Научно-техническое развитие как фактор экономического роста России