Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:46, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы – проанализировать сущность недвижимости как экономического актива как в теоретическом аспекте так и в практическом аспекте на примере коммерческой недвижимости Самарской области.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность понятия недвижимости;
Охарактеризовать экономическую и социальную сущность недвижимости;
Разобрать основные типы коммерческой недвижимости;
Проанализировать коммерческую недвижимость Самарской области как экономического актива.
Введение ………………………………………………………….…..……3
Глава 1. Теоретические основы недвижимости как экономического актива………………………………………………………………….…...……. 5
1.1 Определение понятия недвижимости……………………………..5
1.2 Экономическая и социальная сущность недвижимости…………7
1.3 Коммерческая недвижимость и её классификация………………15
Глава 2. Анализ коммерческой недвижимости на примере Самарской области на I квартал 2011 года………………………………………………. 21
Заключение…………………………………………………………..…..30
Список литературы…………………………………………………….. 31
Приложение………………………………………………………………33
Офисы класса "D" - офисные помещения в зданиях с устаревшими инженерными коммуникациями, деревянными перекрытиями, отсутствием специализированных служб жизнеобеспечения. Как правило, такие помещения нуждаются в капремонте.
Офисы класса "Е" - помещения в зданиях, не приспособленных для размещения офисов и требующих реконструкции. Это могут быть переоборудованные подвальные и полуподвальные помещения, квартиры в жилых зданиях, иногда с отдельным входом и автостоянкой на 2-4 машины. При условии удачного расположения, ремонта европейского класса, оснащения качественной мебелью и оргтехникой такие офисы вполне могут конкурировать с офисами более высокого класса.
Объекты промышленной недвижимости можно разделить по типам принадлежности:
объекты тяжелой промышленности и приборостроения
объекты легкой и пищевой промышленности
объекты широкой специализации
К объектам промышленной недвижимости относятся:
заводы
имущественные комплексы
бывшие ВПК
земельные участки промышленного назначения
В мировой практике промышленные объекты делятся на следующие категории «А», «В», «С». Процесс присвоения объекту того или иного класса требует тщательного анализа всех его параметров и характеристик. Следует принять во внимание, что границы между классами в большинстве случаев достаточно размыты.
По типу здания и особенностям его объемно-планировочного решения торговая недвижимость бывает:
Встроено-пристроенные помещения
Отдельно стоящие здания
Торговые комплексы (объекты, включающие несколько зданий)
По видам и особенностям устройства:
Магазин-склад (имеет благоустроенные площадки, навесы, складские помещения)
Магазин (стационарное здание или его часть, имеющие земельный участок)
Павильон (оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товаров)
Киоск (оснащенное торговым оборудованием помещение)
Палатка (нестационарное, разборное сооружение)
По размерам и направленности:
Гипермаркеты/супермаркеты
Большие продовольственные и непродовольственные магазины
Средние продовольственные и непродовольственные магазины
Небольшие продовольственные и непродовольственные магазины
Торговый центр — это совокупность предприятий торговли, услуг, общественного питания и развлечений, подобранных в соответствии с концепцией и осуществляющих свою деятельность в специально спланированном здании (или в комплексе зданий), находящемся в профессиональном управлении и поддерживающемся в виде одной функциональной единицы.
Все типы торговых центров служат различным покупательским нуждам и классифицируются в зависимости от размера центра, местоположения и арендаторов/торговых операторов, присутствующих в них. Часто при определении типа торгового центра учитываются и группы потребителей или целевые покупатели.
33
В г. Самаре исторически сложилось разделение на промышленную и административную части города; так, центром деловой активности, насыщенным офисами и магазинами, традиционно считается исторический центр города, а также наиболее приближённые к нему Ленинский, Самарский и Октябрьский районы, а объекты производственной и логистической направленности расположены в удалённых от центра города Промышленном и Кировском районах.
Отраслевая информация о существующем предложении на рынке коммерческой недвижимости г. Самары позволяет провести усреднённую оценку и выявить существующие зависимости между характеристиками недвижимости и её стоимостью. Принятая нами сегментация рынка коммерческой недвижимости состоит в выделении двух основных сегментов: деловой (офисные, торговые и универсальные помещения) и индустриальной (производственныеи складские комплексы) недвижимости.
Одномоментно на рынке коммерческой недвижимости г. Самары представлено 2,2 тыс. объектов суммарной площадью 488,4 тыс.кв.м, количество предложений о продаже на 40% превышает количество предложений об аренде помещений (табл.2.1). Половина площадей экспонирована в трёх районах города — Железнодорожном, Советском и Ленинском (18, 17 и 14% от общего объёма, соответственно; [Приложение 1.1]).
Таблица 2.1 Общая характеристика предложения на рынке коммерческой недвижимости г. Самары.
Тип сделки | Кол-во объектов, ед. | Характеристика предложения | |
Средняя цена предложения, руб/1 кв. м | Суммарная площадь, кв. м | ||
Аренда | 909 | 453 | 194292 |
Продажа | 1271 | 47192 | 294133 |
Сумма | 2180 |
| 488425 |
Максимальные ставки аренды и стоимости продажи 1 кв.м общей площади объектов коммерческой недвижимости отмечены в историческом и административном центре города — Ленинском, Октябрьском и Самарском районах [Приложение 1.2], а наименьшие — на окраинах города,— в Кировском и Куйбышевском районах, на Красной Глинке.
Цена предложения 1 кв.м общей площади коммерческой недвижимостью, в среднем по городу, составляет 453 руб./1 мес. на условиях аренды и 47,2 тыс. руб. на условиях продажи, а общий объём предложения оценивается в 13 241,6 млн.руб. (75,0 и 13 166,6 млн.руб. на условиях аренды и продажи, соответственно).
Помимо вышеуказанных типов объектов коммерческой недвижимости (см. структуру предложения на граф. 2.4), на рынке представлены также гаражи и прочие специализированные объекты, такие как автомойки, гостиницы, спортивные центры и проч., в данном обзоре не рассматриваемые.
График 2.4 Структура Предложения на рынке в по-объектном разрезе, %
Развитие рынка офисной недвижимости в г. Самаре в течение 2006–08 гг. характеризовалось постепенным увеличением доли высококлассных площадей, количество площадей класса «А» увеличилось в два раза. Аналогичная ситуация наблюдается и в сегменте торговых площадей.
По состоянию на начало 2008 г. суммарная площадь торговых центров в г. Самаре достигала 720 тыс.кв.м, прирост объёма торговых площадей в г. Самаре произошёл, в основном, за счёт открытия новых торговых центров (например, ТРК «Космопорт» площадью 120 тыс.кв.м, ТЦ «Май» — 7 тыс., ТЦ «Апельсин» — 11 тыс.). С вводом в эксплуатацию во второй половине 2009 г. ТРК «Вива Лэнд» (пл.им.Кирова, 68 тыс.кв.м) суммарная площадь торговых центров приблизилась к 800 тыс.кв.м (граф. 2.5). На сегодняшний день данный сегмент недвижимости уже близок к насыщению, и по количеству торговых площадей на душу населения г. Самара находится в лидерах среди городов РФ.
График 2.5 Динамика объёма коммерческий площадей в современных торговых центрах г. Самары, тыс. кв. м
В течение 2008–09 гг. основной прирост коммерческих площадей обеспечен развитием street retail, в том числе, за счёт ввода объектов на первом-втором этажах жилых зданий (или перевода помещений из жилого фонда). Малоформатные универсальные помещения под мелкий бизнес сдаются практически с каждым новым жилым домом, данные объекты востребованы. На условиях продажи значительная часть экспонируемых объектов представлена площадями в офисных и торгово-офисных центрах, которые выставляются на рынок ещё на стадии строительства.
В сегменте деловой недвижимости нами выделены три основных типа объектов: офисные, торговые и универсальные помещения. При анализе объёма выставленных на рынке предложений объектов деловой недвижимости выявлено, что наибольшую долю в этом сегменте занимают офисные помещения: 60 и 84% на условиях аренды и продажи, соответственно [Приложение 1.3].
По итогам I квартала 2011 г. в среднем по городу ставка аренды офисных помещений составила 459 руб./1 кв.м/1 мес., торговых — 625 руб., универсальных — 479 руб.; максимальные ставки аренды зафиксированы в историческойи деловой части города [Приложение 1.4].
На условиях продажи стоимость 1 кв.м офисных площадей составила, в среднем по городу, 50,0 тыс.руб., торговых — 48,2 тыс.руб., универсальных — 43,4 тыс.руб.; на рынке также присутствует дифференциация стоимости в зависимости от района местоположения объекта (граф.2.9).
График 2.9 Стоимость продажи объектов деловой недвижимости, руб./1 кв.м
В течение 2008–09 гг. на рынке отмечено постепенное изменение цены предложения деловой недвижимостью. Так, на протяжении 2008 г. был отмечен постепенный рост стоимости, в среднем на 1,5–3% в месяц, который прекратился в конце годе, затем начался спад. В настоящее время по итогам I квартала 2011 г. ценовая ситуация стабилизировалась.
Кроме развития торговых и офисных площадей, наблюдается развитие складских площадей, обусловленное следующими предпосылками:
• выгодным географическим расположением г. Самары (на пересечении крупных транспортных потоков);
• ростом промышленного производства;
• развитием потребительского рынка.
Самара, с точки зрения названных критериев,— перспективный регион для развития именно складского сегмента индустриальной недвижимости. Развитие рынка складских помещений в г. Самаре связано с увеличением внимания девелоперов к городу, как к перевалочному пункту внутренней торговли. В течение 2006–08 гг. на рынке логистических услуг г. Самары появились такие терминалы, как склады Средневолжской логистической компании в районе г. Кинеля, склад около ТРК «Московский». В настоящее время сразу несколько федеральных операторов («Евросиб», MLP) занимаются поиском участков для размещения своих терминалов в г. Самаре и её окрестностях.
Стоит отметить, что часть вновь введённых складов загружена не полностью, что объясняется влиянием конкурентного предложения: местные потребители логистических услуг чаще всего имеют альтернативную складскую недвижимость, которая хоть и отличается более низким качеством, но обеспечивает более дешёвое обслуживание.
Развитие рынка производственных площадей неотделимо связано с развитием производства в целом, и, в частности — среднего и малого бизнеса (мебельных, продуктовых компаний и проч.) Мелким производствам потребительских товаров требуются помещения небольшой площади в 30–100 кв.м, в которых можно разместить швейную или столярную мастерскую. У крупных компаний, которые хотят расширить свое производство, пользуются спросом помещения от 1000 кв.м и выше. Большинство производственных площадей сосредоточилось в руках нескольких крупных компаний, которые используют часть их под собственное производство, а остальное предпочитают сдавать в аренду. Многие предприятия считают оптимальным выходом покупку земли и, пользуясь современными технологиями строительства, возводить ангары из сэндвич-панелей (такое строительство обходится дешевле, при этом можно сделать потолки любой необходимой высоты).
На рынок аренды производственных помещений оказывают влияние следующие факторы:
• обслуживание больших площадей обходится примерно во столько же, во сколько и сама аренда.
• с ростом коммунальных платежей происходит рост арендных ставок.
Цены на производственные помещения формируются из сочетания
а) удобного месторасположения рядом с автомобильными и железнодорожными магистралями;
б) подводки мощностей и коммуникаций;
в) высоты потолков.
На сегодняшний день в г. Самаре недостатка в небольших по площади помещениях индустриальной направленности старого образца не наблюдается. К таким объектам относятся специализированные складские помещения советской постройки либо ангары, переоборудованные под склады или производственные базы, зачастую это реконструированные многоэтажные здания с потолком высотой 5–8 м, в которых есть необходимые коммуникации и оборудование, а также помещения, пригодные для обустройства под офис.
В данном сегменте выделены два основных типа объектов: складские и производственные помещения. При анализе объёма рынка предложений объектов индустриальной недвижимости выявлено, что наибольшую долю на условиях аренды занимают складские, а на условиях продажи — производственные помещения (75 и 82%, соответственно, [Приложение 1.5]).
По итогам I квартала 2011 г. ставка аренды индустриальной недвижимости составила 192 руб./1 кв.м/1 мес. [Приложение 1.6]. Основной объём индустриальных площадей сосредоточен в Кировском, Советском и Красноглинском районах, что обусловлено исторической застройкой города — это промышленные зоны.
На условиях продажи стоимость 1 кв.м индустриальной недвижимости составила, в среднем по городу, 24,4 и 27,8 тыс.руб. за складские и производственные помещения, соответственно. На рынке присутствует дифференциация стоимости в зависимости от района местоположения объекта: более высокая стоимость отмечена в Железнодорожном, Промышленном, Кировском и Советском районах; в Куйбышевском и Красноглинском районе — более низкая. В деловой части города — в Ленинском, Самарском и Октябрьском районах — данный вид недвижимости практически отсутствует (граф.2.13).
График 2.13 Стоимость продажи объектов индустриальной недвижимости, руб./1 кв.м
Ретроспективно в течение 2008 г. на рынке отмечалось увеличение стоимости аренды индустриальной недвижимости, составляющий 3–5% в месяц, далее арендные ставки стали снижаться. Также отмечено снижение стоимости 1 кв.м индустриальной недвижимости начиная с III квартала 2008 г. По итогам 2010 г. ставки аренды выросли на 12% по сравнению с началом года, а уровень стоимости продажи — на 22%; в I квартале 2011 г. отмечена некая стабилизация.