Неформальная занятость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Сфера труда и занятости — это одна из тем, интерес к которой со стороны научной общественности не ослабевает. И это вполне закономерно. Во-первых, труд многофункционален.
Неформальная занятость неразрывно связана со всей экономической системой и регулированием. И в этом смысле содержание неформальной занятости будет различным в разных странах в разные периоды их развития.
Целью данной курсовой работы является изучение проявления неформальной занятости в России, определение ее масштабов и структуры на российском рынке труда .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ 5
1.1 Определение неформальной занятости 5
1.2 Причины возникновения неформальной занятости 8
1.3 Формальные и неформальные трудовые отношения 10
2. МАСШТАБЫ И СТРУКТУРА НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ
В РОССИИ 12
2.1. Оценка масштабов неформальной занятости 12
2.2. Структура неформальной занятости в России 16
2.3. Роль неформальной занятости в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 57.09 Кб (Скачать файл)

Обращает на себя внимание тот факт, что именно на государственных предприятиях доля случайных работников, занятых  на неформальной основе, оказалась  наибольшей.

Неформальная занятость концентрируется  главным образом в сфере слуг, особенно в торговле (оптовой и  розничной) и общественном питании. При этом достаточно велика численность  неформально занятых горожан  в строительстве и на транспорте. Причем неформальная занятость в  сфере торговли является, как правило, первичной, в то время как в строительстве - вторичной.

По данным обследования МЦК, около 30% занятых в торговле и сфере  общественного питания горожан  работают без трудового договора. На долю основной регулярной неформальной занятости в этих отраслях приходится 57% общего числа неформальных рабочих мест в выборке (N=128), в то время как по всей выборке доля рабочих мест в торговле и сфере общественного питания составляет всего лишь 15%. На долю четырех отраслей (розничная торговля и общественное питание, строительство и транспорт) приходится почти три четверти неформально занятых, однако это всего 33% общей городской занятости.

С учетом секторальной структуры неформальной занятости не удивительно, что наиболее распространенным профессиональным статусом в неформальной занятости является работник сферы услуг, за ним следуют  промышленные рабочие. Таким образом, рост сектора услуг может рассматриваться  как фактор роста неформальной занятости, но в отличие от развитых стран  в России наблюдается расширение не производственных услуг, а торговли, которая и порождает наибольшее количество неформальных рабочих мест.

Тот факт, что неформальная занятость  концентрируется главным образом  на малых молодых предприятиях, работающих в сфере услуг и общественного  питания, доказывает лишь одно: природа  экономической деятельности таких  фирм, включая их нестабильный, изменчивый характер, а также ограниченный доступ к кредитным ресурсам, не позволяет  им соблюдать жесткие правила  российского трудового законодательства. При такой текучести кадров работодатель должен обладать достаточной гибкостью  при найме нового персонала в  случае роста предприятия и увольнения лишних работников в случае его сокращения. Другим фактором, влияющим на оформление трудовых отношений, является налогообложение. В России работник не выплачивает  отчислений в систему социальной защиты из своих доходов (на пенсионное обеспечение, страхование от безработицы и т.д.), в то время как ставка единого социального налога до 2005 г. составляла для работодателя более 35%.

Уровень неформальной занятости в  промышленности России должен быть существенно  выше, поскольку охваченная упомянутым обследованием категория включает далеко не всех неформально занятых  на промышленных предприятиях. Так, информация, полученная в ходе обследования домашних хозяйств, предприятий и организаций  Брянской области (исследовательский  проект TACIS "Определение параметров теневой экономики"), позволила  оценить масштабы совокупной занятости (с учетом ее неформального компонента) на предприятиях области, которые оказались  на 19% выше списочной численности  работающих.

В России одной из ключевых сфер неформальной занятости является торговля, особенно мелкооптовая рыночная. Городские, вещевые  и продуктовые потребительские  рынки представляют собой крупнейшую составляющую современной неформальной экономики везде в мире, являясь  средоточием не только юридически неоформленных  отношений найма, но и местами  концентрации нелегальных мигрантов  и теневого предпринимательства. В  России, согласно экспертным оценкам, эти рынки вбирают до 15% экономически активного населения (т.е. не менее 10 миллионов человек) в качестве наемных  работников и предпринимателей. Причем более 90% последних, являясь, по сути, само - занятыми, не имеют и не стремятся  приобрести легальный статус и, следовательно, не несут связанных с этим статусом обязанностей (уплата налогов, оформление сделок, предоставление отчетности, сертификация товара и т.д.).

Важной сферой неформальной занятости, к сожалению, переплетающейся практически  со всеми остальными ее видами, является криминальная и иная антисоциальная деятельность: наркобизнес, контрабанда (включая торговлю людьми и нелегальную переправку их через границу), торговля оружием, изготовление фальшивых документов и денежных знаков, производство и реализация порнографической продукции, рэкет, проституция, сутенерство и сводничество, заказные убийства, бандитизм и иная силовая поддержка организованной преступности. Эти виды деятельности теснейшим образом связаны с масштабной коррупцией в органах государственной власти.

Оценить размеры этого вида неформальной занятости крайне трудно в силу ее "подпольного" характера, а также  вследствие того, что очень часто  она выступает в форме вторичной  занятости, будучи официально "прикрыта" каким-либо вполне легальным видом  деятельности (учеба в вузе, работа в охранных структурах и т.п.). По оценке МВД РФ, численность тех, кого можно безоговорочно отнести  к криминальной составляющей неформальной занятости (криминальные авторитеты и  их "рабочая сила": торговцы наркотиками  и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки  и проч.), достигает примерно 9 миллионов.

2.3 Роль  неформальной занятости в России

 

Роль неформальной занятости в  России весьма неоднозначна. С одной  стороны, очевидна ее положительная  роль в решении проблем занятости  и доходов населения, расширении рынка товаров и услуг, создании базы для развития малого бизнеса. Это, прежде всего, сокращение фактической  безработицы и снижение напряженности  на рынке труда. Она дает населению  возможность не только подработать, но и заработать, а для многих (в частности, для лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда) это нередко единственная возможность  выжить в трудных условиях.

Неформальная занятость способствует заполнению не престижных рабочих мест, совершенно непривлекательных для  работников на официально предлагаемых условиях занятости и особенно - оплаты (это касается, в первую очередь, строительных специальностей и водителей, вакансии которых, согласно информации региональных и местных органов занятости, остаются незаполненными длительное время). Неформальная занятость, кроме того, открывает широкие возможности гибкого использования рабочей силы, что представляет интерес не только для работодателей, но и для многих категорий работников. А заработки неформалов, в свою очередь, ведут к увеличению спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым их производство.

Выявлено, что неформальная занятость  способствует включению населения  в рыночные отношения. Регулярно  работающие без трудового договора гораздо менее склонны оставлять  вопрос оплаты и условий работы на усмотрение работодателя, им свойственна  большая активность при обсуждении условий будущей трудовой деятельности с работодателем. Они чаще, чем  формально занятые исходят из альтернативности выбора, в большей  степени ранжируют требования к  месту работы. Рыночный торг и альтернативность выбора как составляющие рыночного  обмена более характерны именно для  неформально занятых.

Обнаружено, что стирается граница  между формальной и неформальной занятостью. И официально трудоустроенные  и работающие без трудового договора, строя отношения с работодателем, во многом ведут себя очень похоже. Кроме того, формальная занятость  наполняется разного рода неформальными  практиками, например, активно используются личные связи и знакомства при  трудоустройстве, имеют место выплаты  заработной платы из «черной кассы», распространены ситуации, когда работники  используют рабочее время и казенное имущество в личных целях, забирают с работы домой различные вещи и т.п.

Таким образом, неформальность как отклонение от официально установленного порядка существует во всех без исключения формах занятости в разной степени и в разных проявлениях.

Неформальная занятость, таким  образом, способствует развитию конкуренции, в том числе и на рынке труда. Наконец, она ведет к увеличению предложения относительно дешевых товаров и услуг, обеспечивая тем самым потребление беднейших слоев, составляющих около трети населения страны. В этой социальной роли неформальной занятости и заключается, на мой взгляд, одна из важнейших причин живучести и развития данного феномена в России.

Большая часть исследователей все  же считает неформальную занятость  в основном негативным феноменом, который  может дать некоторые преимущества использующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение возможности  трудиться) или потребителям (возможность  приобретать товары и услуги по более  низким ценам), но наносит серьезный  ущерб государственному бюджету  и косвенно - другим экономическим  агентам, действующим в рамках закона. Подавляющее большинство подчеркивает, что развитие неформальной занятости создает как на федеральном, так и на региональном уровне серьезные проблемы, игнорировать которые невозможно.

В числе важнейших экономических  проблем специалисты в первую очередь отмечают недополучение социальных платежей и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, что оборачивается нехваткой инвестиций и недофинансированием социальной сферы, что не позволяет существенно повысить социальные выплаты и оплату труда в бюджетной сфере.

Вместе с тем, неформальная занятость порождает ряд острых социальных проблем. Прежде всего, она создает дополнительные условия для развития криминальной среды. Кроме того, для занятых в неформальном секторе отсутствуют реальные социальные гарантии, контроль за условиями труда. Это относится не только к собственно неформальному сектору, но и в значительной степени к зарегистрированным производственным единицам подобного рода. Также, снижение затрат на модернизацию производства и торможение научно-технического прогресса из-за возможности использования относительно дешевого труда и как результат - низкое качество производимой продукции и услуг (при отсутствии надлежащего контроля за ним со стороны уполномоченных на то органов);

 снижение качества рабочей  силы вследствие ее деквалификации, хищнической эксплуатации и отсутствия  охраны труда; отток квалифицированных  и высококвалифицированных специалистов (особенно из бюджетной сферы)  в неформальный сектор, где можно  больше заработать, пусть даже  ценой снижения качественных  параметров занятости. 

Занятость в неформальном секторе, особенно в таких сферах, как мелкая торговля, оказание различных услуг  частным лицам приводит к частичной  утрате квалификации, профессиональных навыков. Нерегулярный характер занятости  приводит к отвыканию от систематической  работы. Все это в конечном итоге  ведет к дисквалификации и  люмпенизации значительной части занятых в неформальном секторе, особенно молодежи.

Деятельность неформального сектора  затрудняет контроль качества предоставляемых  товаров и услуг, что может  иметь негативные последствия для  потребителей.

 Наконец, государство недополучает  значительную часть средств в результате укрывания доходов от налогообложения.

В целом, на современном этапе неформальная занятость играет положительную  роль в экономике. Несмотря на ее недостатки, обойтись без нее представляется нереальным. Кроме того, неформальный сектор достаточно инерционен. Опыт стран с массовой неформальной занятостью показывает, что она не исчезает автоматически по мере создания рабочих мест в формальном секторе.

Полностью устранить неформальную занятость, а вместе с ней и  укрытие части налогов от налогообложения  невозможно.

Запретительные меры по отношению  к неформальному сектору, несмотря на все его недостатки, не оправдывают себя. Сокращение неформального сектора в результате ужесточения политики государства в отношении незарегистрированной занятости приведет к резкому росту безработицы, поскольку значительная часть неформально занятых не сможет трудоустроиться в формальном секторе. Для работающих в неформальном секторе на условиях вторичной занятости такая политика приведет к резкому снижению уровня жизни. Кроме того, запрещенный, преследуемый неформальный сектор неизбежно примет криминальную форму. Запретительные меры представляются обоснованными лишь в отношении наиболее негативных проявлений неформальной занятости. Поэтому следует ориентироваться на то, что неформальный сектор в России будет существовать и в отдаленной перспективе. Однако, в средне- и долгосрочной перспективе его недостатки могут иметь серьезные последствия: криминализацию общества, люмпенизацию населения, воспроизводство бедности, деградацию трудового потенциала общества. Чтобы избежать этого, необходимо преодолеть негативные тенденции развития неформального сектора уже сейчас, направив его развитие в цивилизованное русло. Проблемы стимулирования развития малого предпринимательства, расширения занятости в частном секторе и перевода неформально занятых в легальную экономику тесно взаимосвязаны. Комплекс регулирующих мер должен включать следующие направления: упрощение процедуры регистрации создаваемых предприятий, снижение налогов, упрощение системы налогооблажения и повышение ее стабильности, финансовая поддержка. Стимулируя развитие малого предпринимательства, эти меры должны одновременно привести к легализации части неформального сектора, повышению его подконтрольности, обеспечению занятым в нем хотя бы минимальных социальных гарантий.

Информация о работе Неформальная занятость