Необходимость перехода к рыночной экономике и сущность ры-ночных преобразований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 05:05, курсовая работа

Описание работы

Переходная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы [2, c. 135].

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.47 Кб (Скачать файл)

3. Возникновение  отрицательных внешних эффектов  рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений [1].

Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде - социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.

К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.

Экологические экстерналии обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает предприятия снижать издержки производства, в том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением соответствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.

4. Важным  фактором государственного регулирования  экономики является научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

5. Государству  необходимо вмешиваться в экономику  и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка.

Рынок становится все более несовершенным и  государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

6. Наконец,  государственное регулирование  развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.

В целом  государственное регулирование  оказывается необходимым для  более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.

К середине ХХ в. необходимость государственного регулирования рыночной экономики была обеспечена соответствующими возможностями.

К таким  возможностям прежде всего следует отнести расширение и укрепление государственного сектора в экономике. Данный сектор формирует государственная собственность и денежные средства, которыми располагает государство.

Сам по себе государственный сектор возник вместе с появлением государства. У государства всегда были земли, здания, сооружения, техника (прежде всего военная) и т.д. Всегда был бюджет, который формировался и использовался государством и оказывал влияние на экономику. Однако размеры этого сектора длительное время были незначительными и существенного влияния на экономику он не оказывал. Так, до Первой мировой войны доля государства в национальном доходе большинства стран с рыночной экономикой составляла 3 - 10%.

Не произошло  радикальных изменений и после  войны, если не считать СССР, где  экономика стала плановой. Ситуация коренным образом изменилась после Второй мировой войны. Объектами государственной собственности стали многие промышленные и транспортные предприятия, связь, банки, научные и учебные заведения, учреждения здравоохранения, часть жилищного фонда, объекты коммунального хозяйства, земли, лесные угодья. Правда, если брать долю государства в общих средствах производства, то в разных странах она различна: в США эта доля (без собственности Пентагона) составляет примерно 2%, в Англии -8 - 10%, в ФРГ - свыше 20%, в Японии и Франции - около 30%. Высокий удельный вес государственной собственности явился одним из оснований для характеристики экономик многих западных стран как смешанных.

Расширению  государственной собственности  способствовала Вторая мировая война, которая обусловила возникновение  многих крупных военных заводов.

В некоторых  странах после войны произошла  национализация, то есть передача в  собственность государства ряда частных предприятий.

Заметную  роль в расширении государственной  собственности сыграла НТР, обусловившая возникновение новых и довольно капиталоемких производств с низкой скоростью оборота капитала. К тому же эти производства требовали значительных средств на НИОКР, не обещавших быстрой отдачи в виде прибыли.

Речь  идет о ядерной энергетике, авиастроении, ракетостроении, развитие которых было обеспечено государством.

Поскольку НТР потребовала новой рабочей  силы, то государству пришлось взять на себя развитие образования, здравоохранения, социальное обслуживание.

Обострение  международной конкуренции обусловило в некоторых странах банкротство целых отраслей, имевших общенациональное значение: угольная и газовая промышленность, металлургия, железнодорожный транспорт. Их сохранением и развитием было вынуждено заняться государство.

Кроме того, государству пришлось пойти на национализацию некоторых предприятий, обладавших естественной монополией: железнодорожный транспорт, энергетика, связь.

В формировании государственного сектора большую  роль сыграл государственный бюджет. Благодаря ему государственный сектор получил денежные средства для своего развития. За счет госбюджета путем выкупа осуществлялась национализация частных предприятий, создавались новые предприятия, в том числе предприятия инфраструктурного типа, призванные обслуживать частный сектор.

Госбюджет стал основой для государственных  закупок товаров у частных фирм. Например, в США около 20% ВНП приходится на государственные закупки.

Значительные  возможности воздействия государства  на экономику связаны с перераспределением национального дохода. В ряде стран через госбюджет проходит свыше 50% национального дохода. Воздействие на экономику осуществляется как в процессе формирования госбюджета через налоговую политику, так и в процессе его использования через бюджетную политику.

Составной частью государственного сектора являются государственные банки, которые в ряде стран встали во главе банковской системы. Появилась возможность целенаправленного воздействия государства на денежную массу, на кредитную активность частных банков.

В целом  наличие государственного сектора  в экономике позволяет государству использовать экономические методы воздействия на частный сектор как основу рыночной экономики.

Значительные  возможности государственного регулирования  связаны с формированием мощной административно-правовой системы  в странах с развитой рыночной экономикой. Не только теория, но и практика показала, что обществу нужен не рынок вообще, а организованный рынок, действующий в рамках определенных законов и правил. В этой связи получило развитие хозяйственное право, сложилась система законодательного регулирования национальной экономики.

Административно-правовая система позволила осуществлять контроль над монопольными рынками, внешними эффектами рынка, обеспечивать защиту национальных интересов на международных рынках.

Возможности государства расширились и благодаря  усилению его общенационального характера как надстроечного института. Если прежде государство выступало как орудие политической власти господствующего класса, то в современных условиях оно призвано быть инструментом уравновешивания классовых и социальных интересов, обеспечения национального согласия и социального мира. Понимание необходимости подобной роли государства делает господствующие классы более терпимыми к его вмешательству в частный сектор.

Усилению  общенационального характера современного государства способствовало и формирование так называемого среднего класса - довольно значительной части населения  со средними доходами, ставшего своеобразным балансиром между бедными и богатыми.

Нельзя  также не отметить и роли науки, прежде всего экономической, в теоретическом  обеспечении государственного регулирования  экономики. Особое значение приобрели  экономико-математические методы, позволяющие моделировать экономические процессы и тем самым предвидеть последствия принимаемых политико-экономических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления рыночных преобразований в Республике Беларусь: трансформация отношений собственности, формирование и развитие рыночных институтов

 

Основные  направления, цели и задачи экономической  политики государства представлены в системе государственных прогнозов  социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективы.

Опыт, накопленный Беларусью и другими  странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике  можно выделить три стратегические линии поведения государства [6, c. 640].

Первая  стратегическая линия определяется тем, что государство уходит из тех  сфер социально-экономической жизни, где доказаны неэффективность и  нецелесообразность его присутствия (деэтатизация). Место государства на данном направлении занимают рыночное саморегулирование и экономическое самоуправление институтов гражданского общества.

Благодаря таким изменениям в первую очередь  здорово выигрывает налогоплательщик, так как государство становится для него более "дешевым". Общий выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор экономической свободы, выступающей признанным фактором социального прогресса.

Вторая  стратегическая линия определяется тем, что государство остается в  эпицентре экономической жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, стиля и методов работы органов государственного управления. Демократическое государство начинает кропотливо учиться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рыночных отношений.

Например, выделим:

а) проведение белорусским государством с середины 90-х гг. аукционов и тендеров;

б) последовательное использование при подготовке важных решений экономической информации, которую предоставляет рынок;

в) воздействие  на рыночные цены через спрос (государственные  закупки) и предложение (использование товарных резервов, регулирование импорта).

Передача  функций управления государственным  предприятием директорскому корпусу, увязывание оплаты труда с конечным финансовым результатом, коммерциализация значительной части государственных  предприятий отражают такого же рода существенные изменения.

Третья  стратегическая линия государства  состоит в том, что последнее  берет на себя ответственную роль регулировщика экономической жизни страны. По тем направлениям, где:

а) рыночные сигналы проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают проблемы с обеспечением должной экономической ответственности хозяйствующих субъектов и т. п.;

б) часть рыночных отношений, утратив внутренние импульсы развития, не обеспечивает необходимый уровень экономической и социальной эффективности.

Примечание. Реализуя вторую и третью стратегическую линию, необходимо все же соблюдать объективные пределы, которые существуют для государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

Экономическая политика государства. Выполняя в переходный период соответствующие функции (классические и новые), государство разрабатывает  и проводит сбалансированную экономическую  политику.

Экономическая политика государства  есть совокупность мер, направленных на упорядочение процессов в национальной экономике и предусматривающих достижение поставленных целей.

Государственная экономическая политика выступает  как генеральная линия действий, проводимых правительством в .области, национального производства. Основными сферами экономической политики государства выступают финансово-кредитный сектор, инвестиции, трудовые отношения, а также внешние экономические связи.[6, c. 641]

В переходный период основными объектами экономической политики государства непосредственно выступают те задачи, которые определяют содержание самой трансформации, — стабилизация, либерализация и экономический рост.

Проведение  государством экономической политики находит свое отражение в разработке соответствующих документов (концепции, прогнозы, программы и т. д.). Обычно выделяются среднесрочная и долгосрочная перспективы государственной экономической политики. Особо следует выделить те документы, которые после прохождения соответствующих процедур в парламенте страны приобретают силу закона. В первую очередь это касается бюджета страны и налоговой политики.

Информация о работе Необходимость перехода к рыночной экономике и сущность ры-ночных преобразований