Необходимость перехода к рыночной экономике и сущность ры-ночных преобразований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 05:05, курсовая работа

Описание работы

Переходная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы [2, c. 135].

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.47 Кб (Скачать файл)

Медленно  формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.

Актуальной  остается проблема кадрового обеспечения  рыночных преобразований. Особенно остро  ощущается нехватка высококвалифицированных  специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки  и повышения конкурентоспособности  экономики Республики Беларусь и  другими программами в качестве основных направлений структурных  преобразований на пути формирования рыночной системы хозяйствования в  Республике Беларусь определены:

- создание  необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических  условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных  инвестиций и кредитов;

- опережающее  развитие наукоемких высокотехнологичных  экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

- стимулирование  процесса реформирования реального  сектора экономики, повышения  его эффективности на основе  совершенствования бюджетно-налоговой,  денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых,  отраслевых и региональных корпоративных  структур в форме финансово-промышленных  и иных хозяйственных групп;

- развитие  и государственная поддержка  малого предпринимательства;

- повышение  эффективности деятельности естественных  монополий, формирование конкурентной  среды в немонопольных сегментах  экономики;

- разработка  и реализация социальных программ  и программ совершенствования  производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого  потенциала и приоритетных отраслей  и производств [11].

В последние  годы многое сделано на пути формирования рыночной системы хозяйствования. Однако следует отметить, что некоторые  преобразования замедлились в связи  с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест и др.

Несмотря на то, что в стране работает комплексная система противодействия кризису, есть мнение, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целом экономической политики во многом ограничен. Поэтому, на наш взгляд, у нас есть все возможности активизировать свою работу по всем стратегическим направлениям сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России с тем, чтобы с минимальными потерями выйти из кризисной ситуации.

В 2008 г. году между правительствами  наших стран достигнута договоренность о взаимопонимании по вопросам координации  мер по повышению конкурентоспособности  национальных экономик, в соответствии с которой предусматриваются  совместные действия по улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли между странами.

Более активно следует создавать  стимулы для:

  • взаимной поддержки наших традиционных рынков;
  • развития кооперационных связей, их кредитования и урегулирования взаимных неплатежей во взаимной торговле;
  • упрощения допуска товаров на внутренние рынки наших стран, включая участие в государственных закупках.

Для того, чтобы усилия были комплексными и продуктивными по продвижению наших товаров на рынки обоих государств необходимо не только принятие мер по совершенствованию условий взаимной торговли, допуска на рынки, но и налаживание системы расчетов. Важна реализация межгосударственного соглашения о расширении применения российского рубля во взаиморасчетах. Это позволит восстановить уровень финансового состояния наших предприятий и соответственно улучшит положение бюджетов обеих стран. Необходимо отметить, большой потенциал регионального взаимодействия в рамках СНГ и ЕврАзЭС для преодоления последствий кризиса. И здесь далеко не все резервы ещё исчерпаны. Значительное внимание следует уделять дальнейшему уменьшению региональных барьеров во взаимной торговле, повышению мобильности капитала, увеличению межрегиональных инвестиционных потоков. [14]

В последнее время много говорят  о роли международных организаций, главным образом, Международного валютного  фонда и Всемирного банка. Наша позиция в данном вопросе проста – МВФ должен существенно усилить свою роль по предупреждению кризисных явлений. Таким образом, экономика Беларуси, показывая последние 5 лет устойчивые экономический рост и находясь на фазе подъема, в 2009 году перешла в фазу спада и рецессии. Причины различны, но, как и остальные экспортоориентированные страны, Беларусь пострадала от кризиса от сворачивания основных рынков сбыта. При этом на фоне мировых экономических проблем Беларусь уже столкнулась со структурным кризисом.

 

 


Информация о работе Необходимость перехода к рыночной экономике и сущность ры-ночных преобразований